Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
17 августа 2016, 16:00

No Man's Sky — в космосе никто не услышит твой храп

Студия Hello Games выпустила классическую песочницу, где каждый развлекает себя сам. Но есть нюанс: чтобы исследовать весь мир игры, вам не хватит и десяти земных жизней.

Фото: © no-mans-sky.com

Фото: © no-mans-sky.com

"Процедурная генерация" — поистине магические слова, заставившие нас ждать от разработчиков даже того, чего они не обещали. Как тут не поверить? У авторов — лица алхимиков, выплавивших золото из свинца, исполинские твари из далёких миров манят натуралиста, а ценник у игры такой, что машинально предвкушаешь Роберта Шекли пополам с Гарри Гаррисоном. Запускай двигатель, путник, ведь если звёзды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно. Вопрос лишь в том, кому именно?

Есть скафандр — готов путешествовать

Масштабы No Man's Sky таковы, что от них попросту клинит сознание. Здесь квинтиллионы планет — больше, чем пальцев на руках у всех людей Земли, и каждая представлена в натуральную величину. Поэтому повторять подвиг Магеллана, огибая завалящий мирок по поверхности — задача сугубо для сумасшедших (а такие точно найдутся, если ещё не). Взлёт и выход в открытый космос безо всяких склеек или подгрузок тоже повергает в благоговейный трепет. Даже не верится, что подобное достижимо средствами математики и тасованием параметров планет вроде цветовой гаммы, ландшафта, климата, флоры и фауны.

Чтобы мы оценили широту охвата, наш звездолёт на старте, естественно, сломан. То есть бегай да ищи ресурсы, дабы задать технике ремонт. И хорошо, если планетка из советской фантастики: такая, знаете, со степным колоритом и плюшевыми зверушками. А то ведь бывает иначе: выкинут в аду, который на полпути от доменной печи к газовой камере, где дроны атакуют всех без разбору. Считаете, вы в сказку попали? Нет, вы в космос вляпались!

Нужно больше минералов!

Однако через несколько часов, собрав пару улучшений для лазера, сконструировав гипердвижок и прошмыгнув с его помощью в соседние системы, вы обнаружите неприятную вещь. Оказывается, необъятные просторы галактики, разноцветные миры с похожими на динозавров зверями, орбитальные базы, руины и торговые посты — лишь ширма, стыдливо прикрывающая рутину. Скучно добывать ресурсы? Привыкайте: большую часть времени вы этим и будете заниматься. Сотрудники Hello Games делали игру о космосе, а она получилась об извлечении тамия-9 из астероидов, плутония из кристаллов и углерода с цинком из цветков. Представьте себе фильм "Интерстеллар", где герой не отчаянно врывается прямо в чёрную дыру, а со старта до финала растит кукурузу. Или "Марсианина", в котором всё сосредоточено исключительно на картошке.

Симуляция рудокопа даёт не только топливо для корабля и скафандра или материал для изготовления предметов. Продажа ресурсов также приносит деньги, без которых не сменить космические "жигули" на "тойоту", а её — на "мерседес". Галактика-то всё опаснее: чем ближе к центру, тем злее разбойники и дроны, да и ячеек в трюмах нужно всё больше. Звездолёты стоят дорого, а продают их не везде — чаще в ангарах орбитальных станций, куда то и дело заглядывают представители самых страхолюдных рас. Вот и добываешь золотишко в том мире, а платину — в этом. Перемещаясь по планете от маяка к маяку, можно ещё с методичностью бомжа обыскивать контейнеры: кроме стандартных ресурсов там попадаются артефакты и полезные детали.

Так No Man's Sky вводит вас в транс. Вы погружаетесь в ритм однотипных действий, теряетесь в скроенных по одному лекалу базах, высчитываете, какой навар принесёт партия минералов, чтобы заплатить уроду с картиной Пикассо вместо лица за его посудину. За этой суетой как-то забываешь, что метацель игры — достичь центра галактики. Впрочем, и там нет ничего сногсшибательного: процедурная генерация, пусть Hello Games и применила её самым убедительным образом, трагически несовместима с драматургией.

В космосе никто не услышит... и не увидит тоже

No Man's Sky без пяти битов шедевр во всём, что касается конструирования бесконечных пространств и планет, поэтому опыт её авторов наверняка разберут на цитаты. Она лучится эстетикой снимков с "Хаббла": космос разноцветен, а пейзажи — хоть в рамку. Но островки смысла окружает вакуум: здесь практически нечем заняться, геймплей вязнет в самоповторах, будто перед нами какая-нибудь третьесортная MMO. Только, в отличие от последней, онлайн здесь сводится к записям в энциклопедии — кто и что открыл. Космический симулятор выкладывает все свои козыри в первые же часы. И даже работай мультиплеер как надо (как нам обещали изначально), количество миров в No Man's Sky делает встречу двух случайных людей маловероятной — всё равно что сорвать джекпот в лотерее.

Да, придуманная разработчиками математическая модель не особо вяжется со сценарием, спасением галактики и какой-никакой политикой в духе разборок ситхов с джедаями. Никто и не обещал ничего подобного. Но отсыпьте хотя бы геймплея на заявленную сумму. Шутка ли, прокладывать маршруты во Вселенной и ставить блоки на звездолёт куда интереснее в более примитивных с технической точки зрения продуктах вроде Space Rangers и FTL: Faster Than Light.

Логично, что критики No Man's Sky разделились на два лагеря: романтиков и скептиков. Первым достаточно одиночества на фоне кислотных декораций и робинзонады с добычей ресурсов в бытовых масштабах. Вторые привыкли получать больше — и кто их осудит? У эмоций, даримых игрой, ограничен срок годности. Чтобы в неё влюбиться, достаточно взлететь с одной планеты и сесть на другую. А чтобы разочароваться — провести в ней пару часов. Неплохая попытка, Hello Games, будем надеяться, что вырученные деньги пойдут на развитие проекта.

Достоинства:

  • Целая галактика на 18 квинтиллионов планет упакована в несколько гигабайт;
  • Из всех планет не найти и двух идентичных;
  • Картинка и (особенно) музыка создают чарующую атмосферу приключения;
  • Полноценный отыгрыш первооткрывателя: называйте миры и их обитателей, как угодно;
  • Она всё-таки вышла — после стольких лет!

Недостатки:

  • Титанический замысел портит рутина и бытовуха;
  • Игра довольно быстро перестаёт удивлять;
  • В отличие от планет и систем отдельные объекты (вроде баз) клонированы;
  • Нет ни внятного сюжета, ни сколь-нибудь занятных миссий;
  • Разработчики не выполнили ряд обещаний.

Оценка: 7.0 из 10

Скачать на PlayStation 4

Скачать на PC

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar