"Поставьте и меня на учёт как экстремиста": Максим Шевченко, исламисты и нацисты
Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков
Традиционная массовая пятничная молитва в мечети на улице Венгерских бойцов в Махачкале не обошлась без традиционного полицейского усиления. Напомним, в 2014 году один из проповедников, выступавших в этой посещаемой салафитами (исламскими фундаменталистами) мечети, Абу Халид (Надир Медетов) был задержан с пистолетом. В прошлом году, будучи выпущен судом под домашний арест, он бежал в Сирию и принял там присягу террористической группировке ИГИЛ*.
Прихожане этой мечети ранее также отмечались агрессивным характером, например, нападая на полицейские уазики или блокируя городские ОВД (причём в соцсетях подобные действия джамаата мечети сопровождались угрозами "устроить в Дагестане вторую Сирию").
В эту пятницу компанию прихожанам этой скандально известной мечети решил составить журналист Максим Шевченко, ранее неудачно пытавшийся избраться в Госдуму от Дагестана (12 августа он как раз получил отказ в регистрации из-за неправильного заполнения подписных листов для выдвижения).
— Я их (стоявших в оцеплении полицейских. — Прим. Лайфа) спросил: "Как обстановка?" Они ответили: "Нормально", — заявил Шевченко журналистам махачкалинской газеты "Черновик". — Заявил им, что у меня есть борода, что я направляюсь в неправильную с их точки зрения мечеть и я критикую власть. Мол, это по вашим "полицейским" критериям является основанием для постановки на контрольно-профилактический учёт, поэтому можете поставить меня на учёт. Полицейские в растерянности ответили отказом.
Несмотря на отказ, московский журналист (кстати, публично позиционирующий себя как православного) остался и на богослужение в мечети, снимая сзади верующих. Отписывая в соцсети Facebook по поводу якобы постоянно идущего нарушения их прав сотрудниками МВД, снятый на днях с выборов в Госдуму кандидат продолжал требовать также задержать и поставить на учёт и его.
— Не может не возникать вопрос — что движет Максимом Леонардовичем и его друзьями, когда в течение стольких лет они умалчивают совершённые убийства и защищают потенциальных убийц мусульман Дагестана, — прокомментировали Лайфу в пресс-службе Духовного управления мусульман Дагестана. — За много лет прихожанами салафитских мечетей убито несколько десятков имамов, убиты наши духовные лидеры муфтий Сайидмухаммад Абубакаров и досточтимый шейх Саид-афанди Чиркейский, сотни полицейских. Странно, что Максим Шевченко и его коллеги в случае народного горя набирают воды в рот и делают вид, что ничего не случилось. Но когда правоохранители по мере необходимости проводят профилактические мероприятия в этих мечетях, они тут как тут, кричат о правах их прихожан.
Справедливости ради надо сказать, что Шевченко давно известен странной любовью к представителям радикальных взглядов разной направленности. Например, в 2001 году он принял корреспондентом в редактируемую им газету "НГ-Религии" Илью Горячёва, будущего вождя праворадикальной организации "Русский образ", в прошлом году осуждённого на пожизненное заключение за организацию в 2008—2011 годах деятельности террористической "Боевой организации русских националистов". На счету последней — создание в России полномасштабного вооружённого подполья и целая серия резонансных убийств, включая "ликвидацию" 12 апреля 2010 года у двери в собственную квартиру судьи Эдуарда Чувашова.
Впрочем, пятнадцать лет назад Горячёв лишь делал первые шаги в правом движении. Однако, как вспоминает он, в возглавляемом на тот момент Шевченко известном издании уже и тогда были взяты на службу матёрые радикалы.
— Работал там, например, известный правый активист 90-х Константин Касимовский, — пишет Горячев в своём блоге.
Касимовский, скромно представленный Горячёвым как "известный правый активист", возглавлял организацию под названием "Русский национальный союз" (РНС), в 1998 году переименованную в Русскую национальную социалистическую партию. Газета партии, носившая название "Штурмовик" и выходившая под девизом "Чистота веры и чистота крови", регулярно публиковала отчёты о рейдах, которые устраивали на улицах Москвы её бритоголовые бойцы. Идеологическая обработка таковых, как сообщали исследователи, велась в партии по "Хрестоматии для немецкой молодёжи", изданной в конце 1930-х годов в Третьем рейхе для членов гитлерюгенда.
— Вечереет. Злобная и весёлая группа скинхедов, накачавшись дешёвым пивом в "стекляшке" на Цветном бульваре, начинает свой рейд. На рукавах красуются нашивки РНС, — например, можно было прочесть в статье "Проснись и действуй", вышедшей в № 5 "Штурмовика" за 1997 год. — Горе тому, кто является извечным врагом этих "новых штурмовиков" — если ты ниггер или косой, хачик или еврей, птюч или рэпер — расплатой за свой облик будет очередь хороших ударов по разным частям тела.
Статей авторства Касимовского в электронном архиве "НГ-Религий" периода редакторства Шевченко не сохранилось, зато можно найти немало материалов, написанных Алексеем Лампси, несколько лет возглавлявшим в РНС работу с регионами. Тут можно вспомнить, что, по словам того же Касимовского, именно ярославское отделение его партии организовало взрыв, прозвучавший 19 апреля (накануне дня рождения Гитлера) 1996 года у местной синагоги. Вот такое "Русское действие" (такое название организация Касимовского приняла в начале нулевых; в 2001 году он по-прежнему ходил на марши со своими бритоголовыми бойцами).
Лампси же в 1999 году откололся от Касимовского и создал с Алексеем Калашниковым Имперскую партию, по поводу идеологии которой никто также не питал особых иллюзий.
― В своё время мы у музея Ленина много спорили с Лёшей Калашниковым как национал-демократ с национал-социалистом. Позже, правда, я синтезировал две эти позиции, когда мы создали Русское солидаристское движение и вместе с Имперской партией провели "Марш злой молодёжи", — вспоминает один из участников общественной активности тех лет.
Интересно, что, когда в 2005 году Шевченко получил возможность вести на телевидении телепередачу "Судите сами", уже в премьерном выпуске на неё был приглашён выступать всё тот же Касимовский (изрядно забытый всеми к тому времени), а также целый ряд новых лидеров русских национал-социалистов, часть из которых всего через несколько лет также пройдут по уголовным статьям.
— Поражает... то, что коллективу программы вообще пришло в голову пригласить неонацистов, да ещё в такой концентрации, — отметили тогда правозащитники.
При этом боровшаяся за белую расу партия Касимовского с самого начала своей деятельности тесно сотрудничала с радикальными исламистами. В декабре 1995 года журналист "Известий" Алексей Челноков посетил "творческий вечер", организованный РНС для своих единомышленников в музее Маяковского.
— У входа в конференц-зал... расстелен на полу американский государственный флаг. Не наступить невозможно — вперёд только прыжком (так топтать флаг США принято на Ближнем Востоке. — Прим. Лайфа), а по бокам нависают рослые парни в камуфляже, — описывает он увиденное. — На возвышении за столом сидели четверо. Один, в чёрном костюме, на лацкане — свастика, вёл собрание: "Наш путь — радикальная революция, несущая национальное и социальное освобождение (то есть национал-социалистическая. — Прим. Лайфа)... Наши союзники — это в первую очередь исламские фундаменталисты, ведущие отчаянную борьбу против большого шайтана (термин, принятый у исламистов в отношении США. — Прим. Лайфа)". Затем ведущий пригласил к микрофону "видного представителя исламского воинства" Гейдара Джемаля.
― Чуть более четырёх лет назад здесь же, в этом зале, когда мы встречались с читателями издававшегося тогда журнала "Нация", ― заявил, выступая 18 февраля 2000 года в музее Маяковского на "творческом вечере" газет "Царскiй опричникъ" и "Правое сопротивление" член редколлегии последней Ярослав Бутаков, ― среди части националистов было модно увлечение идеями исламской революции, преклонение перед их методами борьбы с американской экспансией, перед их методами прихода к власти, перед их методами идеологического воздействия.
Также Джемаль, надо отдать ему должное, не меньше Шевченко (их вообще постоянно можно заметить где-нибудь вместе в ходе очередного выступления) потрудился на ниве оправдания исламских радикалов Кавказа и подрыва духовного авторитета официального мусульманского духовенства. Так что, честно говоря, этих деятелей действительно давно бы стоило поставить на профилактический учёт со всеми вытекающими из этого последствиями, включая недопуск в медиасферу и публичную политику. Тем более если они сами об этом так настойчиво просят.
* Деятельность организации запрещена в России решением Верховного суда.