Открытки из путешествий начала XX века
Отправляете из каждого путешествия открытку домой и думаете, что следуете новой модной тенденции? Коллекционеры поделились с Лайфом эксклюзивными открытками начала прошлого века, которые были посланы туристами того времени. Разглядывать одно удовольствие!
Вторая половина ХIХ столетия характеризуется ростом скорости жизни: развиваются средства коммуникации и транспорт. Расстояния, которые ранее казались непреодолимыми, окончательно перестают быть таковыми. В этой атмосфере всеобщей спешки открытка оказывается очень кстати и приходит не вместо, а на помощь эпистолярному жанру — длинным письмам.
Кстати говоря, именно развитие туризма делает открытку такой популярной. Филокартисты (коллекционеры открыток) поделились с нами старинными карточками, которые были отправлены во время отдыха или лечения в других городах.
О чём писали век назад путешественники? Они сообщают своим близким, где сейчас находятся, когда от них ждать следующей весточки, делятся впечатлениями от увиденного, говорят о здоровье и погоде, — в общем, простые житейские мелочи.
Например, у коллекционера Александра Слащева есть одна карточка из большой подборки открыток некоего Штремберга, путешествовавшего по Средней Азии в 1910 году.
— Моя открытка из этой подборки числится под номером 83, и она рассказывает о том, что Штремберг посетил город Верный. Об этом событии он сообщает своей жене, — поясняет филокартист.
— Первая открытка была представлена миру в 1869 году в Австро-Венгрии. Изначально это была карточка для корреспонденции. Но на ней не было изображения, лицевая сторона была только для написания адреса. За границей они назывались почтовыми карточками (post card), а в России — открытыми письмами (сокращённо "открытки"). Первая неиллюстрированная открытка в России вышла в 1872 году, а с картинками начали выпускать в 1894—95 годах. Одна из первых серий была с видами Москвы, — рассказывает президент Союза филокартистов России Арсен Мелитонян.
Следующая открытка из коллекции Вадима Кондратьева — привет из Казани бабушке и дедушке, которые живут в Самаре. Она датируется 1908 годом.
— Открытка охватила все стороны жизни общества, в том числе путешествия. В конце 19 века у людей появляется свободное время, представители аристократического сословия отправляются на лечение на воды, в путешествия за границу и прочее. Открытки с видами городов, пейзажами можно было купить на каждой станции. Появляются серии открыток "Привет с дороги" и открытки, получившие название Gruss aus..., переводимое с немецкого как "Привет из...", — поясняет Мелитонян.
Другой путешественник в открытке рассказывает о своём отдыхе в Одессе. Что интересно — открытка отправлена прямо с борта парохода Одесса — Батуми в далёком 1911 году. На лицевой стороне — вид на гору Ай-Петри в Крыму.
— Для доставки открыток использовались любые способы — была ямщицкая почта, железнодорожная, была и почта пароходная — если кто-то плыл, например, вдоль Волги или Камы, то почтальон заходил на одной из станций, поэтому часто можно увидеть на старых открытках штемпели пароходов. Была и авиационная почта, и даже дирижабли использовались! Скорость доставки была удивительная. В пределах одного города можно было за день обменяться открытками два-три раза, назначить, например, встречу. По сути как современные СМС. Между городами тоже доходили быстро: из Москвы в Петербург за один-два дня, — говорит историк.
Автор этой открытки 1920 года, судя по всему, приехал в Ялту лечиться.
— Открытки были неимоверно популярны. В 1910-е годы миллиарды открыток курсировали по всей России. Мы, филокартисты, называем это Интернетом начала 20 века — мгновенно любое событие изображалось на почтовой карточке: от коронации до революции. Дмитрий Сергеевич Лихачёв поэтому называл открытку визитной карточкой времени или свидетелем эпохи, — говорит Мелитонян.
А эти две открытки уже практически свежие, датируются 1976 годом. Обратите внимание, почерк уже намного понятнее и стиль письма нам ближе. Да и тематика — экскурсия после бурного застолья.