Первая любовь Эрнста Неизвестного рассказала, как разрешила ему уехать в США
Самая известная манекенщица Урала 92-летняя Роза Субач вспомнила о том, как была музой для всемирно известного скульптора и повлияла на его эмиграцию.
Фото: ©L!FE
Накануне похорон Эрнста Неизвестного Лайф встретился с его первой любовью — популярной в СССР моделью Розой Субач. Светская дама рассказала о дружбе с гением и о том, как в своё время позволила будущему светилу скульпторского мастерства покинуть родину.
Роза Филипповна рассказала, что они с Эрнстом познакомились будучи ещё детьми, им тогда было по шесть лет. Великая дружба, которая так и не переросла в нечто большее, зародилась однажды в Харитоновском парке в погожий день.
— Девочка, а тебе нравятся эти лебеди? Они такие красивые. И ты такая красивая. Ты мне нравишься, я тебя очень люблю, — вспомнила Роза первые слова будущего гения. — На следующий день мы снова встретились, а потом он подошёл ко мне с мамой Беллой Дижур, известной поэтессой своего времени, и пригласил меня к себе домой. Так мы стали дружить.
Вскоре Неизвестный уехал учиться в Ленинград — он поступил в художественное училище. Но при первой же возможности ехал в Свердловск, чтобы навестить родителей и, конечно же, Розу Филипповну. В эти непродолжительные приезды скульптор постоянно наведывался к подруге детства. Эрнст Иосифович не упускал возможности погостить у своей первой и самой чистой любви, для этого он раз за разом выбирал один и тот же предлог: он говорил, что ему сейчас неохота подниматься на гору к родителям, поэтому просил разрешения отдохнуть дома у Розы. Потом пара шла гулять на Плотинку — популярное место прогулок у екатеринбуржцев.
— Эрик ни разу меня не поцеловал. Он не прижимался ко мне и не кокетничал, — сказала Роза Филипповна. — Я была коммунисткой и партийной активисткой и к таким вещам была очень строга. Это сейчас коммунистка может кокетничать с кем угодно, а раньше за это вышибали из партии.
Роза рассказала, что Эрик даже привозил свою жену на Урал, чтобы познакомить со старой подругой. Кроме того, он постоянно приглашал уже ставшую знаменитой в Свердловске манекенщицу к себе в мастерскую и на выставки.
По словам Розы, отъезд Неизвестного в Соединённые Штаты был неизбежен, но всё равно стал неожиданным для неё. Хотя в то время советская власть осуждала творения признанного мастера, в частности, Никита Хрущёв на одной из выставок назвал скульптуры Неизвестного "дегенеративным искусством". Но его произведения нравились, они казались невиданным модерном.
Перед отъездом Эрнста Роза совершенно случайно встретилась на улице с мамой скульптора Беллой Дижур, и у них состоялся долгий разговор по душам. В советское время для эмиграции из страны, помимо официальных разрешений от соответствующих органов, обязательно требовалось разрешение родителей.
— Я сказала Белле, пусть он едет, так будет лучше, — поделилась Роза Филипповна. — Его мама поблагодарила меня за то, что я тоже согласилась на его отъезд. Ей очень нужна была поддержка, потому что большинство осуждало её решение отпустить сына в Америку. Он не попрощался со мной перед отъездом, но у него было много хлопот. Потому что нужно было перевозить скульптуры, разбирать мастерские, и всё это нужно было сделать в кратчайшие сроки.
После эмиграции Эрнст лишь пару раз приезжал в Свердловск со своими выставками. Роза встречалась с ним, но, по словам подруги, Неизвестный уже всей душой был в Америке, где находилась его жизнь: скульптуры, мастерские и работы.
— В Америку я к нему не ездила, и после этого он мне ни разу не писал, — призналась Роза. — Но я какой-то обиды не держу. Мне приятно вспоминать, как мы росли вместе.