Зачем увольнять Ливанова
Разбитый планшет в ранце первоклассника — это пострашнее груды тяжёлых учебников.
Фото: © РИА Новости/Алексей Никольский
Президент России принял отставку главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова. Непопулярный министр, канун выборов, что тут поделаешь.
Мне кажется, что Ливанова есть за что увольнять. Я не о ЕГЭ — о нём без меня много сказано. И не о твитах нецензурного содержания ("Вернул МТС их г**нокарту" — прямым текстом, без звёздочек).
Почему Минобрнауки с такой страстью пытается пересадить школьников на электронные учебники? Мне очень не хочется быть ретроградом. Ежедневный поход в школу и обратно с тяжеленным, набитым учебниками портфелем я хорошо помню — не так много лет прошло. Зверская нагрузка на детскую спину.
И всё же. Отучить школьников бить друг друга по голове портфелями не может вся педагогика мира. Падать зимой в гололёд детям тоже не запретишь. А разбитый планшет или ридер в портфеле ребёнка — это пострашнее груды тяжёлых книжек. Насколько знаю, планы массового выпуска электронных учебников с пластиковыми небьющимися экранами пока закончились ничем. (Привет Роснано!)
Стоимость планшетов и ридеров тоже не очень человечная — книжки подешевле будут. А ещё вспомним о различии между написанным на бумаге типографским текстом и жидкокристаллическим экраном (или ещё менее контрастной электронной бумагой ридеров). Я вам не доктор. Но главный санитарный врач страны в прошлом году подписал поправки в Санитарные нормы и правила, касающиеся общеобразовательных школ. Любопытный документ. Непрерывно пользоваться жидкокристаллическим экраном в первом-втором классе можно не дольше 20 минут. С возрастом время растёт: но даже в седьмом-одиннадцатом классах — только 35 минут.
Это 2015 год, это не Онищенко сочинял, а его богобоязненные человеколюбивые преемники.
А ещё — это мы уже о навыках письма, которое в компьютерный век постепенно заменяется щёлканьем по клавиатуре, — существует мелкая моторика рук. Говорят, она прямо связана с развитием интеллекта.
Очень не хочется быть ретроградом. Мне досталось учиться в советской школе, и что такое идиотские запреты, я хорошо знаю.
Я даже не о школьной форме. А как раз о чистописании. В младших классах мы должны были писать деревянными перьевыми ручками, которые с цоканьем макают в чернильницу. Авторучки (тоже перьевые, шариковых тогда в СССР не было) строго запрещались. Потому что они портят почерк. Одни линии должны быть волосяными, а другие — с нажимом, вот в прописях всё нарисовано. Поэтому таскайте в школу цокающие ручки и чернильницы-непроливайки (вечная память залитым портфелям и книжкам). Через несколько лет авторучки всё же разрешили — видимо, волосяные линии утратили актуальность в связи с международным положением. Но шариковые (они уже появились к тому времени) были запрещены. К концу школы разрешили шариковые и сделали обязательными. Вы когда-нибудь перезаправляли стержень для шариковой ручки в мастерской бытовой техники? Мы перезаправляли — новых стержней в магазинах не было.
Так что ретроградского Минобра мы наелись досыта. Но слишком "продвинутый" — кажется, тоже не очень хорошо.