Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
7 августа 2016, 08:59

Липовые права в России: пережиток прошлого или реальность?

Председатель Гильдии автошкол в эфире Лайфа рассказал об изменениях в обучении вождению, повышении стоимости курсов и коррупции при получении прав.

Фото: ©РИА Новости/Максим Блинов

Фото: ©РИА Новости/Максим Блинов

С. ЛОБАРЕВ: Были случаи, когда школа слукавила (одна в Москве, не буду ей рекламу делать). Она не сообщила ГИБДД, что у неё приостановлена лицензия, или договорилась, как многие говорят, давайте так не будем путать. И два года работала, и почти двести человек вышли и через прокуратуру сейчас проходит отзыв этих водительских удостоверений.

Полную версию программы "Автопятница" с Сергеем Лобаревым читайте ниже и слушайте в аудиозаписи. 

П. ШКУМАТОВ: "Автопятница", с вами Пётр Шкуматов. Начнём мы с очень интересной новости. Вышел проект нового приказа МВД. Его текст доступен на сайте Общественного обсуждения правительства. И он кардинально реформирует систему сдачи на права, на водительское удостоверение. Так вот, сдавать на права, как вы знаете, это трёхступенчатый экзамен. Сначала вы сдаёте правила дорожного движения, потом площадку, потом вождение в городе. Первые два пункта могут быть перенесены на площадку автошкол. Эту тему мы обсудим сейчас с человеком, который, наверное, лучше всех в стране разбирается в том, что происходит с автошколами. Сергей Лобарев, председатель Гильдии автошкол. Сергей, добрый вечер.

С. ЛОБАРЕВ: Добрый вечер!

П.Ш.: Сергей, где подвох? Почему гаишники так легко расстаются с частью своих полномочий?

С.Л.: Зачем тут искать подвох, Пётр? Безусловно, приказ уже подписан. Это не проект. Уже ждём его окончательного обсуждения. И будем обсуждать этот вопрос. Два месяца тому назад нас приглашали в ГИБДД и спрашивали: "Какие вам полномочия нужны, как взаимодействовать?" И, безусловно, у многих школ стоял такой вопрос — хорошо бы нам передать экзамен. Но, самое главное, некоторые недопонимают и не вникают, это не означает, что у нас будут принимать и этот экзамен будет легитимен. Нет. Представители ГИБДД, как и сейчас в некоторых автошколах, всё равно будут приезжать в образовательные организации, присутствовать на первых двух. В принципе, этот экзамен, ПДД, уже на компьютерах везде принимается. И там уже обмануть кого-то или слукавить нельзя, в том числе на площадке.

О реформах автошкол, экзаменах и подорожании курсов вождения

С.Л.: Напомню, что с 1-го сдаётся по новому административному регламенту, будет уже пять упражнений. Они тоже регламентированы.

П.Ш.: А какие?

С.Л.: Они в принципе те же самые: это и эстакада, и площадка, и "змейка". От "змейки" мы улыбались, конечно, от новой. Реформа автошкол — объявили, что будет ужесточение. Та "змейка", которая сейчас (пять конусов и необходимо проехать, и, безусловно, сложно сейчас проехать, это и моторика рук, ног, это и глазомер), то предложенный вариант "змейки" на полувыжатом сцеплении, крадучись, проехать в створе ворот, не представляет проблем. Но объявили это как реформу. Так что, в принципе, сложности нет. Но я обращу внимание, Пётр, напомню, что в Европе площадку не принимают. Такие компетенции нужны, со скоростью 5 км ехать, где, в лесу, может быть, объехать берёзу какую-то.

П.Ш.: Я помню, меня завалили на площадке в первый раз, когда я сдавал.

С.Л.: Завалить можно любого человека. И хорошо, что мы в марте месяце, Профессиональное сообщество, Гильдия автошкол и автоспортсмены, мотоспортсмены смоделировали некоторые упражнения и доказали представителям ГИБДД, что их проект приказа просто нельзя выполнить без определённой мзды. Так что услышали нас. Но вот то, что вы сейчас говорили, действительно мы ожидаем этого.

"И в настоящее время, как ни прискорбно, но 50% у ГИБДД площадок своих нет"

С 1 сентября необходимо выполнить регламент, и, безусловно, они уже обращаются к нам, к автошколам в оказании помощи, использовать наши площади.

П.Ш.: Понятно. То есть, условно говоря, в экзаменационных отделениях ГИБДД не хватает или площадки не соответствуют нынешним требованиям, поэтому, вместо того чтобы делать площадки, они говорят: "А давайте мы на ваших площадках поэкзаменуемся". Так?

С.Л.: Да, действительно так. Мало того, "мы будем вас экзаменовать", но вы выполните ещё дополнительные требования. Мы говорим, и так из 11 500 автошкол два года тому назад осталось 5500 автошкол. Многие не выполнили условия площадки, много требований. Они говорят: "Нет, теперь, если хотите, чтобы мы у вас принимали экзамен, необходимо ещё в инфраструктуру вложить от полумиллиона до полутора: туалеты, выходы, лавочки, комната отдыха, наверное, кофе и т.д.". Но автошколы руки поднимают и говорят: "Нет. Давайте с больной головы на здоровую не перекладывать". Хотя это будет преференция. Действительно в родных стенах и помогают.

П.Ш.: Да, а собственно, автошколам вот эти затраты кто будет компенсировать? Как обычно, ученики?

С.Л.: Да. Если школа будет участвовать в этом экзамене, то придётся раскидать это на наших контрагентов. В настоящее время стоимость в России в крупных городах — это 40 тысяч, где-то в регионах — 20—25. Так что я сразу предупреждаю радиослушателей, если стоит 10—15 тысяч, это маркетинговый ход. Это значит рубль — вход, а выход будет уже рублей 30 или 40. Это очень важно. И в Москве, например, уже судебные дела вокруг многих автошкол, которые не имеют лицензии, проверку не прошли учебно-материальной базы. И уже Гильдия автошкол в московском отделении, крупнейшем холдинге "Центральной автошколы" вынуждена была сделать специальную справочную службу, чтобы будущим слушателям открыть карты.

П. Ш.: А что грозит человеку, если он связался с автошколой, которая не имеет этого разрешения или лицензии?

С. Л.: В принципе, если он это вовремя увидел, он имеет право написать заявление в автошколу и возвратить эти денежные средства.

П.Ш.: К экзаменам его допустят?

С.Л.: Были случаи, когда школа слукавила (одна в Москве, не буду ей рекламу делать). Она не сообщила ГИБДД, что у неё приостановлена лицензия, или договорилась, как многие говорят, давайте так не будем путать. И два года работала, и почти двести человек вышли и через прокуратуру сейчас проходит отзыв этих водительских удостоверений. Будем говорить, что водители попали. Они уже ездят, сдали госэкзамен, хотя для нас это нонсенс. Если раньше, два года тому назад, можно было без обучения, как в Европе, представить свои знания по теории и навыку вождения и получить заветную корочку, то тут уже человек полгода-год ездит и вдруг выясняется, что после приёма госэкзамена его документ нелегитимен. Для нас это нонсенс.

П.Ш.: Ну да, странно, потому что я вот сдавал экстерном. Единственное, что было проблемой, это убитые автомобили с убитыми сцеплениями. Даже меня смогли завалить. Ну, просто техническое состояние автомобиля было таким, что я бы на нём, честно, не рискнул бы даже по площадке ездить. Но сейчас с этим всё-таки получше.

Сергей, а если возвращаться к возможному повышению цен на обучение, вы во сколько бы его оценили? То есть вот я помню, когда была реформа Министерства образования, когда автошколы обязали иметь свои автодромы, четверть гектара минимум на автодром выделить. Тогда вот закрылось достаточно большое количество автошкол. И цены прогнозировали, что вырастут в два раза, но вот реально они выросли в полтора раза. Сейчас, вот если экзаменационная часть перейдёт на автошколы, сколько тысяч рублей придётся доплатить новым ученикам?

С.Л.: В Москве это, возможно, если это крупный холдинг и большое количество учащихся, то это, наверное, тысяч на пять. Но закрываться, безусловно, автошколы не будут. И будут как-то хитрить или лукавить, потому что сложно. Вы знаете, условия и так — теперь, по новому положению, мы готовим уже не любителей, а профессионалов, — обязаны соответствовать общим требованиям и готовить водителей с ограниченной возможностью здоровья. Эти кандидаты действительно у нас проходят, а для них пандусы, специальные туалеты. Проблематично, конечно. Ну вот сейчас тысяч на пять, на семь. Нужно ли это? Не знаю. Главное, что, ладно, попросили, но предъявили определённые условия, чтобы это были тарифицированные сертифицированные аппаратно-программные комплексы. Условий таких нигде нет, мы в документах не смотрели.

Должно быть видеонаблюдение: 3—5 камер для того, чтобы не было коррумпирующей составляющей. Безусловно, опять требований к этим камерам нет. Но пишут: сертифицированные. А мы знаем, в ряде регионов России один начальник ГИБДД просит пять камер. Выясняется, у него жена работает в этом магазине. В другом — три. И вот я думаю, что, наверное, всё-таки будет какой-то приказ или разъяснение для того, чтобы минимизировать затраты автошколы, быть услышанными.

П.Ш.: Там, где три, наверное, у начальника ГИБДД работает тёща в этом магазине.

С.Л.: Наверное, да.

П.Ш.: Сергей, а по поводу камер. Получается, весь процесс будет сниматься на видео? То есть процесс сдачи экзамена. А его вообще хоть кто-то когда-нибудь будет смотреть, как думаете? Там есть регламент хранения? Сколько хранить?

С.Л.: Есть определённый регламент, да, безусловно. И это сделано, в принципе, для ГИБДД. В некоторых регионах уже ГИБДД влезла в учебный процесс и говорит: "Автошколы, снимайте весь учебный процесс, чтобы мы могли проверить". Напомню, что по вертикали мы подчиняемся Министерству образования. И нигде, во всём мире, чтобы военный или, там, МВД, никогда в учебный процесс не залезали. В принципе, это сделано, возможно, правильно, ограничить количество кандидатов-водителей, которые, будем говорить, полуфабрикаты, не имеют навыка, чтобы на дорогу не вышли. Безусловно, хорошо бы, наверное, этот экзамен передать гражданским.

П.Ш.: Мне кажется, очень интересно идёт разговор. Надеюсь, что вы из него почерпнули много интересного. Итак, очень скоро первые две части экзамена будут принимать непосредственно в автошколе. А с учётом затрат на дополнительную инфраструктуру, вероятно, цена в Москве или в Санкт-Петербурге вырастет на 5—7 тысяч рублей. Это Сергей Лобарев только что подтвердил. Человек лучше всего разбирается в нашей стране в этих внутренностях процесса обучения.

О взятках в ГИБДД

П.Ш.: Сергей, всё-таки коррупция, самый такой интересующий людей момент: сейчас исчезла эта история, когда водительское удостоверение дарили на день рождения, его можно было заказать в Интернете за определённую сумму денег? Всё, это ушло? Или всё-таки есть такие?

С.Л.: Те сообщения, которые мы знаем и получаем, что всё-таки имеет место и идут некоторые автошколы вместе с ГИБДД на сделку, и покупные права есть. Это то, что было в позапрошлом году у нас в Москве.

П.Ш.: Скандал там был.

С.Л.: Скандал, да. Три с половиной года получили сотрудники МВД, были представители и автошкол. Ну что греха таить? Наверняка это всё остаётся.

П.Ш.: А масштаб уменьшился? Или на том же уровне?

С.Л.: Нет. Везде с регионов получаем информацию от слушателей за рулём. Недавно Сергей Смирнов тоже проводил опросы.

"Почти 45% бывших наших слушателей автошкол России говорят, что в автошколах предлагали сделать более льготное прохождение на экзамене в ГИБДД"

Наверняка дыма без огня не бывает. Есть возможность. И, безусловно, некоторые, наверное, уже не ко дню рождения, но через автошколу покупают свидетельства, и вместе с ГИБДД уже оказывают помощь.

П.Ш.: У меня вопрос к нашим уважаемым радиослушателям. Хочется узнать: вы своё водительское удостоверение получили абсолютно честно или всё-таки где-то что-то было? Звоните — голосуйте. Очень интересно увидеть реальный расклад, что у нас происходит вообще в этой области. Сергей, а вот вы бы оценили как сейчас? Какая пропорция таких людей, которые пользуются помощью звонка к другу?

С.Л.: Ну, процентов 30—40 бы оценил. С первого раза, это условия такие, не сдают. Кто оказывает помощь, так и утверждают, с первого раза вас завалят: теорию, площадку, город. Это в Интернете есть информация. Это информация от слушателей. Это бесплатная справочная служба, которую мы открыли специально для начинающих водителей. Вы знаете, мы как-то посвящали этому время, мы специально создали такую площадку вместе с "Русским автомотоклубом", где они оказывают помощь по техническому состоянию, а мы оказываем помощь по юридическому, где представители ГИБДД нарушают права или они нуждаются в каких-то вопросах, европротокол оформить. Вся эта информация есть на "Гильдии автошкол". К сожалению, да, имеет место. Здесь, конечно, несколько предложений есть. Это, предположим, обезличить, как мы говорим, водителя. После получения прав он идёт в ГИБДД и сдаёт сам экзамен. Я имею в виду индивидуально, никакой группы нет. Никакой школьной группы у ГИБДД нет. Он, согласно требованиям, вот, пожалуйста, предъявите экзамен. По очереди автошколы могут предоставлять свой транспорт. Вот тогда это будет правильно. Или в комиссию надо привлекать людей, то ли это общественность, это и страховые компании, которые заинтересованы материально для того, чтобы полуфабрикат на дорогу не вышел. К сожалению, это всё ГИБДД. Они неплохие люди. 

"Я знаю сотни, десятки офицеров порядочных, но, к сожалению, система есть система, и некоторые идут на сделку с совестью"

П.Ш.: Я останавливаю голосование. Вы практически угадали. Чувствуется профессионал. 61% наших радиослушателей получили своё водительское удостоверение честно, а 39% — где-то что-то. То есть если вспомнить наш предыдущий опрос, аналогичный, у нас было 66 на 34. То есть понятно, 2/3 получают честно водительское удостоверение, а 1/3 — с какими-то нюансами. Вот вы сказали один такой интересный момент — обезличенное участие будущего водителя в экзаменах ГИБДД. То есть когда водитель приходит, не показывает документов, индивидуально приходит без личности, то есть с каким-то номером временным.

С.Л.: Да. Только фотография.

П.Ш.: И с фотографией, естественно, чтобы не было такого, что за кого-то кто-то сдавал. И сдаёт. Вот как вы думаете, это в итоге поможет уменьшить число людей, которое пользуется, ну, скажем так, какими-то дополнительными услугами, может быть, автошколы, а может быть, ГИБДД?

С.Л.: Безусловно, необходимо в этом направлении работать.

П.Ш.: Ну это панацея?

С.Л.: Это один из элементов, что хоть что-то надо, давайте делать. Безусловно, я знаю, сейчас Москва, Питер тасуют в ГИБДД команду, допустим, с одного МРЭО на другое. Но всё равно система работает, звонок друга и говорит, Петров, Пупкин, там золотая кнопка серебряная, третий, четвёртый человек. Они ездят всё равно по одному. Они не знают даже, сдал следующий водитель или нет. Система есть, безусловно.

П.Ш.: Я знаю ещё такую систему, как кодовое слово. Когда человек садится в автомобиль, он ненароком называет кодовое слово или кодовую фразу, после чего инспектор говорит: "Ну да, вы сдали".

С.Л.: Или открывает бардачок, а там написано: педали не трогай. Так что здесь должна быть система, должна быть порядочность, честь офицера. Это человек-педагог должен понимать и также объяснять слушателям, что экзамен, попытки не стоят для тебя, это дорога в один конец. 60 человек в день гибнет людей! И просто полуфабрикат, авось, пронесёт или нет. Ну не пронесёт, сколько детей! Это для нас очень важно, чтобы будить, и чтобы будущие водители, кандидаты, это понимали, и чтобы педагоги. К сожалению, мы слышим, начинают без площадки, в город. Чувствуем, мокрый, потный, начинает человек волноваться и после третьего-четвёртого занятия, были и в Карелии вопросы, и в Архангельске. Мастеров просто уволили, пусть и не со статьёй, но жалобу нашу услышали, которые говорили: "Ты экзамен не сдашь, необходима помощь" и т.д. Это очень важно. И правильно вы поднимаете вопрос, что такие случаи есть.

П.Ш.: Сергей, а если обратиться к аварийности. Известно, что страховые компании озвучивали эту цифру, в том числе у нас в эфире, новички более аварийны, чем не новички, в три раза. То есть это действительно очень серьёзная история. Во многих странах в течение нескольких лет после сдачи экзамена в ГИБДД людям не выдают постоянное водительское удостоверение. Им выдают временное водительское удостоверение. И если человек вдруг попадает в ДТП или грубо нарушает ПДД, к нему отдельный подход. То есть это водительское удостоверение аннулируется, и он идёт опять учиться. Вот, может быть, у нас такую систему ввести, как думаете?

С.Л.: Я бы хотел немножко поправить тебя. Действительно, сейчас много вопросов и в прессе муссируется, что пьяницы — это 2/3. Ничего подобного — это 15%. Новички, их 25%. Ничего подобного — 7%. Было 9, сейчас 7% ДТП с участием начинающих водителей. Это официальная статистика за полгода. Улучшилась ситуация. Ну, во-первых, меньше стало и начинающих водителей. Много других вопросов. Но то, что новички более аккуратные, это точно. А вот подымаемый твой вопрос, что действительно есть поэтапное получение водительского удостоверения. Вначале он получает временное удостоверение. Его называют сертификат. После того проходит определённое время, полгода или год, смотря где стажировка, у него так ограничена скорость, количество пассажиров и т.д. И только тогда после сдачи экзамена он получает права. То же самое происходит и когда водитель-профессионал. Это сложный вопрос.

Я думаю, 28 сентября будет очередной конгресс в Питере, и мы будем услышаны, что необходимо разделить любителей и профессионалов. Ну стыдно, когда мы водителей категории "М" — мопеды — или "А" называем профессионалами и втюхиваем ему туда информацию, которая ему никогда не пригодится. То же самое и "В". Автоледи, будущие, состоявшиеся, им грузовой транспорт, грузоперевозки, перевозка пассажиров на грузовом транспорте — зачем людей грузить этой информацией (130 часов теории), когда ему процентов 80 не пригодится? Ну вот чтобы выдать удостоверение водителя-профессионала. В то же время профессионал — он полуфабрикат. Я вчера присутствовал на Международном форуме водителей такси, и мы обсуждали эти вопросы. Недостаточно удостоверения профессионала сейчас состоявшимся водителям-профессионалам. Мы предложили 20-часовой курс повышения квалификации. Он полуфабрикат. Вот вдуматься, да, это и не любитель, и не профессионал. Я думаю, мы будем услышаны. Всё-таки отделить муху от котлет: отдельно любители, которым с пункта А до пункта В доехать, и другой — профессионал (ему другие компетенции и навыки нужны).

П.Ш.: Спасибо большое. Сергей Лобарев, председатель Гильдии автошкол, у нас был в гостях. Сергей, спасибо, очень интересно. Надеюсь, ваши идеи всё-таки услышат на том уровне, где они и должны быть услышаны.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров