Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
31 августа 2016, 16:25

Эволюция отношений: почему сейчас студенты любят друг друга правильнее

Директор Института развития образования Департамента образовательных программ Высшей школы экономики Ирина Абанкина о том, как вузы - стали "гаванями свободы", линейная карьера - обузой, а любовь - снова "абсолютом".

Сегодня вуз – не место, куда идут за "корочкой" или знаниями.  Молодежь идет за опытом и знакомствами с людьми из иных социальных групп. Главное – получить "нечто", что сделает тебя "гибким". 

Никто не готов тратить 10-20 лет на то, чтобы отучиться, найти работу по профессии и долгие годы, не отклоняясь от направления, строить карьеру… И вдруг – разочароваться. Абитуриенты понимают, что такая участь может постичь любого, а, может, вообще ничего выдающегося не получится. Поэтому основной приоритет – получить в университете компетенции, которые бы помогли стать мобильным профессионалом – год, например, быть социологом, затем – менеджером по продажам, а потом, раз, и – журналистом или даже поваром. Никто не хочет останавливаться  - студенты жаждут менять свою жизнь, пробоваться в разных ролях и, наконец, обрести себя. 

На первый план выходит личностное развитие, интересная тусовка,  коммуникация с огромным числом людей. И последняя не должна быть ограничена временными оковами. 

Пять лет назад студенты были ориентированы на те специальности, которые могли  в будущем принести высокую зарплату, престиж, финансовую стабильность. Дети мечтали о роскошной жизни.

Но кризиc, неуверенность в будущем, трансформации повестки дня изменили людей.  Для молодежи главная ценность – свобода и возможность адаптироваться. Это феномен современной России. 

Никто не хочет углубляться в предметы, науку, материальные категории – молодые люди заговорили о Человеке, его душе, возможности оторваться от земных проблем, связанных с работой, образованием или деньгами. Это поразительное качество.

В московских школах доля тех, кто выбирает на ЕГЭ базовую математику (а не профильную) примерно 2/3. Это поиск простого пути. Те, кто сдают предмет в такой форме, не пойдут на высокотехнологиеческие, инженерные специальности, не станут выдающимися экономистами. А зачем? Это не нужно большинству, даже если денег предложат такому специалисту больше гуманитария.

Высокие результаты по математике в этом году всего у пяти процентов. И это правда - талантливых, вдумчивых, углублённых и соответствующих вызовам со стороны IT и науки –сегодня немного. Жизненные планы большинства связаны с возможностью смены работы, хобби, места жительства. С утра до ночи сидеть в офисе даже за большие деньги никто не думает.

Дополнительные ЕГЭ - чаще всего "обществознание" и "история".  Это не физика, химия или биология. 

Абитуриенты жаждат открыть для себя мир, а не отдыхать в пятизвёздочном отеле.  И занятие бизнесом - не самоцель. Он - лишь инструмент, с помощью которого мжно открывать "двери".

Люди поняли, что жить нужно настоящим моментом. Раньше дети думали:  поступлю в вуз, через пять лет у меня будет работа с высоким заработком и вот тогда...Планирование, слово "тогда" и "потом" выкидывается. 

Вуз – возможность "захлестнуть" нужных людей,  которые познакомят с другими и тем самым помогут лучше в этой жизни устроиться и лучшее в ней разобраться. На карьерный рост с помощью образования, денег, связей родителей никто не рассчитывает. Студенты думают о собственном постоянном нетворкинге.

Бодрийар говорил об "универсальной любознательности" современного общества - она во многом является основой тяги молодежи к разрушению "бытовых" условностей, территориальных и профессиональных границ.

До этого у Хайдеггера была характеристика “промышляющая озабоченность”. Нет ее больше - есть ориентация  на внутренюю жизнь. В этом смысле образование становится ресурсом внутреннего развития и самоопределения - студенческое время дается,чтобы понять, чего ты хочешь, о чем мечтаешь и кого любить. Мир в стремительном темпе меняется, и людям очень нужен этот временной ресурс.

Поколение нулевых стремилось к достатку, внешней успешности в карьере (богатая семья, машина, дом, комфортная жизнь). Сегодня главная мечта -дауншифтинг (в прямои в переносном смыслах). Хипстерские установки начинают превалировать: проще одежда, аутентичная, а не популярная еда и т.д.

В 70-80-х были тоже "свободные" студенты - это хиппи,  но тогда в воздухе так или иначе  висел запах протеста. Сейчас молодежь (если мы исключим политически-активную ее часть) живет в обществе гораздо более стабильном, и, в то же время (если сравнивать с Союзом), более открытым.

Поколение детей, выросших в XXI веке, боится одиночества, растрачивания себя на "ненужное".

В советские времена считалось, что ради детей или партии брак, каким бы он ни был, надо сохранять. Тогда дети видели постоянные ссоры пап и мам, и слушали, что главное - "полная семья".

В 90-е все изменилось, в разводах не стало ничего необычного и постыдного - в России по пальцам можно было пересчитать семьи, в которых родители жили вместе 30-40 лет. Очень много ребят перестройки вынуждены были принять решение родителей, но всегда они оставались страдающей стороной. 

И сегодня наученные горьким опытом своих родителей, заставших сексуальную революцию, подростки боятся разводов. Они знают, что такое разбитая семья. Студенты боятся психологических травм, бояться непережить разрыва со второй половиной, а потому стали разборчивее. 

И как ни странно, у "поколения свободы" и проблем стало больше. Они чаще своих родителей, бабушек и дедушек испытывают депрессионные состояния. Казалось бы - у них стало меньше бытовых проблем, ограничений...Живи и радуйся! Ан-нет. За скандалами из-за немытой посуды вскрылись другие изъяны социальной жизни. Как ящик Пандоры,  мы в современной России вскрыли проблему драматизма человеческих отношений.

Не зря говорят психологи,  что не надо снимать психические травмы. Под их поверхностью окажутся еще более глубокие и серьезные ранения. За бытовыми неурядицами и скандалами оказалось, что человек не может найти человека. Появились сложности взаимопонимания жизненных планов, депрессий, умения справляться с собой и своими эмоциями.

Студенты только друг другом и живы.

Люди ищут людей и в школе, и в вузе. Главное - найти друг друга, увидеть, разглядеть. И что-то вместе сделать. И нет разницы какая у тебя специальность, если ты не видишь вокруг себя людей. Общество ищет любви, друзей, даже партнеров по бизнесу, которым можно было бы доверять. А мало кто находит, а студенты это уже в свои 18-20 лет понимают. И им тяжело. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров