Регион

Уведомления отключены

11 августа 2016, 11:23

Закон об ОСАГО: менять нельзя оставить

Эксперты автострахования обсудили особенности ОСАГО в РФ и поведение российских водителей.

Фото: ©РИА Новости/Алексей Мальгавко

Фото: ©РИА Новости/Алексей Мальгавко

А. МИТНОВИЦКАЯ: Анна Митновицкая у микрофона. Приветствую наших слушателей и участников наших дебатов. Мы говорить будем о том, как в ближайшее время может поменяться стоимость полиса ОСАГО и как могут вырасти заодно и штрафы за нарушение правил дорожного движения. У нас здесь в студии два эксперта: Алексей Мерцалов, начальник управления страховых историй Российского союза автостраховщиков. Алексей Евгеньевич, здравствуйте.

А. МЕРЦАЛОВ: Здравствуйте.

А.М.: Давайте сократимся до Алексея.

А.М-В.: Да, конечно.

А.М.: Спасибо. И Илья Афанасьев, руководитель портала "Антистраховщик.ру", эксперт по автострахованию. Илья, здравствуйте.

И. АФАНАСЬЕВ: Здравствуйте.

А.М.: Я предлагаю поделить нашу программу на две части, дабы не путать слушателей и не превратить это всё в какую-то кашу. Есть два предложения, насколько я понимаю, первое — увеличить штраф за управление машиной без полиса в десять раз. И второе — увеличить стоимость ОСАГО для злостных нарушителей правил дорожного движения. Давайте начнём именно с увеличения стоимости полиса в десять раз. На этом сфокусируемся первые полчаса, а о другом предложении будем говорить во вторые полчаса. Сразу же запускаю голосование, потому что наши слушатели, думаю, будут реагировать бурно, особенно на представителя РСА здесь у нас в студии. Так происходит всегда. Но поначалу, пока вы ещё не слышали позиций наших дебатирующих в будущем, вам нравится эта идея, нужно увеличить штраф за управление автомобилем без полиса, без страховки в десять раз? Сейчас 800 рублей, нате вам, пожалуйста, 8000. Да, вы поддерживаете или нет, вы категорически против? Можете голосовать ещё, я думаю, минут десять, а то и пятнадцать. Давайте начнёт представитель РСА. Алексей, зачем это?

А.М-В.: На самом деле ситуация очень простая. Сейчас, как вы правильно сказали, штраф за отсутствие полиса всего 800 рублей. Причём, поскольку ГИБДД сделало нововведение — если вы оплачиваете штраф, то в течение, условно говоря, первых двух недель, если я не ошибаюсь, у вас скидка 50%. Таким образом, за 400 рублей можно абсолютно обходиться без полиса ОСАГО. Камеры автоматические, которые сейчас фиксируют превышение скорости либо иные нарушения, не фиксируют пока отсутствие полиса ОСАГО. Поэтому непосредственно узнать, есть ли у человека легальный полис, действует ли он, есть ли у него вообще хоть какая-то бумажка, похожая на полис, можно только остановив его сотрудниками ГИБДД. Я не очень владею ситуацией в других регионах, хотя уверен, что ГИБДД сокращается везде, потому что в МВД идут массовые сокращения. Например, в Москве у нас исчезли посты на выезде из города, которые раньше были на каждой крупной магистрали, где человека могли проверить, если он вызывает вопросы либо подозрения. Просто спросить полис ОСАГО. Сейчас фактически полис ОСАГО спрашивается только при ДТП либо при остановке по какому-либо нарушению, соответственно, крайне редко сотрудник ГИБДД имеет возможность проверить наличие полиса ОСАГО. Это с одной стороны. С другой стороны, появился отдельный бизнес, когда очень высокого качества подделки появляются из-за рубежа, как правило, на самом деле напечатанные, насколько мы понимаем. Их даже периодически ловят. Как-то недавно ловили из Китая крупную партию. Это стало гораздо выгоднее, чем возить наркотики либо фальшивые деньги, потому что один бланк стоит 2000 или 4000 рублей на рынке, этих бланков в пачке 1000, то есть вы провозите огромную сумму денег, а это всего лишь бумажки. Причём никаких особых степеней защиты либо какого-то уголовного дела особо серьёзного возбудить в этом деле довольно сложно. Не скажу, что нельзя, но довольно сложно. Существует масса сайтов, которые предлагают покупать поддельные полисы ОСАГО.

А.М.: Я вам предлагаю здесь поставить запятую, потому что иначе вы можете выложить всю информацию разом, а потом нам придётся вспоминать, по каким критериям вас критиковать. Илья, вам слово. Развенчивайте эти мифы, если есть чем развенчать.

И.А.: Во-первых, я со слов Алексея понял, что совершенно не тем занимаюсь, надо было уже давным-давно начинать торговать поддельными полисами.

А.М.: Конечно! Все должны пойти в этот бизнес, разумеется.

И.А.: Да, потому что такой барыш выпускать, я думаю, что это глупо. Во-вторых, я категорически против повышения штрафов за езду без полиса, потому что я считаю, что должны как-то пропорционально меры применяться и к страховым компаниям, и к людям, которые нарушают правила дорожного движения, в данном случае отсутствие полиса. Страховые компании уже который год плачут усиленно всем о том, что они терпят убытки по ОСАГО, о том, что выплаты превышают все мыслимые пределы.

А.М.: Да, их жалко, конечно. Во-первых, они же святые абсолютно люди.

И.А.: Я сейчас говорю не о статистике. Я говорю о том, что они говорят в СМИ, потому что статистика коренным образом опровергает то, о чём плачут страховые компании. Нет там никаких космических убытков, страховые компании замечательно намазывают красную икру на чёрную, а чёрную на "роллс-ройсы" и "бентли" своих начальников. Поэтому всё это очень прекрасно. И в связи с этим я считаю, что, не неся той должной ответственности, которая положена страховщикам за навязывание дополнительных услуг при покупке полиса ОСАГО, за отказ заключения договора ОСАГО, за недоплаты, за необоснованные отказы — за всё, я считаю, что непропорционально повышать стоимость штрафа за езду без полиса. Я понимаю, какой мотив в этом лежит: чтобы на дорогах стало меньше людей, которые хотят покупать поддельные полисы и ездить без ОСАГО. Но давайте вспомним о том, с чего всё началось. Наплыв поддельных полисов ОСАГО начался у нас с 2015 года, с повышения тарифов по ОСАГО, когда всем говорили о том, что сейчас мы введём электронные ОСАГО, всё будет здорово, всё будет классно, соответственно, всем станет проще, от навязывания дополнительных услуг все мы автоматически избавимся. Но почему-то этого не произошло, произошло только повышение тарифов, которое было основано на нытье страховщиков по всем СМИ, которых то поддерживал, то не поддерживал Центральный банк. Получалась какая-то сумятица, какие-то отчёты, которые не сходились и по МСФО (была одна отчётность), и по РСБУ, то есть это система бухгалтерского учёта, убыточность просто не билась. По одной отчётности они в убытках, по другой отчётности в прибылях. Как такое возможно, никто не понимал. И тогда, с этого повышения тарифов на ОСАГО, народ просто сказал: "Да ну вас в…"

А.М.: Ну правда.

Полис ОСАГО защищён не хуже купюр

И.А.: Да. Я лучше пойду и куплю какой-то поддельный полис за тысячу-полторы.

А.М.: Я вас перебью. Дело в том, что иногда люди даже и не знают, что он поддельный, вот в чём дело. Потому что они его покупают, и если они ездят без нарушений, без ДТП, чистенькие, приличные, идеальные водители, они могут и не узнать о том, что этот полис был, например, китайским. Но если они попадают, допустим, в дорожно-транспортное происшествие...

И.А.: Они испытывают большое удивление, совершенно верно.

А.М.: Вот! И они должны доказывать, что они ни в чём не виноваты. Представьте, человека обманули, он жертва в этой ситуации. Да, он заплатил не положенные 5000 рублей или 4000 за настоящий полис, а заплатил 1500, допустим, или 2000. Думал, сэкономил, не разобрался в ситуации, в конце концов. А ему говорят: "Слушай! У тебя полис-то ненастоящий. Полис ненастоящий, 8000 плати!" И он в шоке, потому что ему четыре-то было жалко, а сейчас ему надо восемь платить. Да, давайте, высказывайтесь.

А.М-В.: Смотрите, аналогичная ситуация. Вы подаёте пятитысячную купюру продавцу в магазине, он засовывает её в специальный аппарат и понимает, что она поддельная. В этот момент вы понимаете, что у вас нет 5000 рублей и, видимо, вам ещё предстоит какое-то разбирательство там, где вы эту бумажку взяли.

А.М.: Скорее всего, меня ещё и накажут за это дело.

А.М-В.: Особенно если у вас их много, да. К сожалению, таких проблем много, и в них всегда страдает потребитель, потому что это поддельный бланк, строгая отчётность с какими-то степенями защиты. Эта ситуация транзитивна и для ОСАГО, для тех же самых денежных знаков. Полисы печатаются исключительно на Гознаке. Гознак ввёл сейчас дополнительные меры защиты, поменял в очередной раз цвет полиса.

А.М.: То есть теперь автовладельцы ещё должны следить за тем, есть ли там какая-нибудь голография, перфорация, как на купюрах, и так далее.

А.М-В.: Конечно. С октября зелёненькие полисы.

"Специальные меры защиты, которые введены в полис, можно, например, посмотреть на сайте РСА в том числе, есть на других каких-то сайтах"

Эта информация открыта, Гознак её, в общем, пиарит, потому что это в какой-то мере даже его лицо и сохранение его имиджа и репутации, потому что полисы, которые делаются у нас, не должны подделываться. Но как говорят сами представители Гознака (по крайней мере, как я слышал), подделки действительно высокого качества, делаются не на оборудовании Гознака, но делаются в сопредельных странах, где есть иногда не совсем плохое оборудование.

Полисы ОСАГО убыточны для страховщиков и недоступны для автовладельцев?

А.М.: Что вы скажете на то, что полисы откровенно очень дорогие?

А.М-В.: Во-первых, я согласен с моим оппонентом в том, что система ОСАГО в настоящее время неубыточна. Я даже скажу прямо, наверное, она даже где-то прибыльна. Она не сильно прибыльна, но тем не менее.

И.А.: Я аплодирую!

А.М.: Давайте я присоединюсь. Вместе.

А.М-В.: Центральный банк совершенно чётко обозначает позицию, что вид в целом безубыточен, то есть он не генерит сейчас, после повышения тарифов. До повышения тарифов этот вид стремился намного выше 100%. Опять же я соглашусь с моим оппонентом, что проблемы с доступностью полисов возникли в связи с различными, может быть, действиями. Не совсем, может быть, соглашусь, что страховщиков, но это извечная проблема, борьба двух противоположностей, это нормально. Кто-то хочет получить намного больше, чем он может получить в страховой защите, кто-то хочет где-то сэкономить или не заплатить больше. Это нормальная ситуация. Мы следим за тем, чтобы страховщики платили аккуратно, законно, соблюдали при этом все законные вещи, которые они должны сделать, но не заплатили больше. Жалоба любая в Центральный банк либо в РСА заканчивается тем, что до конца разбираются в этой проблеме и человеку платят больше. Более того, ответственные страховщики (это я вам говорю из своего стопроцентного опыта) никогда не делают таким образом, чтобы идти на какие-то большие нарушения. Да, где-то они могут платить меньше. Надо сразу понимать, этого, кстати, очень многие не понимают. ОСАГО — это вид, который возмещает ущерб, стоимость ущерба. Если вы двигаетесь на десятилетнем автомобиле и хотите его сменить, совершенно понятно, что вам, видимо, придётся доплатить какую-то сумму, чтобы ездить на автомобиле, который будет этого года.

У нас доступность полисов возникла в связи с одной проблемой. Появилась некая ситуация с тем, что невозможно купить полис, но она возникла во многих регионах.

А.М.: Да.

А.М-В.: Сейчас с этой проблемой РСА героически борется и даже уже где-то её побеждает. В этом месяце где-то уже даже почти победил.

А.М.: Давайте в двух словах, почему она возникла, как она возникла.

А.М-В.:

"Вид в целом безубыточен, по крайней мере, сейчас. Но несколько регионов не просто убыточны, а убыточны на 200%, на 160%, на 180%"

То есть заключается договор страхования (6000 рублей) в одной из этих областей, которые называются регионами, где полисы недоступны, страховщик гарантированно выплатит в два раза больше минимум. Причём с учётом тех докруток, которые происходят в судах, а это бизнес, этого даже, наверное, не стоит скрывать. Для таких людей, может быть таких как мой оппонент. Хотя я считаю, что он к цивилизованной части юристов принадлежит. Автоюристы бывают хорошие, нормальные, а бывают совсем нехорошие, которые занимаются исключительно тем, что из убытка 20 000 рублей делают убыток в 600 000. То есть норма прибыли даже не снилась торговцу оружием и наркотиками. Поэтому на самом деле из этих регионов страховщики были вынуждены уходить. И когда крупные компании понимают, что тариф не повышается, просто его не надо повышать, потому что действительно его повышали в прошлом году, сейчас его достаточно. Но с учётом этих регионов, с учётом ситуации, при которой мы не можем победить судебные выплаты, причём эти судебные выплаты связаны не с тем, что у человека убыток в 50 000 рублей, страховщик заплатил ему 30 000, и человек героически свои 50 вернул, даже с каким-то штрафом. Совершенно не с этим. Проблема в том, что у человека убыток в 30 000 рублей, он выкупается за 20 000, человек красит свою машину в гараже за 10 000, 10 000 у него остаётся на то, чтобы с этим что-нибудь креативное придумать, а остальные 70—100, 200, 300 тысяч (в зависимости от фантазии и нечистоплотности) те, кто этот убыток выкупил, выплачивается страховщикам.

А.М.: Я вас сейчас перебью и подключу к нашей беседе виртуально, в текстовом варианте Петра Шкуматова из "Синих ведёрок". Он сегодня тоже хороший пост на эту тему написал. В частности, он пишет: "Большая часть водителей, которые ездят без полиса, ездят потому, что страховые компании просто не продают им этот полис. В Таганроге очередь за полисами ОСАГО уже превышает три месяца. Встать в эту очередь вы можете только за месяц до истечения действующего полиса. То есть водитель встаёт перед выбором: два месяца ходить пешком, что невозможно, естественно, если он зарабатывает автомобилем на жизнь, или нарушать и ездить два месяца без страховки. Понимаете, если бы всё бело и чисто, если бы всё было гладко, водите, повышайте хоть в 30 раз, но, если есть такие существенные дыры, как же можно это делать?"

А.М-В.: Мы уже это сделали. С 18 августа шесть регионов, до 18 августа тоже шесть, но без обязательности в одном из них (мы только 18 августа вводим обязательный регион, где будет работать федеральный агент) — в этих регионах можно купить полис ОСАГО, и проблема с очередями там исчезла. Я не скажу, кардинально исчезла, но сократилась примерно в два-три раза.

А.М.: А что, кстати, в том самом Таганроге? Раз уж мы за него зацепились.

А.М-В.: Таганрог — это у нас какая область? Прошу прощения за свою безграмотность.

А.М.: Это юг нашей страны.

А.М-В.: У нас сейчас Ростов, Краснодар из юга. Нет, Таганрог — я не уверен, что он там, но тем не менее. В Ростове сейчас работает единый агент.

А.М.: Вы хотите сказать, что там уже проблема решена.

А.М-В.: Скажем так, она кардинальным образом начала решаться, и в течение ближайших недель (даже не месяцев) эта проблема будет решена. У нас сейчас количество жалоб в Банк России на недоступность полиса за последние несколько дней или недель (пару недель, наверное) упала в разы, и Банк России это подтверждает.

А.М.: Я ещё раз спрошу у наших слушателей, мы голосуем. Вам нравится эта идея, вы поддерживаете или категорически против? Давайте несколько звонков от слушателей. Как вас зовут? Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Алексей. Я работаю в Москве, из Волгоградской области. Так вот, чтобы мне приобрести, мне пришлось домой позвонить знакомому, тому, который занимается этими полисами. И только после этого, через три дня, он выбил мне этот полис, потому что им запрещают выписывать.

А.М-В.: Алексей, а скажите, пожалуйста, как давно это было, когда вы покупали этот полис?

СЛУШАТЕЛЬ: Три дня назад. Мне сейчас его выслали, я его оплатил, мне сейчас прислали его в электронном виде, и только через несколько дней мне его пришлют уже. Я просто попросил, чтобы мне его автобусом переслали.

А.М-В.: Скажите, пожалуйста, вы работаете в такси или зарабатываете на жизнь с помощью автомобиля?

СЛУШАТЕЛЬ: Я зарабатываю с помощью автомобиля, я работаю в такси.

А.М-В.: Совершенно верно. Проблема понятна. На самом деле, конечно, обязаны продавать полис ОСАГО, в том числе компании, которые работают в такси, либо частному предпринимателю, который работает в сфере такси. Однако надо понимать, что убыточность таких клиентов не просто зашкаливает, а это самый топ.

И.А.: Дискриминация чистой воды, я считаю.

А.М-В.: Я соглашусь, что ОСАГО должно быть одинаково для всех. Смотрите, даже с точки зрения просто эксплуатации автомобиля. Такси эксплуатируется практически круглосуточно. Даже с этой точки зрения тариф на него банально должен быть выше.

И.А.: Но есть магазины, которые работают круглосуточно. Это же нормально. Если такси эксплуатируется круглосуточно, магазины работают круглосуточно, почему таксисты должны быть натуральным образом дискриминированы? Это первый вопрос.

А.М.: Кстати, большинство из них не от хорошей жизни катается ночами напролёт.

И.А.: Естественно. И, кроме всего прочего, у нас получается, что было повышение тарифов в прошлом году, было введение электронного ОСАГО, которое никоим образом нормально не работает. Потому что если ты, допустим, в Москве хочешь застраховать электронное ОСАГО, но ты не из Москвы, ты его не получишь. В основном, в большинстве страховых компаний. И, кроме всего прочего, введение электронного ОСАГО снизило издержки страховых компаний. Я не знаю насколько, но я считаю, что прилично.

А.М.: Насколько?

А.М-В.: Я не могу назвать вам цифру, но надо понимать, что введение электронного ОСАГО — это не бесплатная услуга для страховых компаний.

И.А.: Естественно.

А.М-В.: Была сделана дорогостоящая доработка программного обеспечения, которая позволила это делать. Более того, там ещё не все проблемы решены.

И.А.: Не спорю. Алексей, смотрите, у нас получается, что какой-то части агентов платить не надо, "газели" держать возле ГАИ не надо. Мы говорим про Москву и Питер.

А.М-В.: Соглашусь.

И.А.: Интернет-продвинутые города, миллионники, Казань, Нижний. И основная масса хочет покупать, готова покупать электронные полисы.

А.М-В.: С 1 января 2017 года электронные полисы обязательны и без проблем покупаются.

И.А.: А штрафы хотят поднять уже сейчас, а не с 1 января.

А.М-В.: На самом деле нет, ситуация не такая. Если сейчас штрафы выносятся на осеннюю сессию Госдумы, то повышены они будут как раз в лучшем случае (для тех, кто этот законопроект продвигает) 1 января.

А.М.: Для вас. Да чего уж вы? Для вас. Вы же его продвигаете.

А.М-В.: Поймите правильно, мы боремся за проникновение. Я понимаю, что звучит, наверное, из уст страховщика не совсем корректно то, что мы боремся за народ. На самом деле мы за народ. Но поймите правильно, когда у нас была ситуация до 2003 года, когда после ДТП ехали смотреть квартиру, наверное, никто не хочет возвращения к этому.

А.М.: Нет, к этому никто не хочет, конечно.

А.М-В.: Поэтому проникновение полисов ОСАГО при их разумной стоимости, при их доступности, при качественных услугах страховщика при страховом случае — за это мы все. И я, и все здесь присутствующие.

И.А.: Очень важное сочетание.

А.М.: Наш слушатель ещё пишет: "Штрафы за отсутствие полиса ОСАГО будут выписываться по результатам сверки номера автомобиля и полиса по базе РСА. Но страховые компании уже неоднократно говорили о большом количестве ошибок в этой базе, которая им мешает начать продажу электронных полисов". Опять же ещё одна дыра.

А.М-.В: В том числе да, это проблема. Причём она системно-решаемая, но решаемая некоторое время, потому что база ГИБДД содержит определённые неточности или нет, но действительно не совпадает с базой тех полисов, которые выписываются страховщиками.

И.А.: Я надеюсь, что Алексей не будет отрицать того факта, что в этой же пресловутой базе, где учитываются все полисы ОСАГО (за предыдущий период, за текущий период), содержится очень занятная ошибка. Когда человек приходит, допустим, из одной компании в другую, а бывает даже, и в свою (например, при замене прав, при замене фамилии, ещё чего-то), ему говорят: "Извините, но понижающего коэффициента у вас больше нет. Вы платите, пожалуйста, по полной программе за полис ОСАГО. Вместо 50% скидки все 100%".

А.М-В.: Человек обязан был заменить свои права и после этого оповестить страховщика. Практически никто этого не знает и никто этого не делает, хотя это написано в полисе чёрным шрифтом на русском языке.

"Страхование плохо продаётся, потому что продают надежду…"

А.М.: Голосование запускала, спрашивала наших слушателей, поддерживают они или не очень поддерживают идею увеличить штраф за управление машиной без полиса в 10 раз. Надо сказать, что поддержали всего 27%, так что вы прямо фатально продули.

А.М-В.: Могу сказать очень просто. Те люди, которые попали в ДТП и человек без полиса был виновен в ДТП, понимают, чем это может закончиться. В этот момент человек понимает, что, видимо, перейдёт в эти 27%. Правда.

А.М.: Вполне возможно.

И.А.: Проблема справедливости. Думаю, исходя из того, как ведут себя страховые компании. В том числе прозвучала фраза у Алексея: "Победить суды". Как можно победить суды, если страховые компании нарушают постоянно права, не доплачивают.

А.М-В.: Ещё раз, есть правомерная позиция, есть не совсем.

И.А.: Я понимаю о чём. Я понимаю, что значит правомерная, неправомерная.

А.М-В.: Я, конечно, никого не берусь обвинять, но есть такое мнение, что не всегда.

И.А.: Да, просто мы конкретно цессиями не занимаемся, мы не выкупаем долги. Мы всегда говорим людям, что круто судиться самому, что это здорово — получить решение суда, получить по нему деньги, вы будете молодец, вы получите новый опыт. Можно тупо продать за копейки свой долг юристам, можно отсудиться самому. Поэтому я думаю, та часть, которая проголосовала за то, что не стоит повышать штраф, — естественно, они не думают о том, что могут столкнуться с человеком без полиса на дороге. Но принцип справедливости и разумной достаточности так называемый должен соблюдаться. Страховые компании должны нести ответственность за свои нарушения, а человек...

А.М.: За свои.

И.А.: Тоже несёт, да.

А.М.: Несколько сообщений сейчас прочитаю, после этого звонки будем принимать. "Чего сразу не в 100 раз? Почему не в 1000? Ну да, им на очередные "роллс-ройсы" не хватает, видимо". Антон Чудин пишет: "До введения ОСАГО добровольно застраховать гражданскую ответственность стоило 100 долларов с покрытием в 10 000. Ничего, страховали, и страховщики выплачивали и имели прибыль. Никто не скулил, и к машине привязки не было. Хоть 10 машин имей и пользуйся ими — полис о гражданской ответственности был один на всё. Вы, страховщики, разжирели от сверхприбыли в 10 000 %!"

И.А.: Правильно!

А.М.: Вы хотите отвечать?

А.М-В.: На самом деле всё понятно абсолютно. Я могу понять людей, которые не хотят платить больше штраф. До того момента, как не столкнутся, как говорит мой оппонент, с человеком без полиса на дороге. Это действительно так. Понятно, что платить за что-то и ожидать после этого какого-то эффекта всегда сложно.

"Страхование — это вид, который плохо продаётся, потому что продаётся надежда"

Надежда на то, что за вас заплатят, если вы будете в чём-то виноваты.

А.М.: Именно надежда, призрачная надежда.

А.М-В.: Нет, не самая.

А.М.: Но есть люди, которые, кстати говоря, поддерживают вас: "Я поддерживаю. В Москве нет культуры вождения. Каждый день можно попасть в ДТП. Надо не в 10 раз, а в 100". И тут же пишут: "А что мелочатся? Пусть повысят в миллион раз, сразу и на пенсии хватит".

А.М-В.: Нет, ситуация простая. Полис стоит, условно говоря, в Москве 8000 — 10 000 рублей на обычный легковой автомобиль. Если вы несколько раз в год заплатите 400, обращаю внимание, это только при остановке сотрудниками ГИБДД и выявлении того, застрахованы вы или нет, тогда это прямая экономия, у вас вообще нет смысла страховаться, если вы не думаете о будущем или надеетесь как-то решить вопрос. Просто несоразмерно.

Камеры на дорогах — гарант презумпции невиновности для водителей

И.А.: Памятуя пост Петра Шкуматова, где он пишет о том, что это неразумно и неправильно, он приводит очень здравый довод о том, что у нас в стране действует презумпция виновности.

А.М.: Да, это правда.

И.А.: У нас камеры работают через чёрный ход, выражаясь культурным языком.

А.М.: Огромное количество приложений, где девушка Оксана механическим голосом говорит тебе: "Впереди камера на 60". Это же ненормально! Люди прекрасно понимают, что эти камеры только для того, чтобы мы соблюдали скоростной режим, чтобы все ездили прилично.

А.М-В.: Перед камерой есть предупреждение: "Внимание, впереди камера".

И.А.: О! Совсем не всегда.

А.М.: Во-первых, не всегда.

И.А.: Это же невыгодно будет в денежном отношении для государства.

А.М.: Вместе с тем абсолютно все водители этих камер боятся, потому что это правда презумпция виновности.

И.А.: Это реально презумпция виновности, во-первых. Во-вторых, не принимаются никакие доводы. Если, допустим, человек приходит в ГАИ с заявлением и говорит, что это не я управлял машиной. Я вообще был за границей, вот мой загранник. Это другой человек, его оштрафуйте. Ему говорят: "Нас это не интересует".

А.М.: Сами ищите этого человека, приводите.

И.А.: Суды автоматом тоже зарабатывают. Это палки, палочная система никуда не ушла, пересматривается жалкий процент таких штрафов по камерам. 

"По камерам контролировать — это неправильно в корне"

А.М.: Давайте подключим всё-таки звонки наших слушателей, потому что очень много звонящих. Только у меня к вам одна просьба, уважаемые слушатели: давайте сейчас частные истории мы не будем поднимать. Системные вопросы, ваше согласие или несогласие с тем, чтобы увеличить штраф за езду без страховки. Это нас интересует. Ваши аргументы за и против. Частные истории можно в личном порядке в РСА, вам там помогут. Как вас зовут? Здравствуйте.

Добровольное страхование: доводы за и против

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Николай, Москва. Для того чтобы копья не ломать, надо просто обязательное страхование сделать добровольным. Кто понимает толк, будет страховаться. И тогда отпадут все вопросы.

А.М.: Хорошо, понятно.

А.М-В.: Позволите ответить? Здесь ситуация простая. Те, кто понимает, что хочет сохранить свой автомобиль в неизменном состоянии и получить нормальный, качественный ремонт, — страхует КАСКО. Я условно говорю. В ОСАГО ситуация абсолютно обратная. На личном примере: когда я начал себе достраховывать сверх ОСАГО (тогда ещё 120, сейчас 400 до нескольких миллионов), я работал тогда в одной крупной страховой компании, и мы заплатили за уважаемого человека 120 000 по ОСАГО. И ещё 180 был дострахован по добровольному страхованию. И он остался должен ещё 860 000. И он так грустно уходил из страховой компании, что, глядя на него, несколько человек, которые там работали, пошли и сделали себе полис добровольного страхования поверх.

А.М.: Хорошо, будем считать, что это был добрый совет. Вы согласны или не согласны, поддерживаете или категорически против того, чтобы увеличить штраф за езду без страховки? Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Андрей из Москвы. Я поддерживаю обеими руками, но я бы по-другому поступил. Мне кажется, езда без полиса — это гораздо более грубое нарушение, чем превышение скорости на 60 километров в час, за что лишают прав. Я бы за вождение без полиса года на три лишал бы прав, потому что он рискует моим здоровьем, моими деньгами, благополучием моей семьи, чтобы зажать какие-то 10 000. Это не люди вообще, которые так делают. У них что-то с мозгами! Пусть не ездят!

А.М.: Спасибо! Мы вас услышали, Андрей. Давайте будет отвечать Илья Афанасьев.

И.А.: Основная фраза в ответе сейчас, во мнении радиослушателя была: "Какие-то 10 000". Какие-то 10 000 для человека, допустим, с семьёй, с иждивенцами, ещё с кем-то, у которого реально много времени занимает заработок, который связан именно с машиной, я не говорю сейчас о тех, кто как-то фривольно передвигается по Москве. Это реально важный фактор. Когда человек читает газеты, смотрит телевизор, в Интернете бывает и видит то, как ведут себя страховые компании, вызывает просто возмущение.

А.М.: Недавно к нам приходил Игорь Юргенс. На прошлой неделе он сидел у нас в студии, ещё в той.

И.А.: Какой он молодец.

А.М.: Молодец, правда. Целый час, между прочим, отвечал на вопросы мои и наших слушателей. И ему такое количество СМС написали с вопросом: "Зачем мне вообще покупать это долбаное ОСАГО, если оно всё равно потом не возвращает мне эти деньги целиком, а в лучшем случае 60%?" То есть автомобилисты просто уже задумываются, зачем вообще покупать, если я не получу деньги целиком.

А.М-В.: Позволите объяснить две вещи? Первое: вы страхуете свою ответственность. Это важный момент, который понимается только после того, как человек, который покупает ОСАГО, попал в ДТП. Мои собственные родители уже несколько раз задавали мне вопрос. Мы въехали в камень, у нас есть ОСАГО. Почему мы не можем им воспользоваться? Разницу между КАСКО и ОСАГО понимают немногие. Вообще страхование — это непростой вид, его нужно понимать.

Второй важный момент. Помимо того вы страхуете ущерб, вы передвигаетесь на десятилетнем автомобиле. Вы хотите новый. Вы должны заплатить несколько раз ещё столько же, сколько стоит ваш десятилетний. Но при ремонте вы почему-то ожидаете, что вам поставят новый бампер, новую приборную панель и, возможно, новый двигатель.

А.М.: Не обязательно прямо совсем новый, но чтобы хороший был.

А.М-В.: Не совсем новым запрещено торговать в Российской Федерации.

И.А.: На счёт взноса в ОСАГО я бы целую программу посвятил.

А.М.: Это же такая бездна!

А.М-В.: Правда, это действительно огромный пласт.

И.А.: Износ надо по ОСАГО отменять.

А.М.: Пока вы не спелись окончательно, а к этому дело идёт, давайте перейдём. Есть ведь и вторая тема.

А.М-В.: Нужно повышать тариф и отменять износ.

Злостным нарушителям ПДД увеличить стоимость ОСАГО

А.М.: Ещё одно предложение, тоже от Российского общества автостраховщиков. Увеличить стоимость ОСАГО для злостных нарушителей правил дорожного движения. Давайте к конкретным цифрам сразу же, не будем терять время. Если вы нарушаете меньше пяти раз в год, то всё вроде остаётся хорошо. Да?

А.М-В.: Если позволите, я цифры сразу прокомментирую, потому что эти цифры получали мы непосредственно, исследователи.

А.М.: Давайте коротко, у нас минута. Сможете?

А.М-В.: Смотрите, очень просто.

"94,5% людей нарушают четыре и менее раз в год"

Это камеры, нарушение правил парковки, ещё что-то. Это у всех бывает, это нормально. Так вот, у них частота прогнозируемая их страховых событий 5,8%. А у людей, у которых пять и девять нарушений (то есть 10 нарушений, а не пять), сразу в два раза выше. На 1,86 раза. Сразу 10,87. Так вот, это говорит о том, что чем больше у вас нарушений, чем более неаккуратно вы водите (это является тарифным фактором), вероятность ДТП сильно (в два раза почти) повышается.

И.А.: Вспоминаем камеры с нарушениями и превышениями. Камера у нас приписывает штраф собственнику, а за рулём может быть кто угодно.

А.М-В.: А допускает кого угодно именно собственник. И это тоже его ответственность.

И.А.: Разумеется. Про угнанные машины не говорю.

А.М.: Втрое увеличить стоимость ОСАГО для злостных нарушителей правил дорожного движения. С таким предложением выходит Российский союз автостраховщиков. Я запускаю ещё одно голосование, сейчас будьте внимательны. Злостные нарушители правил должны больше платить за страховку. Вы с этим согласитесь или видите в этом некую дискриминацию?

И.А.: Категорически против.

А.М.: Это Илья Афанасьев, руководитель "Антистраховщик.ру".

И.А.: Поясню почему. Говорили о камерах, о том, как они у нас фиксируют нарушения. Согласно тому сообщению, которое я видел в РБК, по-моему, с цитированием Игоря Юргенса, получается, что, если у нас за год человек 36 раз превысит скорость на три километра с час, я говорю о небольшом превышении скорости, у нас законодательство допускает превышение скорости нештрафуемое на 20 километров в час. Давайте не будем выше законодательства находиться. Призыв страховщикам.

Закон и безопасность дорожного движения

А.М.: То есть вы хотите сказать, что нынешнего законодательства вполне достаточно, не надо ничего нового выдумывать.

И.А.: Вполне достаточно. Это во-первых.

"Человек за каждый штраф уже платит сам государству, штрафы неплохие"

Плюс ко всему эта презумпция виновности, которая у нас пропагандируется и ГАИ, и судами. Это очень печально. И по тому подходу, который планирует РСА применить, если машина-человек (давайте говорить так) 36 раз превысит скорость на три километра в час выше допустимой.

А.М-В.: Ещё раз, 23. Это важно.

И.А.: Бог с ним, 23. 20 — допустимое, скидываем, закрываем один глаз, нормально. Хорошо, на 23 километра в час если превысит машина-человек, согласно камере, скорость 36 раз, он обязан будет заплатить в три раза дороже за своё ОСАГО.

А.М.: Даже в 3,5.

И.А.: С какого перепугу? У меня один-единственный вопрос.

А.М-В.: Есть такое понятие, как тарифные факторы. Коэффициент территории. В Москве очень много машин, на Ямале и в Якутии мало машин. Поэтому меньше вероятность, что машины столкнутся, это математический факт. Есть коэффициент мощности. Человек, который ездит на машине с 30 лошадиными силами, очень медленно разгоняется на перекрёстке, у него гораздо меньше вероятности в кого-то въехать. Правила тем не менее такие. Есть различные коэффициенты, которые всё это регулируют. У нас есть коэффициент стажа, возраста в России только. Из таких больших факторов. У нас нет коэффициента по полу. Такой коэффициент был в Европе до очень недавнего времени, пока Суд по правам человека, который является отдельной организацией с отдельным мышлением, понимая прекрасно, что женщины попадают в ДТП в 1,5 раза меньше, чем мужчины, тем не менее их уравнял и заставил платить столько же. Это крайне неразумное решение, зато оно не дискриминирует женщин. В России есть другая вероятность. Если человек 36 раз в год нарушил скоростной режим, это всё-таки говорит о том, что он тупо не соблюдает. Он просто ездит выше. В течение очень длительного времени через меня шли все трупы в двух крупных страховых компаниях. Все трупы подписывал непосредственно ваш покорный слуга. Поэтому у меня в голове постепенно сформировалась некая выборка, связанная с тем, какие люди попадают в ДТП, как они в них попадают и что у них при это происходит. Две простые ситуации. Первая — это перекрёсток в любых его проявлениях, регулируемый или нет. Если это регулируемый, то кто-то мечтал проскочить на бледно-розовый, а кто-то решил стартануть на бледно-зелёный. И два этих одиночества встретились. Как правило, тяжёлое ДТП, потому что тот, кто на красный, летит очень быстро. Кто-то не замечает, что значок у него перед перекрёстком не ромбик жёлтого цвета, а треугольник зелёного. И происходит ровно то же самое. Если летит какой-нибудь грузовик, это совсем нехорошо. Это одна категория ДТП, которые проходили через меня. Наверное, больше половины случаев — именно это. Второе — это превышение скоростного режима. Абсолютно нормальная ситуация. Едет дедушка, ему 70. Он перестраивается из правого ряда в крайний левый, потому что он сообразил, что ему надо здесь повернуть. Это нормальная ситуация. И если все на дороге соблюдают скоростной режим 60, успеют остановиться и дедушку пропустить, не создавая аварийную ситуацию.

А.М.: Позвольте я перебью.

И.А.: Превышение насколько?

А.М.: На 23 мы договорились.

И.А.: А насколько там, в основной статистике, превышали люди?

А.М-В.: Там считалось пять и более нарушений. Мы не получили от ГИБДД расширенную статистику.

И.А.: В тех авариях, которые вы урегулировали.

А.М-В.: 40 и более.

А.М.: Но 40 не 23. Давайте я про 23 ещё уточню. Предположим, Новинский бульвар, этот участок Садового кольца, который пролегает тоннелем под Новым Арбатом. Там стоит камера на 60. Это именно там Оксана всё время говорит: "Камера на 60". Так вот, вечером довольно свободно, нет автомобилей. И почему бы не ехать 83, а не 60?

А.М-В.: Потому что разглядеть человека, который переходит.

А.М.: Какого человека? Там не переходят дорогу. Садовое кольцо люди не переходят.

А.М-В.: Да вы что! Даже на МКАД переползают.

А.М.: Извините, но это уже его проблемы. Это единичные случаи.

А.М-В.: Но за эти случаи вы можете понести серьёзный материальный ущерб. Даже если это пьяное тело переползало МКАД ночью.

А.М.: Это исключение полнейшее.

А.М-В.: Это первое. Второе: там может стоять автомобиль с аварийкой, который вы не увидите.

А.М.: А на 60 легко затормозить?

А.М-В.: Да. На самом деле ГИБДД довольно неглупо рассчитывает скоростной режим на различных участках. Там, где стоит 40, действительно стоит ехать 40.

И.А.: Те, кто ездит по М10 и М4, я думаю, с вами очень сильно не согласятся.

А.М-В.: Вы имеете ввиду про 200+. Да, эти люди прекрасно понимают, что там хорошее движение действительно. Недавно рассматривали случай, когда грузовик без габаритов стоит на горке, и в него въезжают сразу три машины. Его не видно. Если бы эти машины ехали с соблюдением 90 километров с час, как положено, всё было бы хорошо. Но они летели под 200.

И.А.: Я немножко о другом. Я говорю о том, что на той же М4 очень много мест, где стоят глупые ограничения в 70, 40, строительные работы, которых нет.

А.М-В.: Насчёт строительных я не могу не согласиться.

Нарушил ПДД — штраф, не купил полис ОСАГО — штраф

А.М.: Вопрос от нашего слушателя вам, Алексей: "Страховые компании никакого отношения к нарушению правил дорожного движения не имеют".

А.М-В.: Соглашусь.

А.М.: "Может быть, они за меня штрафы платят? Нет, не платят. Какое отношение страховые компании имеют к этому?"

А.М-В.: Объясню.

"Есть у нас более 35% нарушений — у вас тупо на 20% вероятность выше попасть в ДТП"

Причём в тяжёлое ДТП. Всё это выросло из поручения президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации к Российскому союзу автостраховщиков о принятии мер для снижения аварийности. В первую очередь, одним из важнейших факторов аварийности является несоблюдение скоростного режима, хамское поведение на дороге, несоблюдение правил. Есть такое понятие у ГИБДД. Если все соблюдают правила, ДТП невозможно. При этом мы все видели справки, где никто не нарушал, но оно произошло.

И.А.: Не может же один нести ответственность больше, чем другой. Почему водители должны платить за ОСАГО больше, штраф за отсутствие ОСАГО больше? А страховые компании...

А.М.: Дружно собирать эти деньги.

А.М-В.: Хорошо, почему молодой водитель, который прекрасно ездит, аккуратно, ни разу не попадал в ДТП, платит сейчас выше? Есть такое понятие, как актуарный расчёт. А нарушение — это гораздо более важный фактор, чем молодой водитель. Смотрите, я работаю в страховой компании. Ко мне приходят на приёмку документов по ДТП молодой мальчик 18 лет. Он ездит на "восьмёрке", он горд собой, он ездит очень активно и радостно. Через год он ездит, я извиняюсь, как девочка. Аккуратно, он соблюдает правила, пристёгивается ремнём и всё делает. Я спрашиваю: "Серёжа, почему?" Он говорит: "Восемь ДТП в день в течение года. У меня мозги встали на место".

А.М.: "Пять нарушений в год? Нет таких людей, у меня в неделю больше", — пишет слушатель. Почему вы ограничились именно пятью?

А.М-В.: Такую статистику нам дало ГИБДД. На самом деле мы готовы провести более широкое исследование. Не только мы, и Банк России сегодня выпустил комментарий о том, что они совместно с Минфином и ГИБДД готовы провести полноценный анализ всей ситуации с нарушениями и понять, где необходимо повысить тариф.

А.М.: Ясное дело, что если будет надо, то уже с новой Думой (с новоиспечённой, я бы сказала) и со всеми доработками где-нибудь 1 января 17-го года у нас это может вступить в силу.

А.М-В.: Вероятность такая существует.

А.М.: Всё, у меня к вам вопросов больше нет. Осталась минута. Вопрос к Илье Афанасьеву. Как можно протестовать против этого всего и надо ли.

И.А.: Во-первых, надо, однозначно, выражать своё мнение общественное. Если вы состоите в какой-то партии, пусть делегаты вашей партии выражают ваше мнение.

А.М.: Я беспартийный человек. Обычный гражданин.

И.А.: Хорошо. Есть сайт roi.ru, "Российская общественная инициатива". Можно там создать петицию о том, что вы против повышения штрафов за езду без полиса и за применение коэффициентов к так называемым злостным нарушителям. Напомню ещё раз, с этим обязательно нужно бороться, потому что то, как РСА предлагает учитывать эти нарушения (а именно камеры автоматической фиксации), работает через чёрный ход, они не работают толком вообще. Боритесь.

А.М.: Придётся вас перебивать, потому что время совсем вышло. Последнее сообщение. "Не должны 95% добропорядочных водителей оплачивать последствия неаккуратного поведения на дороге 5%". Это слова Петра Шкуматова. Всего лишь 34% аудитории говорят, что эти товарищи не должны платить за тех товарищей. 66% не поддерживают эту идею всё равно. Спасибо, что пришли, господа. Рада была вас видеть. Приходите ещё.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров