Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
15 августа 2016, 09:00

Забытое современное искусство: дебош на "Золотой маске"

Лайф вспоминает акцию "Школы современного искусства" под руководством Авдея Тер-Оганьяна, которая прошла на премии "Золотая маска" в 1997 году.

Фото: © кадр из видео YouTube/канал Игорь Тихий

Фото: © кадр из видео YouTube/канал Игорь Тихий

— Эй ты, говно, смотри сюда, — орал со сцены Дома актёра на Арбате щуплый юноша.

Следом за ним вышел бритоголовый подросток и кинул в зал нацистское приветствие. Его сменил парень с сигаретой и стаканом вина. Ещё были тинейджеры, заматывающие себя в верёвку, парень, разрывающий российский флаг.

Под конец вышел интеллигентного вида молодой человек, расстегнул ширинку и достал резиновый член. Вдоволь надрочившись и прооравшись, юноша запульнул игрушку в зрительный зал, где в первых рядах сидели Михаил Ульянов, Виталий Вульф, Марк Захаров, Александр Калягин и другие отечественные мэтры кино и театра.

Нет, это не дурной сон театрала, а церемония вручения "Золотой маски" 1997 года. Здесь прошло первое публичное отчётное мероприятие "Школы современного искусства" или "Школы авангарда" художника Авдея Тер-Оганьяна. Во второй половине 90-х годов уже известный в художественных кругах Тер-Оганьян основывает школу с целью привить молодым людям принципы авангарда. В ученики к нему набились одноклассники его сына Давида.

Первым пунктом учебной программы "Школы авангарда" было искусство эпатажа. Вышеупомянутые выступления — своего рода упражнения для юных авангардистов, которые таким образом учились раскрепощаться и не бояться гнева публики. Тер-Оганьян и его подопечные регулярно устраивали показы для своих, а "Золотая маска" стала своего рода выходом в свет.

Надо сказать, что время и место для дебюта были выбраны очень удачно. В 1997 году тучи вокруг главной театральной премии страны сгустились даже похлеще, чем в предыдущем, когда Серебренников и Богомолов бойкотировали фестиваль. Организаторов "Золотой маски" обвинили в коррупции, раздаче наград "своим" и игнорировании мнения театрального сообщества. Так что эпатажное выступление молодых авангардистов добавило огня в уже крайне накалённую атмосферу.

После большого дебюта юные авангардисты больше не хотели сидеть в тени. Так, по наводке одного из менторов школы, арт-деятеля Анатолия Осмоловского, вся дружная компания вместе с художником Олегом Мавроматти отправилась выступать в ночной клуб "Вермель", в котором, как узнали после, любили заседать авторитеты. Не обошлись без приключений. Так, начинающий акционист умудрился пульнуть сосиску (в этот раз вместо резинового члена использовали мясной продукт) прямиком в лоб бандиту. О дальнейшем Лайфу рассказал участник событий Анатолий Осмоловский. 

"Бандит этот разозлился, подошёл к выступающему со стендапом Мавроматти и вылил ему на голову кружку пива, а затем потребовал с нас 3500 долларов за оскорбление. А в тот вечер за выступление мы как раз такую саму получили. Я взбунтовался и не собирался ему ничего давать, но мой ныне покойный менеджер Гусаров испугался и отдал. К тому же у нас с собой была джинса из элитного магазина — отняли бы они, мы бы в минусе вообще были".

О дальнейших приключениях "Школы авангардистов" слышали даже те, кто не интересуется современным искусством вообще. Тер-Оганьян и его команда устроили в Манеже перформанс "Юный безбожник", в рамках которого рубили православные иконы топором.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar