Допинг и технические хитрости: на что идут геймеры ради победы в киберспорте?

30 августа 2016, 03:27
<p>Фото: &copy; <a href="https://www.flickr.com/photos/sergesegal/9588340749/in/album-72157635226931188/" target="_blank">flickr /Sergey Galyonkin</a></p>

С прошлого года контроль за допинг-пробами киберспортсменов осуществляет Всемирное антидопинговое агентство WADA.

В "Екатеринбург-экспо" прошёл всероссийский турнир геймеров "Киберфест-2016". Побывав в гуще событий, Лайф расспросил участников о запретной теме, а конкретно — о допинге в компьютерном спорте. О тонкостях и уловках в виртуальных состязаниях Лайфу поведали организатор фестиваля Илья Маршев, а также игроки в DotA и League of Legends Алексей Мамылов, Илья Востряков и Михаил Бруд.

— Проблема с допингом действительно есть. И не сказать, что это единичные случаи, — признаётся организатор Илья Маршев. — Профессиональные игроки, настроенные на результат, а не просто на удовольствие от процесса игры, используют различные химические вещества, которые усиливают реакцию и могут повышать показатели.

До недавнего времени на чемпионатах по виртуальному спорту не было никаких проверок, лишь с 2015 года за ситуацией с допингом стало следить WADA. В список запрещённых препаратов попали анаболические агенты и стероиды, пептидные гормоны и гормоны роста, миметики, модуляторы метаболизма, Beta2-агонисты, а также марихуана, каннабис, гашиш, синтетические THC, каннабимиметики (спайс), героин, метадон, морфин, фентанил и их производные. После этого мир компьютерных состязаний стал справедливей, но автоматически получил ещё одну проблему.

Анаболики и стероиды WADA также включило в список запрещённых для киберспорта препаратов. Каким образом они влияют на улучшение результатов в виртуальных соревнованиях?! Правильно! Никаким образом анаболики и стероиды не способны повлиять на показатели геймера, но за их использование лига может забанить всю команду любителя покачаться. Антидопинговое агентство включило их в список запрещённых, потому что WADA не разрабатывало отдельную программу для киберспорта, а приписало ему уже существующие стандарты, так и не разобравшись в тонкостях. Такое копирование постулатов без анализа самого спорта вызвало немало противоречий у геймеров и экспертов виртуальных соревнований. В частности, это касается стероидов, которые некоторые геймеры употребляют для прокачки собственного тела в свободное от соревнований время.

— Есть мнение, что список запрещённых для геймеров препаратов, который внедрила ESL, может спровоцировать конфликтные ситуации, — прокомментировал Илья Маршев. — Например, есть геймер, который помимо игр любит ходить в спортзал, и, чтобы скорее достичь результата, парень начинает принимать стероиды. Однако загвоздка в том, что после этого он уже не пройдёт допинг-контроль в профессиональных чемпионатах ESL. И его дисквалифицируют.

Илья вспомнил, что меньше года назад в Европе уже был подобный скандал с одним из киберспортсменов, которого уличили в употреблении стероидов и исключили из соревнования.

Фото: соцсети.

Разгон "железа", а не мозга

Как и в любом спорте, где участвует не только атлет, но и какой-то механизм, будь то автомобиль, велосипед или винтовка биатлониста, всегда имеют место быть технические хитрости. Шесть лет назад "коды бессмертия" и "вечные патроны" были повсеместным явлением, но ситуация стала меняться к лучшему с 2010-го, когда за читерство стали банить не только самого спортсмена, а целые команды.

— Технические допинги в киберспорте, так называемые чит-коды, — это программы, которые меняют настройки игры и дают геймеру или команде преимущество перед соперниками, — объясняет организатор "Киберфеста-2016" Илья Маршев. — Например, в игре Counter-Strike одно время был очень популярный чит-код, так называемая белая точка. Воспользовавшись этим читом, игрок мог видеть, где находятся его противники, даже если они скрывались на других этажах или за стенами.

Но это уже нечестная игра. Илья рассказал, что на чемпионатах "Киберфеста" они борются с читами просто и эффективно. Дело в том, что у игроков физически нет возможности загружать на турнирные компьютеры своё программное обеспечение, потому что на машинах уже установлен необходимый софт и жёсткий диск отсутствует как таковой. Ещё одним запрещённым лайфхаком киберспорта считается особенная настройка компьютерной мыши, так называемые макросы — программы, позволяющие закрепить многоходовое действие героя за нажатием всего одной клавиши или нескольких.

— Главная проблема с читами сейчас в том, что ты можешь с ними играть, тренироваться, а потом придёшь на турнир, а тебе скажут, что нельзя использовать, — поясняет капитан команды 1FALL Алексей Мамылов. — Многим известным игрокам, которые обильно использовали читы и макросы, прочили скорый провал после запрета, но они на следующем турнире абсолютно тот же результат показали. Так что по факту эти дополнительные программы никакой суперсилы плохому игроку не дадут.

Фото: Семен Чирков

Алкоголь

Культура геймеров так или иначе связана с алкоголем. Многие из завсегдатаев компьютерных клубов любят пропустить пару-тройку бутылочек пива во время партии в CS. Как утверждают сами геймеры, алкоголь помогает сконцентрироваться, в свою очередь расслабляя и убивая нервозность.

— Алкоголь снимает лишнюю тревожность, позволяет более полно погрузиться в процесс и сосредоточиться только на игре, — рассказывает Илья Маршев. — Алкоголь запрещён на соревнованиях, разрешены только энергетические напитки. Мы были в одном из клубов, где тренировались ребята перед "Киберфестом", они употребляли алкоголь, но вели себя совершенно адекватно.

На данный момент известен один инцидент с киберспортсменом, которого дисквалифицировали из ESL за употребление алкоголя. Европейская киберспортивная лига аннулировала тогда результаты геймера после соревнований, но не стала разглашать имени спортсмена.

— Если турнир важный, на котором можно выиграть деньги, то вряд ли профессиональный игрок заявится на него пьяным и в плохой кондиции, — уточняет капитан команды Huesosi Team Михаил Бруд. — Это как спортсмены, которым предстоит пробежать стометровку, придут на старт после бессонной ночи.

Ноотропы и таблетки от стресса

Существует стереотип, что раз в киберспорте важна быстрота, то игроки обязательно будут разгонять скорость своей реакции какими-то веществами. Однако это не совсем правда, а скорее миф, и на деле всё обстоит совсем наоборот. Многие геймеры предпочитают во время турнира быть не "ускоренными", а предельно собранными и сконцентрированными. Поэтому профессиональные киберспорстмены нередко используют транквилизаторы или бета-блокаторы — лекарства, помогающие снять стресс, тремор и мешающее сосредоточиться волнение. Геймеры используют успокоительные: от банальной валерьянки, антидепрессантов, таких как новопассит, который свободно продаётся в любой аптеке, до сильных транквилизаторов. Например, ещё десять лет назад один из лучших игроков в Unreal и Quake 4 Рикардо Заноцио признавался, что на турнире CPL Winter ему помогла доза валиума. Немцы пошли ещё дальше и в 2008 году специально для геймеров разработали "легальный транквилизатор", назвав его FpsBrain. Многие киберспортсмены не гнушаются ноотропами — любимыми таблетками студентов, которым нужно написать курсовую или диплом в сжатые сроки.

— У нас в России есть аналог немецкому легальному допингу, но только слабее. Это глицин, — рассказывает Илья Востряков, вождь команды Edem za prizovimi. — Если его пропивать курсом, то он тоже успокаивает нервы и повышает концентрацию. Это как раз то, что мне нужно в DotA, когда я стою на третьей позиции против нескольких противников сразу.

— Думаю, что допинг немцев — это маркетинг, иначе бы они повально побеждали во всех соревнованиях, — говорит капитан команды Huesosi Team. — Что касается ноотропов, того же глицина или пирацитама, то я лично знаю тех, кто их принимает. Говорят, помогает.

Фото: Семен Чирков

Психостимуляторы: амфетамин и другие

В документальном фильме о киберспортсменах "Фраг", вышедшем на экраны в 2008 году, профессиональный игрок Майкл Carmac Бличарз перечислил конкретные препараты, популярные среди геймеров. В частности, он упомянул так называемый crystal meth, который представляет собой одну из форм амфетамина, риталин и сам амфетамин.

Все эти препараты обостряют восприятие, придают сил и улучшают концентрацию внимания. Летом минувшего года игрок Кори Semphis Фризен из американской команды Cloud9 признался в том, что он и вся команда принимали аддералл — психостимулятор, который используют в некоторых странах для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.

— Слышал, что под "спидами" кто-то играет. Но это совсем не лучший выход, — разъясняет геймер Михаил Бруд. — Но если спортсмен играет паршиво, то его не спасут никакие наркотики.

Авторы

Комментариев: 3

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
avatar
Алексей Андреев31 августа, 06:53

Так-то немного искажено то, что мы говорили

avatar
Semen Chirkov30 августа, 07:59

Да. Он когда его назвал, я такой - ты мне напиши сам на бумажке, ок. чтобы я не переврал ))

avatar
Александр Романов30 августа, 06:35

Долго ржали когда название той команды писали? Она реально существует?))

Layer 1