Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
16 августа 2016, 08:40

Почему "Победа" всё делает правильно

Основатель портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин — о лоукостерах и завышенных ожиданиях любителей дешёвых перелётов.

Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо

Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо

В Интернете в последнее время стало модно хулить авиакомпанию "Победа". Любой пост в соцсетях вида: "Летел тут "Победой", а с меня неожиданно взяли ещё кучу денег за…", даже будучи написанным непонятным аккаунтом с двадцатью подписчиками, мгновенно получает тысячи лайков и шеров, а в комментариях начинаются "победосрачи", то есть баталии между теми, кто считает авиакомпанию отвратительными зажравшимися жлобами, и теми, кто зажравшимися жлобами считает не "Победу", а её ненавистников. Мы за вторых, и вот почему.

На самом деле "Победа" исполняет миссию по донесению до людей идеи, что такое лоукостер и почему вообще авиабилеты могут стоить так дёшево, и почему всяк сверчок должен знать свой шесток.

Порядка 20% билетов на каждом рейсе "Победа" продаёт по 999 рублей — это такой промотариф, который можно указывать в рекламе в качестве завлекалочки. Недовольство начинается уже здесь: те, кому не досталось самого дешёвого тарифа, начинают яростно кричать о том, что "Победа" и не лоукостер вовсе, потому что билет стоит пять тысяч рублей, а в позапрошлом году они летали в тот же город "Аэрофлотом" за три. О том, что билеты по три были куплены за полгода, а по пять — за день до вылета, вспоминать не принято, а ведь зависимость цены билетов от глубины продаж — основополагающая вещь в тарифообразовании; они меняются динамически.

Между тем при одинаковой глубине продаж тарифы лоукостеров всегда ниже, чем у традиционных авиакомпаний, и "Победа" в этом смысле не исключение. Дело в другой бизнес-модели. Важно понимать, что самолёты для лоукостера стоят столько же. Такие же зарплаты у пилотов и бортпроводников. Столько же стоит топливо и столько же — аэронавигационное обслуживание, сборы аэропортов, размещение рекламы и печеньки для менеджеров в офисе. То есть себестоимость базовой услуги перевозки пассажира так просто снизить нельзя.

Единственный очевидный вариант — и его активно используют зарубежные лоукостеры — это полёты в отдалённые аэропорты, где стоимость обслуживания ниже. Например, вы не можете полететь рейсом Ryanair во Франкфурт-на-Майне или Дюссельдорф: вернее, на сайте-то и то, и другое будет названо именно Франкфуртом и Дюссельдорфом, но с пометками Hahn и Weeze — и эти деревни на самом деле находятся в добрых полутора часах езды от вышеобозначенных городов. У нас таких забытых богом аэродромов нет, да и люди пока не готовы к полётам в Москву (Тверь) или Санкт-Петербург (Сланцы), так что и здесь вы получаете у "Победы" ту же по комфортности услугу, что и у традиционных авиакомпаний.

Раз базовую услугу сделать дешевле нельзя, остаётся один способ — заработать на дополнительных. Это могут быть комиссия за оплату банковской картой, платный багаж, платное питание, платный выбор места на борту и даже платная регистрация: если вы всё у того же Ryanair не распечатали дома посадочный талон, то в аэропорту с вас сдерут аж 40 евро.

Понятно, что себестоимость этого талончика и времени работы сотрудника на стойке регистрации и аренды этой самой стойки намного меньше этих самых 40 евро. И нет никакой экономической разницы в том, заказываешь ты перевозку багажа сразу при покупке билета или же оплачиваешь её в аэропорту, — а цена при этом различается вдвое.

Как так, с нас берут деньги за воздух?

Да. Весь смысл вот этих заградительных по своей сути тарифов заключается не в том, что авиакомпания хочет сэкономить на листке бумаги, а в том, что практически на любом рейсе найдётся некоторое количество людей, которые будут вынуждены из-за своей забывчивости или невнимательности что-то оплатить дополнительно.

Выбора у них нет: не доплатил — не полетел. Или выбор места: авиакомпании по большому счёту всё равно, где вы сидите. Но если вам не все равно, где сидеть, то почему бы не продать эту "хотелку" в качестве дополнительной услуги?

Ведь если никто не будет за дополнительные услуги платить, то тогда и цена билета будет такой же, как у традиционной авиакомпании, а зачем тогда дискаунтер?

И если на Западе лоукостеры существуют уже по три десятка лет и люди там в принципе привыкли к тому, что за всё надо платить, то в России лоукостеры пока в диковинку (быстро обанкротившиеся "Скай-экспресс" и "Авианова" не считаются: они, по сути, просто демпинговали, пока были деньги инвесторов). При этом в нашей стране действуют почти не изменившиеся с советских времен ФАП, согласно которым пассажиру, строящему коммунизм, гарантировался почти коммунизм в отдельно взятом самолёте: например, 10 килограммов багажа перевозчики обязаны провозить бесплатно, а в салон можно брать аж 18 разных предметов без дополнительной оплаты. Все, в общем-то, привыкли к весьма либеральным условиям, и тут раз — халявы нет!

Нет ничего страшнее советского человека, у которого отобрали халяву. Или которому её не дали, ведь в его мозгу он имеет на неё право просто уже по факту своего рождения.

Однако голь на выдумку хитра, особенно российская. Ведь как так — платный выбор места? Тут же свободно! Давайте-ка я пересяду, я же умная. Вам что, жалко, что ли? Яжемать! Да подумаешь, что мы уже сейчас взлетим и я в любой момент с ребёнком на руках улечу по инерции прямо на кухню в хвосте салона! Яжемать! Сволочи! Твари! Тьфу на вас! Тьфу на вас ещё раз!

А вот у меня рюкзак, набитый вещами. Нет, он розовый и со стразами, значит, это дамская сумочка, я умная, я знаю законы! Я заплатила вам деньги, и вы теперь мне все обязаны! А это не клетчатая сумка челнока, а пакет из дьюти-фри, его провоз в два раза дешевле, нет, я всё это купила в аэропорту, даже эти потёртые леопардовые лосины.

Полезная миссия "Победы" заключается в том, что таких людей она больно щёлкает по носу, приучая к тому, что нужно принимать хоть какую-то ответственность за свои решения или хотя бы просто читать правила. Ведь именно эти люди потом приковывают себя наручниками в банке, вписавшись в валютную ипотеку. Именно они заклеивают номера машин листочками, а то и ставят авто на газон под вашими окнами, потому что мэр, собака, не построил им многоуровневый паркинг (а если построил, то не сделал его бесплатным). И, наконец, именно они живут на Патриарших, а им там в подъезде написали, но, скорее всего, не гость из Бирюлёва, а сосед по лестничной площадке, не дождавшийся бесплатного лифта.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров