Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
23 августа 2016, 15:00

Погони на лодках и взрывы: самые невероятные ограбления музеев

По статистике, каждый год жертвами ограблений становятся в среднем 35 музеев. Мировой оборот рынка краденых объектов искусства приближается по объёму к 6 миллиардам долларов. К сто пятой годовщине самой известной в истории музейной кражи Лайф выбрал самые яркие похищения музейных экспонатов.

Коллаж: © L!FE. Фото: © wikipedia.org © Кадр фильма"Из России с любовью"/Кинопоиск

Лувр. Похищение "Моны Лизы"

21 августа исполнилось 105 лет самой невероятной краже в истории культуры XX века — из Лувра была украдена "Мона Лиза" Леонардо Да Винчи. Картина пропала из музея в 1911 году — её просто не нашёл реставратор, пришедший на работу. Первое время сотрудники были уверены, что полотно было временно снято для чистки рамы, но оказалось, что оно исчезло без всяких следов.

© Wikimedia Commons

Во время расследования подозрение в похищении Джоконды падало то на Пабло Пикассо, то на кайзера Вильгельма II. В списки обвиняемых попадали зажиточные колллекционеры искусств и европейские анархисты. Следствие под руководством сыщика Альфонса Бертильона затянулось на два года.

© Wikimedia Commons

Одной из первоначальных теорий Бертильона было сузить круг подозреваемых до работников Лувра. И он оказался прав. Картину похитил итальянец Винченцо Перуджа, решивший вернуть её на родину в Италию. В день похищения Перуджа снял картину со стены, прошёл с ней до одной из боковых лестниц, где извлёк полотно из рамы и, завернув его в куртку, покинул Лувр незамеченным.

© Wikimedia Commons

Стоит отметить, что Лувр в 1911 году не был той неприступной крепостью с камерами и продвинутыми системами безопасности, которой он является сейчас. Да и "Мона Лиза" в начале XX века ещё не обрела такую известность, которой она может похвастаться сегодня.

Судили преступника во Флоренции, на исторической родине, поэтому после приговора Перуджа провёл в тюрьме всего год. Возвращённую "Мону Лизу" и сегодня можно увидеть в Лувре, несмотря на сомнения любителей теорий заговора в том, что в музей после двух лет странствий вернулся именно оригинал.

© Wikimedia Commons

Последующие 100 лет многим преступникам не давала покоя слава итальянца. Конечно, мало кто собирался похищать бесценные экспонаты ради их возвращения на родину — чаще всего грабёж совершался исключительно ради перепродажи. Но фантазии, наглости и изобретательности последователям Перуджа остаётся только завидовать.

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Похищение легендарных картин на 500 миллионов долларов

Если выдавать награды преступлениям или преступникам, то приз за самый широкий размах получат два грабителя, которые в 1990 году выкрали из музея Изабеллы Стюарт Гарднер 13 картин на общую сумму 500 миллионов долларов.

© Wikimedia Commons

Одевшись в униформу бостонских полицейских, двое грабителей беспрепятственно вошли в здание музея и под предлогом того, что они пришли по телефонному вызову, попросили охранников собраться вместе. В этот день за музеем наблюдали лишь двое — преступники сковали их наручниками, а затем примотали за руки и ноги к трубе в подвале музея. 

Ян Вермеев. Концерт. © Wikimedia CommonsПохищены оказались полотна Яна Вермеера, Рембрандта и Мане. До сих пор музей выставляет пустые рамы, оставшиеся от этих картин, позволяя любому посетителю оказаться на месте, где было совершено самое масштабное похищение в истории искусств.

ФБР ведёт расследование уже 26 лет, но за недостатком улик не может доказать вину главного подозреваемого — Роберта Джентайла, мафиозного босса из штата Коннектикут. По мнению следователей, именно Джентайл был причастен к сбыту картин. Полиция четырежды за последние несколько лет обыскивала его дом, пока сам тот отбывал срок в тюрьме за незаконное ношение оружия. 

Рембрант. Христос во время шторма на галилейском море. © Wikimedia CommonsВ результате последнего обыска в мае 2016 года в доме мафиози был найден рукописный список похищенных картин, но использовать его для предъявления обвинений оказалось невозможно. Список со дня ограбления находится в свободном доступе, и переписать его на листок бумаги может кто угодно.

Мане. Журналист (Пишущий мужчина в кафе Тортони). © Wikimedia Commons

Исполнители ограбления не выявлены до сих пор. Полиция Бостона заявляет, что двое главных подозреваемых уже погибли в бандитских перестрелках за время расследования дела. Но тем не менее полотна обнаружить до сих пор не удалось. На сегодняшний день музей предлагает награду в 5 миллионов за возвращение украденных картин.

Национальный музей Швеции. Взрывы в центре города и бегство на лодке

Если ограбление музея Гарднер прошло сравнительно тихо, то кража из Национального шведского музея в Стокгольме выглядела как сцена из приключенческого блокбастера.

22 декабря 2000 года трое вооружённых бандитов подожгли две машины неподалёку от музея, чтобы отвлечь полицию. Вооружённые двумя пистолетами и одним пистолетом-пулемётом, они потребовали всех посетителей лечь на пол, а затем похитили автопортрет Рембрандта, а также "Разговор" и "Молодых парижанок" Ренуара. Позже эксперты по живописи оценили примерную стоимость украденных картин в 30 миллионов долларов. 

Рембрант. Автопортрет. © Wikimedia Commons

Как только картины были собраны, трио запрыгнуло в заранее подготовленную моторную лодку и скрылось в неизвестном направлении по каналам города. Когда полиция шведской столицы поняла, что подожжённые машины были отвлекающим манёвром, их ждал ещё один сюрприз. Перед входом в музей грабители рассыпали гвозди, парализовав все приехавшие на вызов машины.

Ренуар. Девушки в черном. © Wikimedia Commons

Расследование этого преступления заняло пять лет. "Разговор" Ренуара нашли первым, буквально спустя год после пропажи. Остальные две картины были найдены в ходе спецоперации, при которой в одном из отелей Копенгагена были арестованы два иракца, гамбиец и швед, решившие продать полотна анонимному покупателю за 40 миллионов долларов. 

Ренуар. Разговор, 1878. © Wikimedia Commons

Три картины за время своей пропажи неоднократно меняли владельцев. Каждого из них, впрочем, ждала одна и та же судьба — неприятная встреча с европейским отделением Интерпола. За 5 лет расследования пропажи полотен были арестованы 13 человек, 8 из них получили тюремные сроки. Все картины в целости и сохранности возвращены на свои законные места.

Музей "Кюнстхал", Роттердам. Румынские воры и горящие картины

Ночью 16 октября 2012 года частный музей "Кюнстхал" в Роттердаме был ограблен румынской бандой примерно за три минуты. Грабителей не остановила даже современная система безопасности — настолько продвинутая, что внутри музея в ночь преступления не было ни одного охранника. Они просто не требовались.

© Wikimedia Commons/Wikifrits

Грабители унесли с собой добрый десяток картин, среди которых была "Голова Арлекина" Пабло Пикассо, "Мост Ватерлоо" Клода Моне и "Девушка перед открытым окном" Поля Гогена. Итоговая стоимость полотен составила около 24 миллионов долларов.

Пабло Пикассо. Голова Арлекина. © Wikimedia Commons

Расследование принесло первые результаты уже через два года. Из всей банды воров были задержаны двое — Раду Догару и Евген Дари. Обоим были предъявлены обвинения, а позже вынесены приговоры — по 6 лет и 8 месяцев лишения свободы каждому. 

Клод Моне. Мост Ватерлоо. Эффект тумана. © Wikimedia Commons

Однако с картинами случилось необратимое. Когда мать Раду Догару Ольга поняла, что полиция вот-вот задержит её сына по подозрению в причастности к ограблению в Роттердаме, она заявила полиции, что сожгла полотна у себя на земельном участке.

Поль Гоген. Девушка перед открытым окном. © Wikimedia Commons

Это оказалось лишь наполовину правдой. Когда полиция обыскала участок, найдены были как останки уничтоженных картин, так и заранее закопанные сыном Ольги полотна в целости и сохранности. Именно эти улики и позволили потом доказать вину Догару и Евгена. 

Ещё два года спустя приговоры вынесли ещё нескольким членам банды. Некоторые из них за время расследования уже успели попасть за решётку по другим обвинениям, поэтому им просто добавили срок. Ольга Догару не только выплатила приличный штраф в пользу страховой компании, но и получила двухлетний тюремный срок.

Стефан Брайтвизер. Ограбил музеи Европы на полтора миллиарда долларов

История про то, как в погоню полиции за ворами картин вмешиваются матери, не нова. Но от истории к истории могут сильно меняться цифры.

В 2002 году полиция после шести лет поисков наконец-то поймала известного европейского грабителя музеев Стефана Брайтвизера. Стефан признан настоящей легендой музейного воровства: за шесть лет он успел ограбить 172 музея, путешествуя по Европе и подрабатывая официантом.

Стефан Брайтвайзер. © Wikimedia Commons

Брайтвизер грабил как большие музеи, так и маленькие, как частные, так и государственные. По его собственному признанию, в музеи он наведывался раз в две недели и брал один-два экспоната с собой. Таким образом, за шесть лет он наворовал антиквариата и произведений искусства на 1,4 миллиарда долларов.

Как только матери Брайтвизера Мариель Швенгель стало известно, что полиция арестовала её сына, она попыталась поспешно избавиться от улик. Настолько поспешно, что первым делом вывезла из дома на машине 100 самых больших украденных сыном предметов, включая церемониальное оружие и музыкальные инструменты, и выбросила их в судоходный канал Рейн-Рона в 150 километрах от дома.

Вернувшись, она порезала около 60 полотен известных классиков ножом на лоскуты, которые потом засунула в кухонный измельчитель отходов. Полотна, которые она порезать не успела, женщина рассовала по мусорным вёдрам и присыпала отходами хозяйства.

Сложно представить, как выглядели лица экспертов искусства, когда они узнали что произошло. Швенгель уничтожила или повредила без надежд на достойную реставрацию практически каждый украденный сыном за 6 лет экспонат.

Из-за решимости матери отвести подозрения от сына мир больше никогда не увидит несколько десятков очень ценных для истории искусства картин: "Спящего пастушка" Француа Буше, "Принцессу Клевскую" Лукаса Кранаха и многих других.

Собака на сене 

Во время расследования каждого из похищений, эксперты по культуре задаются одним и тем же вопросом: "Зачем красть то, чем ты не сможешь похвастаться?". Действительно, картины, похищаемые из музеев мира обычно относятся к той категории, которые просто в зале без подозрений не повесишь. Это известные на весь мир шедевры, многие из которых может узнать даже человек далоёкий от искусства. 

Продавать их сложно, вешать в подвале — бессмысленно. Тогда что же движет похитителями: жажда популярности, приключений или стремление нажиться на бесценном? Неизвестно. Доподлинно ясно только одно: не надо злить матерей музейных грабителей.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров