Логистика в Рио: как не надо делать Петербургу во время ЧМ по футболу
Публицист Борис Ходоровский — о том, как работает транспортная система на Олимпийских играх в Бразилии.
Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Так хочется найти что-то хорошее в организации Олимпиады-2016, но пока не получается. Настоящим культурным шоком стало знакомство с логистикой Игр. Внутри Олимпийского парка от главного пресс-центра к спортивным объектам по двум линиям курсируют автобусы-шаттлы. Узнать их расписание сложнее, чем российским пловцам попасть в финал.
Представляя заявку на проведение Игр-2016, оргкомитет нарисовал радужную картину. К Олимпийскому парку, который возвели на далекой окраине города за семь лет (правда, последние недоделки устраняют по сей день), обещали провести линию метро. Где-то ближе к старту Игр поняли, что не успевают. Взамен пустили скоростной автобус.
В среду российские журналисты задержались во дворце "Кариока-2" по приятному поводу: наша чемпионка по фехтованию Инна Дериглазова долго и обстоятельно общалась с прессой, и домой, в центр города, автор этих строк отправился ближе к полуночи. Каково же было удивление, когда уже на остановке остановке электрички узнал: так поздно они не ходят. Это в олимпийские-то денёчки на линии, связывающей центр города с Олимпийским парком!
Доброжелательные волонтеры посоветовали как можно скорее добираться до метро, которое, если верить информации в Интернете, в эти дни работает дольше обычного, до часу ночи. Только это не относится к линии, на которой расположена станция "Висенте Карвальо". Она закрылась ровно в полночь прямо перед моим носом.
Следуя рекомендациям, содержащимся во всех памятках для журналистов, с собой автор имел минимальную сумму денег, так что вариант с такси отпадал. Проблема ночлега стала приобретать глобальный характер. К счастью, и здесь оказались доброжелательные бразильцы, владевшие доступным мне английским. У таксистов они выяснили, что рядом находится остановка ночных автобусов. Один из них как раз и идёт к нужной мне станции "Централь".
Не успел подойти к остановке, как рядом притормозило такси. Высунувшийся с заднего сиденья пассажир поинтересовался, не американец ли я. Услышав, что из России, предложил проехать с ним в центр города совершенно бесплатно. Только такие варианты также описываются во всех памятках по безопасности. Не рекомендуют садиться в нелицензированное такси без специального счетчика и ни в коем случае не советуют брать незнакомых попутчиков. Хотя, конечно, многим поживиться в моём багаже потенциальным грабителям не удалось бы, но бережёного Бог бережёт. Да и аккредитацию беречь надо, восстанавливать её дело хлопотное.
Доброжелательные бразильцы не обманули. Через некоторое время подкатила маршрутка, водитель которой на полную громкость врубил динамик. Зазывной голос сообщил, что транспорт как раз и следует до нужной мне станции. Только сомнения в том, что он до неё доедет, возникли сразу же после посадки. Это была поистине консервная банка на колесах, которую ни один уважающий себя сотрудник российского ГИБДД на трассу не выпустил бы. В Рио она работает, составляя конкуренцию таксистам. Причем, подъезжая к каждой остановке, где стояли люди, водитель включал динамик на всю громкость. В общем, с лязгом и грохотом маршрутка на удивление резво доставила меня в нужное место. Все дорожные перипетии заняли чуть больше часа.
Можно, конечно, пользоваться специальными автобусами для журналистов. Только и это, как выясняется, небезопасно. "Шаттл", следовавший из главного пресс-центра в олимпийский кластер Деодоро, подвергся нападению. Пострадали несколько репортёров. Знакомый белорусский корреспондент, ехавший в этом автобусе, даже обратился за медицинской помощью. Организаторы утверждают, что транспорт для журналистов закидали камнями местные хулиганы. Ехавшая в нём американка настаивает, что это были выстрелы. Говорит, что бывала в горячих точках и пулю от камня отличить сможет.
В общем, веселёнькое дело — добираться до олимпийских объектов! Если когда-нибудь в Рио снова будут проводиться Игры, можно будет включать эту дисциплину в программу.