Партии окучивают молодых
Экономист и политолог Дмитрий Абзалов — о том, на каких направлениях развернётся борьба за места в парламенте.
Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид/Наталья Селиверстова
Завершилась регистрация на парламентские выборы — 2016. Прошла жеребьёвка, и политические организации разыграли места в бюллетенях. Дорога основному этапу избирательной кампании открыта.
Каковы шансы основных партий? Сколько фракций будет в Госдуме? За какие регионы развернётся основная борьба? И почему важнейшей силой на избирательном участке станут те, кто никогда на него не ходил?
Количество партий в этот раз увеличилось. Если в 2011 году партиями являлись всего семь организаций, теперь их количество возросло до 74. То есть за последние пять лет было создано с нуля 67 партий.
Однако документы подали только 22. А на федеральные выборы было зарегистрировано всего 14. Таким образом, несмотря на фронтальный рост партийных организаций, в избирательной кампании будет участвовать семь новых партий.
При этом в Госдуму может попасть в разы меньше. Согласно консенсус-прогнозу социологов (ВЦИОМ, ФОМ, "Левада"), на полноценные фракции в российском парламенте претендуют три партии — "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР. Неплохие шансы сохраняет "Справедливая Россия".
Среди оставшихся реальные возможности получить более 3% имеют две политические структуры — "Яблоко" и Партия роста, а остальные смогут рассчитывать на десантирование разве что отдельных одномандатников.
Основная борьба между конкурентами развернётся за 28 дней до выборов — с начала периода агитации, а важнейшим фактором станет мобилизация кандидатов на избирательные участки. И если электорат парламентских партий (особенно ЕР) дисциплинирован, то для непарламентских работа с новыми электоральными группами и их мобилизацией станет основным направлением работы и необходимым условием победы.
Бороться будут за крупные города со сравнительно небольшой явкой и высокой плотностью населения. Это прежде всего московская и санкт-петербургская агломерации. Именно здесь дешевле и проще мобилизовать новые электоральные группы.
В прошлые выборы при явке в 60,1% на участки не пришли 43,5 млн человек при том, что за победившую "Единую Россию" проголосовало 32,3 млн избирателей. Если любая новая партия сможет привести к избирательным урнам хотя бы 10% не участвовавших людей, это обеспечит ей прохождение 5% барьера.
Наибольший мобилизационный эффект в агломерациях можно достичь в молодёжном сегменте "35-". В отличие от более возрастных групп политические предпочтения молодых окончательно не сформировались: они читают новости в Сети. Именно здесь разворачивается борьба за нового избирателя.
По данным ВЦИОМ, среди непарламентских партий больше всего подписчиков у Партии роста. Организация лидирует в соцсетях "ВКонтакте" и "Фейсбук". Её конкуренты "Яблоко" и ПарНаС делают ставку на более возрастных "Одноклассников".
На этом фоне мобилизационный потенциал новых избирателей в период агитации у Партии роста выглядит перспективнее. В отличие от "Яблока" и ПарНаС ей не придётся бодаться с активно расширяющими своё присутствие в "Одноклассниках" "Единой Россией" и ЛДПР и мобилизовать уже определившихся возрастных избирателей.
К слову, перспективы использования новых каналов коммуникаций на фоне неэффективности старых (партийные газеты и листовки) оценили даже в КПРФ и активно наращивают позиции в близких своему электорату "Одноклассниках" и "ВКонтакте".