Почему в России отменяют музыкальные фестивали
Всего за несколько месяцев в Москве и регионах отменено около десяти фестивалей, включая очень значимый Outline. Лайф поговорил с организаторами о том, кто их закрывает и почему.
Музыкальный фестиваль — это сложное мероприятие для всех. В случае концертов под открытым небом посетители целый день проводят на ногах и стоят в рекордных очередях ради того, чтобы послушать любимых исполнителей. Для организаторов же это грандиозная головная боль. Нужно договориться с местными властями, пожарными, медиками и полицейскими, организовать приезд и выступление капризных музыкантов и так далее. Для местной же власти любое массовое мероприятие ― это риск того, что произойдёт теракт, давка или любое стихийное происшествие.
Только в 2016 году отменилось больше десятка музыкальных фестивалей различных размеров. Тренд наметился федеральный: организаторы остаются у разбитого корыта и в Москве, и в регионах. Нет зависимости от жанра музыки, которую собирались играть музыканты, — злой рок настиг всех. Почему жанр российского музыкального фестиваля оказался в таком кризисе?
Власть
Разумеется, при проведении массового мероприятия организаторы должны договориться с местной властью. С другой стороны, в этом году выяснилось, что официальные лица отказываются согласовывать фестивали по странным причинам, а иногда просто не хотят брать на себя обязательства.
Александр Абрамов, руководитель Истринского рок-клуба, организатора рок-фестиваля "Песок" в Московской области, заявил Лайфу, что государство целых два раза запретило его мероприятие по надуманным причинам.
— В этом году нам дважды отказывали в проведении фестиваля на муниципальных землях. В Клинском районе мы уже вышли на разрешение от муниципалитета, согласовывались последние моменты с полицией, МЧС и прочими службами. Но неожиданно изменилось решение главы муниципального района, и мы получили официальный отказ в проведении с формулировкой "в связи с недостаточной организованностью мероприятия".
С государственной земли фестиваль "Песок" переехал на частную, но и это не помогло организаторам:
— Мы заключили договор аренды с руководством парк-отеля. Уже началась рекламная кампания, районные власти и силовики были в курсе мероприятия, возражений не было. Но широкая реклама и принесла инфу в областные структуры: где-то они прочитали, что будет 200 групп и тысячи зрителей.
— Мол, они ещё от "Нашествия" не отошли. Об этом нам сказали устно. Мы не должны были согласовывать проведение с областным УМВД, но, написав официальное уведомление на их имя, мы получили письменный отказ.
В официальном ответе на уведомление действительно нет ни слова о "Нашествии".
На отказы властей жалуются организаторы других отменённых в 2016 году региональных фестивалей. В той же Тверской области организаторы фестиваль ZaBrOs не смогли договориться с администрацией, а ведь в группе мероприятия состояло 14 тысяч пользователей.
Администрация Алексинского района в Тульской области решила, что проведение некоммерческого фестиваля "Хвоя" нецелесообразно.
Место проведения Sunvibes-2016 прямо в день проведения оцепили судебные приставы. Даже в Москве случаются подобные инциденты: оргкомитет коллективной вичхаус-вечеринки R17 заявил, что их концерт запретили власти, причём якобы за пропаганду суицида.
То же случилось и с одним из крупнейших российских фестивалей хардкор-музыки RAW Fest. Буквально за день до открытия дверей организаторы сообщили, что силовики запретили проводить концерт:
Разгон
Иногда безо всяких предупреждений власти или же какие-то люди, которые маскируются под силовиков, приходят на сам фестиваль, но вовсе не за тем, чтобы послушать музыку и потанцевать. Мода на такие визиты началась летом 2016 года.
Виктор Ужаков, организатор новосибирского фестиваля Pustota, рассказал Лайфу о том, как в клуб прибыли загадочные посетители:
— Приехали некие люди, которые не представились, никаких документов и никакой информации вообще не предоставили. Произошло это примерно через час после начала фестиваля. Они не представлялись, но, судя по поведению, это был отряд по борьбе с экстремизмом, потому что ребят с яркой внешностью и татуировками очень пристально досматривали, фотографировали и так далее.
Pustota — это фестиваль молодой и необычной музыки в различных жанрах: абстрактный хип-хоп, постпанк. Возможно, поэтому люди в форме решили проявить себя как музыкальные критики.
— Абсолютно точно, что это акция запугивания. Потому что никто ничего не искал, просто хотели показать, что, когда захотят, смогут прервать всё что угодно, вот и всё. Нам давали отеческие советы люди в масках: "Ребята, хватит вам здесь гулять, хватит слушать рок. Идите работать, идите учиться в университеты". А на замечание, что у нас есть высшее образование и право на то, чтобы здесь находиться, не реагировали.
Причин, разумеется, никто не объяснил:
— Человек, который допрашивал лично меня, сказал: "Давайте вы не будете задавать вопросы, на которые я не могу дать вам ответ". Это был ответ на вопрос о том, что вообще происходит.
20 августа ОМОН также сорвал рейв команды Fellows, на котором выступал итальянский электронный музыкант Dusty Kid.
Масштаб
Самым большим из отменённых фестивалей по масштабу и влиятельности стал Outline. 12 тысяч проданных билетов, грандиозный международный лайн-ап, гигантская территория закрытого московского завода с арт-инсталляциями — всё это оказалось неважно. В день, когда должны были начаться выступления музыкантов, посетители узнали, что фестиваль запретила прокуратура. Причём организаторы знали о предписании за три дня до Outline.
Коллеги и друзья фестиваля сразу начали защищать организаторов и заявлять, что всему виной противодействие московских властей. Однако в официальном заявлении организаторов нет обвинений и срывов покровов, одни извинения. А в интервью создательница Outline Наташа Абель призывала всех не искать виноватых.
О том, что вина за несостоявшийся Outline всё-таки лежит на организаторах, говорит и то, что они почти никак не объяснили случившееся. В частности, никто из организаторов не появился на ТВ, хоть их и приглашали. Об этом же говорит Эдуард Ратников, президент концертной компании TCI, которая проводила успешно состоявшийся фестиваль MAXIDROM 2016:
— Надо понимать, что от отмены никто не застрахован. Проблема ещё заключается в том, что, к примеру, сама организатор Outline, Наташа Абель, не идёт на контакт, она не пытается пролить свет на эту историю. Она сама мутит воду. Если она и дальше будет жить и работать в этой манере, у неё будет ещё больше проблем.
По его словам, с Outline все обстоятельства дела остаются неясными:
— Некоторые мои сотрудники работали с руководством фестиваля Outline, то есть мы знаем ситуацию изнутри. Там с точки зрения безопасности всё не так благополучно. В городе есть разные силы. Были силы, которые нашли общий язык с организаторами, но более серьёзное руководство сочло, что этого недостаточно. Кроме того, организаторы послали запрос на проведение фестиваля накануне. Естественно, за такой короткий период невозможно проработать все моменты ни с городскими властями, ни с многочисленными службами. Хотя ходят разные слухи: попахивает конкурентной борьбой... В нашей стране возможно всё.
Безответственность
Как выясняется, часто отменённый фестиваль никто не запрещал и не мешал его проведению. Организаторы сами без помощи местных властей не справляются с координацией.
Например, фестиваль Nature Fest не состоялся уже второй год подряд. В первый раз ему помешали некие "злые силы". В 2016-м организаторы и вовсе внятно не сказали о причинах отмены мероприятия за день до начала. Сначала в группе появилась просьба о помощи: организаторов "окружило кидалово" и поэтому они искали водителя грузовика. Затем им позвонили из полиции, правда, никаких подробностей не последовало. Сейчас в группе некий Олег собирает деньги на возмещение ущерба от несостоявшегося фестиваля.
Nature Fest могли посетить около тысячи человек. Организатор в разговоре с Лайфом отказался комментировать произошедшее и попросил исключить упоминания фестиваля из материала: "чем меньше об отмене разговоров, тем больше у него шансов состояться хоть когда-нибудь".
Подобные случаи безответственного поведения организаторов не единичны. Андрей Клюкин, продюсер фестиваля "Дикая мята", рассказывал:
— Сегодня я залез в "Фейсбук", смотрю: два отменённых фестиваля объединились и хотят вместе проводиться. При этом открываю афишу, смотрю там список артистов, с одним из них я работаю. Звоню им, спрашиваю, что там происходит, а они отвечают, что даже не в курсе, что играют там. И эта фраза показывает организатора с другой стороны. То есть у организатора нет контракта с группой, а он совершенно спокойно выпускает афишу. Это характеризует, я считаю, организаторов.
О том, что часто в отмене фестивалей виноваты именно организаторы, говорят и многие эксперты из шоу-бизнеса. Организатор MAXIDROM Эдуард Ратников считает, что эта сфера просто не зарегулирована в достаточной мере:
— Думаю, с отменёнными мероприятиями очень похожая история. В том или ином контексте она может различаться, но в общем и целом, скорее всего, очень похожа: люди ведут себя безответственно, недостаточно профессионально, когда предъявляют основания для безопасности людей. На сегодняшний день создана компания "Союзконцерт", в которую входят люди из нашего профессионального сообщества. Все участники. Работа организации будет базироваться на существующих регламентах и законах Российской Федерации. Решили создать такой профессиональный профсоюз, который выстраивал бы деятельность и наказывал нерадивых.
Андрей Матвеев, генеральный директор СРО "Союзконцерт", заявил Лайфу, что проблема всегда в несогласовании фестивалей с властями:
— Большие профессиональные мероприятия не отменяются. Park Live состоялся, MAXIDROM состоялся, "Нашествие" состоялось, "Пикник Афиши" ― все мероприятия, которые проводятся профессионалами, состоялись. Почему не состоялись фестивали у организаторов, которые в первый раз занимаются мероприятиями такого масштаба? Только одно могу сказать: видимо, невыполнение предписаний властей.
Что бы ни стояло за массовой отменой фестивалей, важно, что больше всего от этого страдают обычные посетители, которые теряют и деньги, и возможность послушать вживую современных российских и зарубежных исполнителей. Если жанр музыкального фестиваля в России действительно в кризисе, то велик шанс, что билет на концерт группы или артиста ещё сильнее подорожает. Всё-таки билет на фестиваль всегда дешевле, чем на сольное выступление.