Забытое современное искусство: дебош на "Золотой маске"
Лайф вспоминает акцию "Школы современного искусства" под руководством Авдея Тер-Оганьяна, которая прошла на премии "Золотая маска" в 1997 году.
Фото: © кадр из видео YouTube/канал Игорь Тихий
— Эй ты, говно, смотри сюда, — орал со сцены Дома актёра на Арбате щуплый юноша.
Следом за ним вышел бритоголовый подросток и кинул в зал нацистское приветствие. Его сменил парень с сигаретой и стаканом вина. Ещё были тинейджеры, заматывающие себя в верёвку, парень, разрывающий российский флаг.
Под конец вышел интеллигентного вида молодой человек, расстегнул ширинку и достал резиновый член. Вдоволь надрочившись и прооравшись, юноша запульнул игрушку в зрительный зал, где в первых рядах сидели Михаил Ульянов, Виталий Вульф, Марк Захаров, Александр Калягин и другие отечественные мэтры кино и театра.
Нет, это не дурной сон театрала, а церемония вручения "Золотой маски" 1997 года. Здесь прошло первое публичное отчётное мероприятие "Школы современного искусства" или "Школы авангарда" художника Авдея Тер-Оганьяна. Во второй половине 90-х годов уже известный в художественных кругах Тер-Оганьян основывает школу с целью привить молодым людям принципы авангарда. В ученики к нему набились одноклассники его сына Давида.
Первым пунктом учебной программы "Школы авангарда" было искусство эпатажа. Вышеупомянутые выступления — своего рода упражнения для юных авангардистов, которые таким образом учились раскрепощаться и не бояться гнева публики. Тер-Оганьян и его подопечные регулярно устраивали показы для своих, а "Золотая маска" стала своего рода выходом в свет.
Надо сказать, что время и место для дебюта были выбраны очень удачно. В 1997 году тучи вокруг главной театральной премии страны сгустились даже похлеще, чем в предыдущем, когда Серебренников и Богомолов бойкотировали фестиваль. Организаторов "Золотой маски" обвинили в коррупции, раздаче наград "своим" и игнорировании мнения театрального сообщества. Так что эпатажное выступление молодых авангардистов добавило огня в уже крайне накалённую атмосферу.
После большого дебюта юные авангардисты больше не хотели сидеть в тени. Так, по наводке одного из менторов школы, арт-деятеля Анатолия Осмоловского, вся дружная компания вместе с художником Олегом Мавроматти отправилась выступать в ночной клуб "Вермель", в котором, как узнали после, любили заседать авторитеты. Не обошлись без приключений. Так, начинающий акционист умудрился пульнуть сосиску (в этот раз вместо резинового члена использовали мясной продукт) прямиком в лоб бандиту. О дальнейшем Лайфу рассказал участник событий Анатолий Осмоловский.
О дальнейших приключениях "Школы авангардистов" слышали даже те, кто не интересуется современным искусством вообще. Тер-Оганьян и его команда устроили в Манеже перформанс "Юный безбожник", в рамках которого рубили православные иконы топором.