Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
31 августа 2016, 18:14

Обратно в Египет? Что стало с туротраслью жаркой страны без россиян

Исполнительный директор Российско-египетского делового совета рассказала Лайфу о переменах в жизни египтян после отмены авиасообщения с Россией.

Фото: © РИА Новости/Михаил Климентьев

Фото: © РИА Новости/Михаил Климентьев

М. ХАЛИЛЬ: Сегмент российского присутствия в турпотоке очень значителен. Надо сказать, что за последние 10 месяцев турсектор обрушился в Египте. До 50% просел. И где-то порядка 220 гостиниц закрыто. Всё очень не здорово. Потому что это одна из основных статей дохода для страны.

И.И.: Вот можно говорить о том, что Египет откроет направление для России. Египет на что рассчитывает? Потому что, в сравнении с Турцией, вы видите, что люди говорят, хоть открыли, всё равно нет. Кто-то говорит да, но большинство категорично настроены. При этом в отношении Египта всегда тёплые чувства, и зимой отдохнуть, почему и нет.

М.Х.: Дело в том, что, в отличие от Турции, как я представляю, если сравнивать эти два прецедента, всё-таки египтяне сами оказались стороной, которая была очень сильно наказана. И пострадала из-за этого теракта, потому что Египет — одно из тех государств, которое активно борется против международного терроризма. Поэтому они здесь выступают в роли жертвы больше, чем злоумышленники, которые как-то пытались причинить вред россиянам, которых в Египте очень любят. Это первое. Второе: судя по тому, что я вижу, слышу вокруг, есть большие надежды на открытие Египта. По-моему, россияне очень стремятся и ждут этого обстоятельства.

Полную версию программы "За рубежами" с Моной Малик Абдель Халиль слушайте в аудиозаписи и читайте ниже.

И. ИЗМАЙЛОВ: Здравствуйте. Сегодня разбираемся в ситуации с Египтом вместе с Моной Малик Абдель Халиль, исполнительным директором Российско-египетского делового совета, египтологом. Приветствуем вас.

М. ХАЛИЛЬ: Здравствуйте.

И.И.: Мне вчера попало сообщение на фоне разговоров о возвращении Турции, чартерных рейсов и так далее. Наши специалисты, занимающиеся туризмом, работающие в туристической отрасли, говорят, что вторая зима без Египта не то что больно ударит по российской отрасли, а может и прихлопнуть её. Насколько чувствителен этот вопрос для Египта?

М.Х.: Он катастрофичен. 10 месяцев нет авиасообщений между двумя странами, нет российских туристов. Помимо того что нет российских туристов, в Египте долгое время не было и турецких, немецких и британских туристов. Но Германия недавно возобновила полёты в Шарм-эль-Шейх. Турция тоже. И англичане. Мы все с надеждой ждём, что Россия также откроет авиасообщение с Египтом.

О том, что происходит с туротраслью Египта

И.И.: А недостаточно перечисленных вами стран?

М.Х.: Нет, недостаточно, потому что сегмент российского присутствия в турпотоке очень значителен. Надо сказать, что за последние 10 месяцев турсектор обрушился в Египте. До 50% просел. И где-то порядка 220 гостиниц закрыто. Всё очень не здорово. Потому что это одна из основных статей дохода для страны.

И.И.: Русские туристы?

М.Х.: Вообще турсектор.

И.И.: А какой процент именно русских туристов?

М.Х.: Я предполагаю, что это 40%.

И.И.: Наших сограждан там много осталось?

М.Х.: Хотела обратить внимание на такой фактор. Дело в том, что перечисленные мною страны прекратили авиасообщение с Шарм-эль-Шейхом. Но в Каир как летали, так и летают, потому что каирский международный аэропорт никогда ни у кого вопросов по поводу безопасности не вызывал.

Полная отмена и мораторий на перелёты из России вообще были восприняты в Египте с большим удивлением
Мона Халиль

Помимо туристического сегмента есть ещё два очень важных. Это российские соотечественники в Египте, которых, по неофициальным данным, насчитывается около 20 тысяч, которые постоянно живут там, много лет, все основные города, но в основном это Хургада. И невозможность прямых рейсов на родину достаточно болезненно сказывается. Тем более что многие из этих людей — это жёны, у которых дети. Лететь с детьми через третью страну, с пересадками, это непросто.

И.И.: Многие за это время продолжали летать через третьи страны?

М.Х.: Да. Очень много. Но полагаю, что из них туристов не так много. Я слышала, что были люди, которые летели через Израиль. А люди, которые связаны с Египтом постоянно, которые там проживают, конечно, никто не прекращал летать, все летают и очень активно до сих пор. Основными пересадочными пунктами являются Стамбул и Иордания. Я летала недавно через Вену. Всё возможно, нет проблем. Просто это очень утомительно, потому что, если мы говорим о Каире, там лёта три часа 40 минут. А когда ты летишь через третью страну, у тебя весь день уходит.

Второй сегмент, по которому больно ударило прекращение авиасообщения, это бизнес. Мы в деловом совете переживаем по этому поводу
Мона Халиль

Я имею в виду торгово-экономические связи, российско-египетские. После революционных событий в Египте запущен огромный проект в экономике в стране. Много интересных предложений, в том числе для российского бизнеса. Но после отмены авиасообщений психологически понятно, что не очень комфортно бизнесу размышлять на тему того, чтобы приходить в Египет.

И.И.: Мне кажется, вы имеете возможность взвешенно смотреть на ситуацию и со стороны Египта, и со стороны России. Мы понимаем, что с Турцией возобновили авиарейсы, хотя мы понимаем, что там с безопасностью ещё много предстоит делать. Что сейчас препятствует полному возобновлению сообщения с Египтом?

М.Х.: В связи с тем что даже на Каир были отменены рейсы из России, это наводит на некие размышления о том, что за этим решением стоят не столько вопросы безопасности, сколько какие-то другие. Похоже на то, что это связано с какими-то, может быть, геополитическими и торгово-экономическими вопросами, возможно, это предмет торга. Я не возьмусь озвучивать предположения, потому что это всего лишь предположения. Но ясно, что это беспрецедентный шаг, когда между двумя странами полностью в течение 10 месяцев отсутствует авиасообщение, тем более такими, которые являются стратегическими партнёрами, о чём говорилось неоднократно. За последние два года отношения между двумя странами можно назвать более чем тёплыми.

И.И.: То есть за этот период охлаждения не произошло с точки зрения сотрудничества, контактов, только вот авиасообщение препятствует?

М.Х.: Дело в том, что авиасообщение повлекло за собой очень негативный шлейф. До этого, с августа 2014 года, когда президент Абдул-Фаттах Халил Ал-Сиси приехал в Сочи и встретился с Владимиром Владимировичем Путиным, потом был ответный визит в феврале 2015 года. Российского президента встречали в Каире так, как, по-моему, ни одного мирового лидера не встречали в новейшей истории страны. Были большие надежды, большие ожидания того, что всё будет замечательно и мы наконец перейдём на качественно новый уровень двусторонних отношений во всех сферах. Вдруг происходит эта история с самолётом, и, конечно, египтяне очень болезненно восприняли решение российского руководства о полном прекращении авиасообщения.

О безопасности в аэропортах Египта

И.И.: Если говорить о безопасности, что сейчас в этом вопросе во всех аэропортах страны? Помните, говорили, что там всё плохо, и наши специалисты выезжали, говорили, что можно за взятку пронести всё, что хочешь, и очередь обойти и так далее. Удалось этот вопрос выправить? Или без того чтобы поставить наших людей там вторым контролем, это невозможно сделать?

М.Х.: Конечно, удалось. Всё было не так страшно, как это преподносилось. Определённые проблемы были, они решены. С этим и связано возобновление полётов. Я сейчас говорю в основном об аэропорте Шарм-эль-Шейха, к которому были основные вопросы. Возобновление перелётов германских авиалиний, турецких и британских говорит о том, что у них нет вопросов. Может быть, у России будут какие-то отдельные вопросы, требования, о чём шла речь. Россияне предлагали, по-моему, сделать отдельные терминалы для российских туристов. Это бесконечные вопросы бесконечных переговоров. Российские специалисты, эксперты, вылетают в Египет, уже неоднократно прилетало несколько делегаций египтян в Москву. Министр гражданской авиации прилетал недавно. Поэтому идут некоторые переговоры. Но опять же основная причина не совсем в безопасности.

И.И.: Отдельный терминал. Это очень сложно сделать для египетской стороны? Или с нашей стороны, если мы ставим такие просьбы?

М.Х.: Ходили слухи, что есть такие просьбы. Подтвердить или опровергнуть это я не могу. Технически это нетрудно. Просто это неправильный прецедент. Такого не делает никто, нигде и никогда. Несмотря на то что самолёты падают регулярно. Не хотела бы здесь оправдывать египетскую сторону. Безусловно, это была великая трагедия. Много самолётов падает и взрывается, теракты происходят на бортах. Но таких прецедентов никто не просил, не делал. Это было бы, наверное, неправильно. Тем более что не так давно египетский самолёт, который вылетал из Парижа, тоже потерпел крушение. И это тоже было большим вопросом к французам у египтян. У французов вообще много проблем с тем, что у них происходит. Поэтому, к сожалению, в мире это происходит сейчас практически повсеместно.

И.И.: Что происходило с туристической сферой Египта? Как она простаивает? Отели позакрывались? Или как-то вялотекуще держалось?

М.Х.:

Как я уже говорила, порядка 220 отелей были закрыты. Это статистика по разным городам
Мона Халиль

Из всего, я думаю, их несколько тысяч. Это речь не только о Шарм-эль-Шейхе, но и Хургада, Луксор, Асуан. Египтяне попытались стимулировать внутренний туризм. В общем это удалось. Поскольку был сильный демпинг на туристическом рынке, местные жители, дабы помочь своей туриндустрии, устремились на свои курорты Красного моря. Это первое. Второе: была проведена работа с сегментом "заливных стран" — это Персидский залив. Всячески зазывали их египтяне. Собственно говоря, арабы любят отдыхать на курортах Египта. Многие из них воспользовались предложением и отдыхали, продолжают отдыхать. Туристы из Китая тоже. Я не могу сказать, что массово, но достаточно серьёзный сегмент. И многие египетские гиды осваивают китайский язык, потому что в них есть большая необходимость. Это именно туризм как морской, так и экскурсионный. Был небольшой поток туристов из европейских стран, которые не прекращали перелёты туда, но это достаточно маленький процент, поэтому об этом говорить, наверное, бессмысленно.

И.И.: Вот можно говорить о том, что Египет откроет направление для России. Египет на что рассчитывает? Потому что, в сравнении с Турцией, вы видите, что люди говорят, хоть открыли, всё равно нет. Кто-то говорит да, но большинство категорично настроены. При этом в отношении Египта всегда тёплые чувства, и зимой отдохнуть, почему и нет.

М.Х.: Дело в том, что, в отличие от Турции, как я представляю, если сравнивать эти два прецедента, всё-таки египтяне сами оказались стороной, которая была очень сильно наказана. И пострадала из-за этого теракта, потому что  Египет — одно из тех государств, которое активно борется против международного терроризма. Поэтому они здесь выступают в роли жертвы больше, чем злоумышленники, которые как-то пытались причинить вред россиянам, которых в Египте очень любят. Это первое. Второе: судя по тому, что я вижу, слышу вокруг, есть большие надежды на открытие Египта. По-моему, россияне очень стремятся и ждут этого обстоятельства.

О демпинге в египетском турбизнесе

И.И.: Это, наверное, Москва, Санкт-Петербург и некоторые города, связанные с добычей нефти или ещё как-то?

М.Х.: Мне трудно сказать. Я полагаю, что египтяне будут сильно демпинговать. Я уверена в этом. Это не очень правильный подход для поддержания соответствующего уровня египетской туриндустрии, потому что, насколько я себе представляю, российские туристы получают наиболее дешёвые турпакеты от египтян, потому что те же самые услуги немцы получают за совершенно другие деньги.

И.И.: А немец не может купить через Интернет?

М.Х.: Нет. Потому что, если покупаешь через российскую туркомпанию, у тебя совершенно другие цены, нежели если ты покупаешь через немецкую.

И.И.: А наши турфирмы свернули там инфраструктуру свою? Там автобусы, гиды. Всё, что напрямую работало.

М.Х.: Это всё заморожено. Но тут есть один момент, на котором я бы хотела остановится. Это очень неприятная история про то, что до падения российского самолёта главным получателем прибыли от российского потока туристов в Египет были не египтяне и не россияне. Потому что этот рынок держали турки. Держали они его очень активно. Это были забронированные или выкупленные ими отели, авиасообщение, чартерные рейсы практически все принадлежали турецким владельцам, возможно, оформленные на каких-то российских граждан, но это турецкая история. Это так же была такая парадоксальная история про то, что есть две страны, которые осуществляют сотрудничество в этой сфере, это огромный сегмент, порядка трёх миллионов туристов Египет принимал из России. И все эти деньги получала третья страна. Возможно, после того что произошло с Турцией и Египтом, этот рынок сейчас будет переделён.

Возможно, всё-таки россияне возьмут управление денежным потоком в свои руки. По крайней мере, хотелось бы надеяться
Мона Халиль

И.И.: Может быть, всё, что происходило с авиасообщением, с этим тоже связано, с участием Турции?

М.Х.: Полагаю, что это одна из причин этого обстоятельства.

И.И.: Тут слушатель спрашивает: "Как там Египет, собирается скидки для русских делать?" О каких суммах может идти речь сейчас?

М.Х.: Про суммы сказать не возьмусь. Дело в том, что в Египте цены растут, объективно растут. Они во всём мире растут, вероятно. Поэтому цен называть не могу. Мы так же верим в ту информацию, которую получают все, что возможно, это будет октябрь, когда откроют Египет. Но таких обещаний было уже несколько. Мы ждали сначала в конце марта, потом в июне, потом в сентябре. Сейчас речь идёт об октябре.

И.И.: Говорят, что Турцию открыли перед выборами, потому что уставшие злые москвичи сядут и улетят вместо того, чтобы идти на участки. Вот за последние годы, если смотреть, мир изменился в целом. Если говорить о восприятии Египта как бесконечной пьянки, купания, бесконечных экскурсий, сложивший такой стереотип. Всё это вернётся? Или сам русский турист уже не тот? Что с экскурсиями, безопасностью там?

М.Х.: С безопасностью там всё хорошо. Что касается имиджа русского туриста, это отдельная, очень грустная тема. Так же как и образ египетского обслуживающего персонала в глазах россиян. Это связано с тем, что россияне получали от Египта слишком низкие цены. Что приводило к тому, что определённый сегмент российских туристов приезжал в Египет, производил там определённое впечатление, отдыхая в гостиницах определённого уровня, где работают не самые высокопрофессиональные египтяне. И, в общем, две стороны встречались, смотрели друг на друга, приходили в ужас, после чего рассказы о том, что такое русский турист, курсировали по всему Египту. И в России тоже мы знаем, как относятся к Египту.

И.И.: Да ладно, хорошо относятся.

М.Х.: И о том, как египтяне себя ведут, мы знаем много прекрасных историй. Но это, конечно, касается определённого сегмента туристов, потому что, если мы говорим о туризме пятизвёздочном, это несколько другая история, другой уровень.

Мне трудно сказать, что будет ожидать туристов сейчас. Думаю, что ничего абсолютно нового не будет
Мона Халиль

Но всё то же прекрасное Красное море, прекрасный песок, солнце, голубое небо, овощи-фрукты свежие, гостеприимные египтяне, все будут рады видеть россиян у себя.

И.И.: Тут ещё вопрос про экскурсионные автобусы, они же бились.

М.Х.: Экскурсионные автобусы — это известная тема. Есть два пути, как ты заказываешь тур в Египте. Либо ты его покупаешь у той компании, которая тебя привезла, и это несколько дороже. Либо ты выходишь на улицу, или тебя ловят где-то какие-то зазывалы, достаточно подозрительного вида, и предлагают то же самое в два раза дешевле. Вот, собственно, которые в два раза дешевле, как правило, они и бьются. Автобусы, которые принадлежат крупным компаниям, сертифицированы, там серьёзные водители, там, как правило, не бывает таких вещей. Поэтому всегда египтяне и русские туроператоры очень просят русских туристов обращать на это внимание.

И.И.: Спасибо, что пришли. Мона Малик Абдель Халиль, исполнительный директор Российско-египетского делового совета, египтолог.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров