Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
31 августа 2016, 10:30

Как оформить ДТП без гаишников и не остаться с носом

Фото: © РИА Новости/Илья Питалев

Фото: © РИА Новости/Илья Питалев

Чтобы не платить тем, кто решился оформить ДТП самостоятельно, страховщики идут на самые разные ухищрения.

Самостоятельное оформление небольшого ДТП без вызова сотрудников ГИБДД — так называемый европротокол в системе ОСАГО — в нашей стране резко набирает популярность. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), только за полгода 29% от всех обращений по автогражданке были оформлены с помощью этой функции. В то время как за весь прошлый год лишь 17% аварий были зафиксированы без участия ГИБДД. 

Изначально предполагалось, что самостоятельное оформление ДТП водителями снизит нагрузку на гаишников как минимум вдвое. Но пока что многие автовладельцы боятся, что страховая компания откажет в выплате по ОСАГО из-за ошибок при оформлении документов. Лайф расскажет, как не попасть в ловушки страховщиков при самостоятельной регистрации ДТП.

Сразу после столкновения необходимо определиться, подпадает ли конкретно ваш случай под самостоятельное оформление. Авария документируется водителями только в том случае, если столкнулись два автомобиля, у обоих автомобилистов на руках должны присутствовать действующие полисы ОСАГО. При наличии пострадавших уже потребуется вызывать ГИБДД и скорую. Также к гаишникам придётся обратиться, если нет согласия между водителями по поводу обстоятельств и виновников ДТП.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

— Для страховой компании один из мотивов отказать в возмещении ущерба — недействительный полис ОСАГО одного из участников ДТП. На месте аварии человек этого, скорее всего, не узнает. Да он и не обязан этого делать. Полис есть, но он может быть поддельным или списанным, — рассказывает Николай Тюрников, глава организации по защите прав потребителей страховых услуг "Главстрахконтроль".

Европротокол позволяет получить возмещение напрямую у компании, которая продала полис, а не в конторе виновника аварии. Однако зачастую граждане, используя эту схему, сталкиваются с отказом страховщиков из-за поддельного или неправильно оформленного полиса другого водителя. Безусловно, это не проблемы страхователей, потому что страховые организации обязаны выполнять свои обязательства несмотря ни на что. Тем не менее практика показывает, что страховщики нелояльны в этом вопросе. Если дело дойдёт до суда, то он встанет на сторону автомобилиста как добросовестного клиента. Но можно и избежать повода для судебной волокиты, достаточно перед самостоятельным оформлением ДТП проверить подлинность полиса оппонента на сайте РСА или позвонить непосредственно в союз с просьбой пробить данные автогражданки. 

Заполнение бланка извещения о ДТП

Страховщики призывают отнестись к оформлению аварии максимально внимательно. 

— На основании заполненного извещения о ДТП страховщик принимает решение о признании случая страховым или не страховым. Этот документ, по сути, является единственным материалом о ДТП, имеющимся в распоряжении страховой компании, соответственно, он должен быть оформлен максимально полно, чётко и понятно, — утверждают в пресс-службе РСА.

Авария — это всегда стрессовая ситуация, но рука на бланке не имеет права дрожать, поэтому прежде всего важно привести свои чувства в спокойное состояние. Ровными печатными буквами нужно заполнить все графы. В поле для объяснения обстоятельств ДТП не так много места, как может показаться с первого взгляда. Поэтому лишние эмоциональные моменты туда лучше не вписывать, а последовательно указать всю цепочку событий.

Фото: © РИА Новости/Илья Питалев

— Распространённой причиной отказа в выплате является неправильное оформление извещения и схемы ДТП. Самый простой способ избежать этого — заранее сделать несколько ксерокопий извещения и дома в спокойной обстановке потренироваться в его заполнении. При этом нужно руководствоваться памяткой РСА, равно как и при составлении схемы, — советует автомобильный юрист Сергей Радько. 

После заполнения извещений лучше сфотографировать место аварии и, если есть возможность, взять контакты свидетелей. Не меньше внимания нужно уделить оценке ущерба. Максимальная сумма, которую можно получить от страховой в качестве возмещения, составляет 50 тыс. руб., поэтому владелец пострадавшего в аварии авто должен быть точно уверен в том, что будущий ремонт покроется этой суммой. 

— Для того чтобы получить больше, чем 50 тысяч, придётся обращаться в суд, чтобы признать европротокол незаконным, а это очень сложно. Важно оценивать ущерб здраво. Если у вас тонкая царапина на кузове — соглашайтесь на европротокол. В других случаях лучше всё же перестраховаться и вызвать ГИБДД, — рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. 

Теперь наступает ответственный момент для получения компенсации — подача извещения о ДТП в страховую компанию. Эксперты утверждают, что страховщики стараются всячески избежать выплат или переложить их на плечи виновника аварии. 

Правда, по статистике Союза автостраховщиков, в последние годы водители стали внимательнее относиться к заполнению извещений. В первые несколько лет существования этой процедуры доля отказов в страховых выплатах на основании неверно оформленных документов составляла порядка 80%, в 2014 году количество отказов снизилось до 25,3%, в 2015-м — до 7,5%.

— Страховая компания может придраться к чему угодно: оформлению извещения, схеме ДТП или отсутствию подписей на бланке. Но в случае если всё оформлено по правилам, отказать в приёме документов не получится, это незаконно. Однако сами водители зачастую дают страховой компании право не выплачивать компенсацию на абсолютно законных основаниях, — рассказывает правозащитник Травин.

Уловка заключается в том, что оба водителя обязаны в течение пяти дней сообщить о наступлении страхового случая и о применении упрощённого оформления ДТП. Если этого не произошло — страховая компания пострадавшему, конечно, выплатит деньги, но на основании права регресса затребует эту сумму с виновника аварии вместо его страховой компании.

— Некоторые страховщики этим пользуются: виновнику говорят, что заявление принять не могут, так как нужно дождаться контакта с компанией пострадавшего. Виновник уходит, а когда возвращается — выясняется, что пять дней, отведённых на подачу извещения, уже прошли и теперь компенсацию за ремонт машины страховая взыскивает с него. Страховщик любыми способами старается не принимать извещение в течение пяти дней, чтобы не потерять деньги, — подтверждает автомобильный адвокат Сергей Радько.

Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо

От подачи извещений напрямую зависит дальнейшая судьба компенсации, поэтому пострадавший должен иметь на руках гарантию того, что бланк принят страховой компанией. Для этого есть несколько способов.

— В законе об ОСАГО не сказано, каким образом нужно уведомлять страховую компанию об оформлении аварии по европротоколу. По идее, это можно делать по телефону. Однако доказать потом, что вы разговаривали именно с работником страховой, а не с охранником или уборщицей, будет очень трудно. Поэтому необходимо убедиться в том, что страховая ваше извещение о ДТП получила. Например, направить его заказным письмом. Ещё лучше прийти в офис страховщика, вручить документ сотруднику компании и потребовать от него расписку, — напутствует Виктор Травин.

Однако и здесь страховщики находят варианты избежать выплат.

— Есть уловка, связанная с "похищенными" или "пропавшими" бланками извещений. Недобросовестная страховая их принимает, но потом извещения исчезают в неизвестном направлении ещё до рассмотрения. А вам, например, говорят, что их крысы съели и другую подобную чепуху. Нет бланка — нет основания для выплаты. В этом случае придётся обращаться в суд и требовать от страховой денег, — рассказывает Сергей Радько.

Второй не пришёл

После принятия извещения к рассмотрению пострадавший должен предоставить автомобиль на осмотр в свою страховую компанию. Здесь тоже есть свои подводные камни: например, судьба компенсации может зависеть от виновника аварии. Страховщики могут заподозрить факт мошенничества и потребовать на сверку повреждений второй автомобиль. Если виновник ввиду различных причин отказался приезжать на очную ставку, то страховщики могут отказать в компенсации невиновному человеку. Хотя юристы отмечают, что сверка второго автомобиля не является законным поводом для отказа. 

— Пострадавший свой транспорт привёз на оценку, документы заполнены правильно, виновник признался — всё, дальше ничего не должно мешать выплате. В противном случае нужно обращаться в РСА или Центробанк (регулятор отрасли), — настаивает Николай Тюрников. 

В такую ситуацию попал Андрей из Калининграда. После ДТП, оформленного по европротоколу, Андрей, как пострадавший, подал все документы в "Росгосстрах", предоставил свой разбитый "киа-рио" на осмотр и стал ждать выплаты. Однако в возмещении Андрею отказали на основании того, что виновник ДТП на осмотр свой автомобиль не предоставил. В ответ на претензии в адрес руководства компании вновь пришёл отказ. Ситуацию спасла только жалоба в РСА — по прошествии двух недель после её отправления Андрею были перечислены деньги. 

Эксперты сходятся во мнении, что механизм европротокола в данный момент не отработан и плохо прописан. Водители боятся того, что им не компенсируют ущерб, а страховщики, в свою очередь, получают лазейки для того, чтобы не платить деньги пострадавшим.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar