Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
29 августа 2016, 05:45

Лишь бы случай в Лощиновке не вписался ни в какие прологи

Публицист Сергей Митрофанов — о том, к каким последствиям может привести история с погромами общины цыган в Одесской области.

Фото: © РИА Новости/Стрингер

Фото: © РИА Новости/Стрингер

Когда новостные ленты принесли сообщение о беспорядках в селе Лощиновка Измаильского района Одесской области, память услужливо подкинула исторический аналог — дело Бейлиса.

Аналогия заключается вот в чём.

И тогда и сейчас место драмы — Украина. Тогда — под Киевом, сегодня — под Одессой. И в тот раз речь шла и идёт о зверском убийстве. Тогда, в 1911 году, — двенадцатилетнего мальчика. Сегодня, в 2016-м, — восьмилетней девочки, на теле которой обнаружились следы насилия.

Тогда убийство приписывалось еврею и реанимировало так называемый "кровавый навет" — обвинение евреев в ритуальных убийствах младенцев. Сегодня предполагаемым виновником оказался цыган, что вызвало беспорядки людей, очевидно, уверенных в извечной порочности цыган по определению.

Между прочим, не так давно мы стали свидетелями массовой высылки цыган из Франции (2010 год) и сноса незаконных цыганских построек в России (2016). Так что неприязнь к цыганам в Европе считается отнюдь не уникальным явлением.

И в 1911 году, и в 2016-м амальгама из расовых фобий и конкретных инцидентов привела к погромам. В 1911-м они вообще планировались чуть ли не официально совместно с властями. Однако в XXI веке такое уже невозможно. Поэтому когда толпа из трёх сотен людей попыталась реализовать свой гнев к инородцам, разрушая дома общины цыган, в которой жил задержанный, власти направили в район дополнительные полицейские подразделения.

Тем не менее, как сообщают некоторые СМИ, погром продолжался какое-то время, а члены общины заблаговременно покинули Лощиновку. На воскресенье же был намечен сход жителей, что, очевидно, могло стать сигналом к дальнейшим беспорядкам. Но их пока удалось предотвратить. Очевидно, обещаниями покарать маньяка.

В 1911 году дело Бейлиса приковало к себе внимания всей культурной России. И, к чести для тогдашнего состояния общества, оно в конце концов решилось в юридической плоскости. На судебном процессе Менахем Бейлис был оправдан. Это вызвало огромную радость у интеллигенции, поскольку таким образом удалось предотвратить большое межэтническое противостояние.

Оправдание Бейлиса обернулось победой либералов. Ведь если отдельный, но превращённый в символ еврей не виноват, считали они, то из межцивилизационной войны дело превращается в обычную уголовщину и может быть ограничено наказанием конкретного виновного.

Однако как будут развиваться события на Украине сегодня, ещё неизвестно. И страшно представить как, если во втором цыган окажется таким вот символом.

Такая вероятность существует, поскольку не секрет, что вполне спокойно убивают люди всех наций. Во всех нациях есть свои маньяки, а от сексуальных преступлений не застраховано ни одно сообщество.

Другое дело, что у России в 1911 году не было иммунитета от распространения вины отдельного человека на "племя", к которому не посчастливилось принадлежать преступнику. Такой иммунитет — после Холокоста, после внесения в правовые кодексы новелл о недопустимости вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.п. — в принципе может быть выработан везде на постсоветском пространстве. Хотя в текущей ситуации в Лощиновке не очень заметно, что такие кодексы укоренились в массовом сознании.

Но тут, видимо, накладывается то обстоятельство, что украинское общество по понятным причинам измучено свалившимися на него невзгодами, а внутри основательно разделено на пророссийско и проукраински настроенных граждан. И по отношению к статусу национального языка. По тому, кого, например, считать виновником пожара в Доме профсоюзов в Одессе.

Поэтому проецирование любых "своих" неурядиц на любых "чужих" субъектов социума становится всё более вероятным. Как и то, что поводом могут воспользоваться политические провокаторы, желающие социального взрыва пусть даже и в связи с резонансным, но в то же время и достаточно тривиальным убийством на сексуальной почве.

В связи с этим следует заметить, что, как бы удачно ни разрешилось дело Бейлиса в 1911 году, оно всё равно оказалось вписанным в пролог Первой мировой войны…

Можно только пожелать, чтобы случай в Лощиновке не вписался ни в какие прологи…

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar