Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
8 августа 2016, 14:55

ФАС против Apple

Экономист Вадим Новиков — о том, почему сходство или единство цен — это не признак монополизированного или координированного рынка.

Фото: © РИА Новости/Михаил Фомичев

Фото: © РИА Новости/Михаил Фомичев

Новость о возбуждении антимонопольного дела в отношении Apple — это новость о начале судебного разбирательства. Практика такова, что коли ФАС возбудила дело, оно наверняка закончится решением о нарушении. Только для 20% компаний рассмотрение дела заканчивается благополучно.

По заявлению ФАС, поводом для разбирательства стало заявление гражданина о совпадении цен на iPhone 6s у основных его продавцов. В принципе, такое основание для проверки компании и возбуждения дела означает, что ФАС может прийти практически к любой компании.

Ведь согласно известному в экономике закону одной цены сходство цен является неотъемлемым свойством любого рынка вне зависимости от монополизации, а на рынках с совершенной конкуренцией все продавцы продают товар по одной и той же цене.

В общем, сходство или единство цен — это не признак монополизированного или координированного рынка. Это просто признак рынка как такового. И проверять компании на основе такого признака все равно, что подозревать кого-то в грабеже только лишь на основе наличия у него рук.

При этом саму возможность установления производителем рекомендованной цены перепродажи исключать нельзя. Это распространенная практика, и она целесообразна на рынках вроде того, о котором идёт речь. Для продажи дорогой техники со множеством неочевидных функций полезны — а иногда и просто нужны — консультанты в месте продажи.

Тонкость в том, что за эти консультации никто отдельно не платит — их можно оплатить лишь из стоимости товара. Если производитель установит цену перепродажи с учётом ожидаемых издержек на обслуживание, проблему можно считать решённой.

Однако если цена перепродажи не установлена, ритейлер уже не может заложить обслуживание в цену: бесплатно пообщавшись с консультантом, клиент покупает товар по более низкой цене у того, кто консультационных издержек не несёт, а ритейлер с консультантом превращается в неоплачиваемый шоурум.

Это объяснение установления цен перепродажи известно экономистам с момента выхода в 1960 году широкоцитируемой статьи Лестера Телсера "За что производители любят справедливые цены". Однако оно до сих пор мало — а скорее вообще никак — не воспринято российской антимонопольной практикой.

Говоря же о конкуренции, не стоит забывать, что конкуренция может быть и по цене, и по качеству. И если конкуренция по цене исключена, стимулы для конкуренции не исчезают, а перемещаются в сторону качества.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar