50 оттенков "серого" в рюкзаке. Собираем школьников к 1 сентября с психологами
В августе у родителей и детей возникает вопрос: какой ранец и пенал купить в этот раз? В традиционной психологии существует прямая зависимость между цветовым выбором и эмоциональным состоянием человека. Лайф выяснил, какими должны быть школьные принадлежности, чтобы ребёнок на уроке мог сосредоточиться.
Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев
По мнению психологов и родителей, цвета, и в особенности их сочетания, создают определённое настроение юным школьникам. Одни помогают ребёнку сосредоточиться на уроке, другие, наоборот, сильно отвлекают. Особое внимание дети уделяют брелокам и различным украшениям на ручках и пеналах — ими они и играют на занятиях.
Детский психолог Мария Капилина рассказала, что наиболее яркие и "игровые" канцелярские предметы выбирают первоклашки: так они пытаются "перенести" игрушки в школу.
— Им важно, чтобы их тетрадки или пеналы были в форме машин, животных. Тут стоит придерживаться разумных рамок. Нет причин отказывать ребёнку, если есть возможность удовлетворить его просьбу. Но нельзя выходить за рамки, иначе школа превратится в площадку для игр.
То есть в начале ученического пути мотивация — покупать яркое — связана у детей с желанием продлить беззаботные дошкольные годы, а уже с третьего класса у учеников начинают формироваться настоящие цветовые вкусы.
— Тинейджеры одеваются и покупают с родительской руки вещи определённых цветов. Например, голубые и синие майки, тёмные наряды. Подбирают цветовую гамму и аксессуары, таким образом показывая через цвет часть собственного "я", — говорит психолог Светлана Прокопюк.
Хочу быть как все
По словам психолога Капилиной, у детей развито чувство соперничества, которое проявляется в их возрасте не в автомобилях и сумках, а в конкуренции в вещах. Дети заражаются этой "привычкой" от взрослых.
В школе важно показать бренд, "особый" предмет: это возможность показать превосходство. Однако для детей главное иметь не то, чего у других нет, а, наоборот, то, что есть у всех.
— Если у тебя нет определённой вещи, то ты лох, — так считает большинство детей. Зачастую такой исход событий может быть источником травли. При этом ученики начальных классов не умеют завидовать, они находятся ещё в игровом возрасте, и, говоря родителям "хочу", они подразумевают не престиж, а принцип "у него есть, и мне тоже надо". Это заражение желанием.
Вице-президент и соучредитель Межрегионального фонда социально-психологической помощи семье и ребёнку Ирина Медведева говорит, что такая погоня за тем, "у кого лучше", может навредить детской психике.
— Одни дети любят конкуренцию, другие страшно переживают, потому что не могут позволить дорогой рюкзак или дневник. Вся эта система соперничества уродлива и невротизирует детей.
Когда родители — эгоисты. В поисках утраченного детства
По словам психолога Светланы Прокопюк, большинство родителей в выборе школьных принадлежностей руководствуются исключительно собственными предпочтениями.
— Что кажется модным, то и хочется предложить ребёнку. Многие выросли в советское время и заскучали по ярким краскам. Теперь они хотят дать своим детям то, что и для них самих является приоритетной ценностью, — яркое и красивое детство.
Студентка столичного вуза Яна рассказала, что, когда она училась в школе, её мама покупала совершенно обычные тетради и блокноты и сама делала их "красивыми".
— Мне повезло, моя мама портниха. Когда я росла, у нас не было особого выбора разноцветных пеналов или подставок для книг. Но сколько себя помню, у меня всегда были разноцветные хендмейд-обложки на тетради. Мама на свой вкус шила пеналы, обложки для учебников, даже сумку сотворила как-то раз.
Но, как говорит психолог, родителям всё же стоит обратить внимание на цвета покупаемых ими вещей для школы.
— К примеру, жёлтый цвет ассоциируется с солнцем, настраивает на оптимизм и поднимает настроение. Зеленый — успокаивает, голубые, фиолетовые и синие цвета считаются цветами мудрости, цветами интеллектуальной и духовной глубины и дают возможность хорошо подумать, пофилософствовать, сосредоточиться. Чёрные и темные цвета нежелательны: они оказывают подавляющее влияние на ребёнка. Ярко-красные тона не позволяют спокойно сосредоточиться на учёбе, — говорит Прокопюк. — Они хороши для мячика, скакалки, но не для занятий.
Не забывайте про детали!
Эксперт Фонда социально-психической помощи семье и ребёнку Татьяна Шишова утверждает, что выбирать школьные принадлежности нужно, основываясь не только на их цветах, но и на дизайне в целом.
— При сборе ребёнка в школу важнее всего ориентироваться на то, что изображено на школьной атрибутике. Бывают ранцы и пеналы, на которых нередко встречаются (мягко говоря) не очень "полезные" персонажи. Некрасивые картинки, страшные герои из мультиков, монстры. Это предметы, которые дети видят каждый день, и у ребёнка воспитывается неправильный вкус. А ваша задача как родителя — взрастить в чаде правильные ориентиры, — говорит Шишова.
По мнению эксперта, нужно чтобы и школьная атрибутика приносила пользу при обучении.
— Важны иллюстрации: они должны настраивать на позитивную ноту. Нужно понимать, что не все принцессы и персонажи мультфильмов — положительные герои. Несколько лет назад были дневники с картинками американского президента... и это явно совершенно необязательно. Лучше если школьная предметка будет с маленькими фактами о выдающихся учёных, спортсменах, деятелях искусства. Поскольку школа — это место, где дети учатся, лучше, если тематика будет образовательной. Например, раньше на задней стороне тетради была таблица умножения. Сейчас очень много детей с рассеянным вниманием, возбудимых детей, которые легко отвлекаются и переключаются. Важно, чтобы цвета и картинки не отвлекали от изучения материала, — утверждает Шишова.
Вице-президент и соучредитель Межрегионального фонда социально-психологической помощи семье и ребёнку Ирина Медведева разделила цвета на две группы — для мальчиков и для девочек.
— Ни в коем случае не стоит допускать аляповатых цветов. Знаю, что родители любят, когда у их детей всё яркое, но в данном случае речь идёт о принадлежностях для школы. Девочки имеют право на более красочные рюкзаки, но нельзя забывать, что школа не карнавал. У мальчиков всё должно быть скромнее, чем у девочек, — пояснила Медведева. — Мальчикам следует покупать рюкзаки "защитного" цвета — серого, болотного, коричневого, тёмно-синего. Можно сказать, что их портфели будут похожи на солдатские, им это будет приятно. Необходимо как можно раньше и чаще по разным поводам (в том числе и покупая "снаряжение" для школы) напоминать мальчикам, что они мужчины, будущие воины и защитники.
Подводя итоги: что нужно знать при выборе школьных принадлежностей
Запомните! Яркие цвета (особенно если их много) оказывают возбуждающее действие не только на детей, но и на тех, кто находится рядом с ними. Приглушённые и пастельные тона, напротив, помогут ученикам вывести учебный процесс в приоритет.
Школа — это не демонстрация превосходства семьи, не конкурс, а общеобразовательное учреждение, где главная цель ребёнка — получение знаний.
Пеналы
При выборе пеналов обратите внимание на простые деревянные модели. Они выглядят очень благородно (наряду с вязаными, плетёными, соломенными и прозрачными). Ребёнка надо окружать скромными и красивыми вещами, чтобы воспитывать у него вкус. С самого детства школьника нужно приучать к тому, что культурный и воспитанный человек одевается скромно. Он не хвалится, даже если у него есть что-то, чего нет у других, — дорогой рюкзак или кроссовки.
Рюкзаки
Для девочек они могут быть украшены персонажами, несущими положительные эмоции (принцессы, цветы). Смесь нежных оттенков без блёсток не отвлечёт от учебного процесса.
Для мальчиков рюкзаки должны быть скромнее. В цветах могут преобладать голубые, серые, болотные тона. Допустимы элементы хаки. Родители с детства должны воспитывать в мальчиках мужчин.
Тетради
Как и дневники, должны быть в пастельных тонах. Светло-розовые, светло-голубые, светло-зелёные. Желательно, чтобы в них были и справочные материалы (таблица умножения, правила правописания, интересные факты об исторических личностях или открытиях).
Эксперты советуют избегать "кричащих" тонов (в особенности если их много и они все собраны в кучу). Тетради постоянно находятся в поле зрения ребёнка и могут возбуждать излишнюю активность.
Красный, ярко-жёлтый, ярко-оранжевый, ярко-салатовый — такие цвета оказывают негативное воздействие не только на самого школьника, но и на окружающих его детей. Также при выборе тетрадей рекомендуется отказаться от "депрессивных" цветов — чёрного или любых других тёмных оттенков.
Канцелярия
Ручки и карандаши могут быть ярких цветов — лучше всего жёлтого (цвет солнца, который поднимает настроение) и оранжевого (цвет дружелюбности). Блокноты лучше покупать преимущественно зелёного цвета, поскольку он умиротворяет. Мелочь вроде ластиков и линеек может быть самых неформальных оттенков и сочетаний — от красного до салатового.
Иллюстрации
Огромную роль в школьных принадлежностях играют изображения: персонажи из странных мультиков, чудища, монстры и прочие извращённые герои из мультфильмов и игр не должны стать "обитателями" рюкзака. Лучше отдавать предпочтение классическим мультяшкам, традиционным сказочным героям, несущим положительные эмоции.