Доказать, что ты не верблюд. Что делать водителю, которому пришёл ложный штраф
Автоэксперты обсудили в эфире Лайфа, что делать водителям, если им пришёл штраф с камер видеофиксации за нарушения, которых они не совершали.
В.ШЕСТАКОВ: Тут же посыпались комментарии: "Нет, не доверяем", — большими буквами пишут люди. "Оспаривание штрафов — это хождение по мукам. Многие просто платят и не хотят связываться — представьте, сколько денег собирают", — вот такое мнение. "Фото в "Госуслугах" можно увидеть до получения бумажного письма". "Вот и раньше были такие случаи, просто получило огласку, вот и заговорили. По факту ГИБДД, — здесь называют их мошенниками, — и не надо на технику пенять".
К.КРОХМАЛЬ: Сейчас я говорю, что да, конечно, там все сейчас думают: "Вот он, общественник, Константин Крохмаль" — не получил ни рубля вообще ни от кого, не купленный ни разу, не был замечен ни в каких нарушениях — я говорю только от общественности, от народа. Это абсолютно любой проверить может — это моё главное достижение, почему я легко и спокойно сижу на этом кресле, отдыхаю и общаюсь с вами. Но я ещё раз говорю: сейчас я просто заступлюсь за водителей, и опять вопрос к руководству ГИБДД с тем, чтобы эту ситуацию исправить, которая действительно повернулась уже так, что её не замечать нельзя — нужно в первую очередь упростить оспаривание штрафов за спорные нарушения. Сейчас эта процедура достаточно сложная. Только что вы сказали, что действительно, многие не хотят идти в суд, поэтому плюют на это, многие не хотят связываться, боятся, что их задавит бюрократическая машина. Если бы эта машина была только в ГИБДД… Понимаете, это у нас везде, и кто первый сделает, тот и будет, как говорится, лидером в этом. Я хочу, чтобы ГИБДД были первые, потому что мы видим их работу на дорогах, и, самое главное, надо отнестись к водителям очень корректно и толерантно. Презумпцию невиновности никто не отменял, но самое главное, если ошиблись, нужно максимально быстро и легко это исправить. Водителю должно быть достаточно направить информацию и тихо сидеть, ждать, когда за него всё сделают в соответствующем отделе ГИБДД. Будет очень здорово, если мы эту ситуацию переломим. Если же всё останется так, как сейчас, это просто создаст ещё большую нервозность для всех.
Полную версию программы "Своя правда" читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.
В. ШЕСТАКОВ: У микрофона Владимир Шестаков. В ближайший час в формате круглого стола будем говорить о том, что водители вступили в бой с тенью, с тенью, которая легла, к сожалению, на систему видеонаблюдения на дорогах. В гостях у нас сегодня разработчик ГОСТа для стационарных камер Григорий Шухман.
Г. ШУХМАН: Добрый день!
В.Ш.: Рад вас приветствовать! Полковник милиции в отставке, адвокат Московской коллегии адвокатов Евгений Черноусов. Евгений Арсентьевич, здравствуйте!
Е. ЧЕРНОУСОВ: Добрый день!
В.Ш.: И Константин Крохмаль, руководитель Общественной системы "Обеспечения безопасности дорожного движения", автоэксперт.
К. КРОХМАЛЬ: Приветствую Вас!
Тень набекрень: почему камеры не распознают реальные габариты авто
В.Ш.: Константин Витальевич, и вас приветствую! Сначала стоит коротко описать ситуацию: 27 августа один из водителей рассказал, что ему выписали штраф за то, что тень его автомобиля пересекла сплошную линию. Впоследствии отменили штраф. После этого случая другие водители опубликовали информацию про свои штрафы: за блики на машине или даже за чужую тень. "Случаи неправомерного назначения штрафов на основании показаний камер носят единичный характер", — так прокомментировали ситуацию в столичном управлении ГИБДД и заявили, что каждый спорный случай рассматривается индивидуально и становится основанием для проверки. Тем не менее подобных сообщений поступает всё больше и больше, оказывается, что случай не такой уж и единичный. Как вообще получается, что камера фиксирует тени и блики, не распознавая их — это сбой закономерности, погрешность?
К.К.: Давайте я просто коротко объясню технику вообще. Я сейчас попытаюсь технические термины разъяснить очень простым бытовым языком. Камера — это машина. Алгоритм работы камеры следующий: она сопоставляет несколько движущихся кадров параллельно, для каждого автомобиля, с интервалом в несколько долей секунд. Представляете, как вы снимаете: одна машина, через доли секунды вторая, то есть она как бы размытая. Он сопоставляет эти две камеры. Для того чтобы лучше было понятно, он окрашивает саму машину в светлые тона — это белое пятно, а окружение окрашивает в чёрный цвет, и эта машина, движущаяся, получается больше, то есть она немножко сдвинулась, и если по контурам обвести начало машины и конец, чуть-чуть растянули резиновую машину — она получается больше. В эти контуры входит и тень, то есть машина и тень абсолютно одинаковые, потому что наши камеры и детектор (его называют ещё motion-детектор), они сравнивают и видят размытую картинку.
Дело в том, что эту проблему можно решить — я сразу же перейду к способам решения.
В.Ш.: И мы разойдёмся тогда сразу, да?
К.К.: Да, и всё. И вопрос сразу же, как говорят некоторые товарищи тинейджеры, "сдуется". Нам следует только сделать камеры с мощными сенсорами, которые способны отличать образы более детально. У нас же этого нет. Но на данном этапе, я считаю с тем, чтобы это предотвратить, нужно в первую очередь поставить человека, как на "Почте России" — всё люди делают, должен быть человек, который смотрел бы эти картинки. Если он видит, что штраф выписан неверно, он сразу же должен это отсеивать. Второй момент — нужно обязательно вводить штрафы. Если неправильно водителю выписали штраф — он не должен полдня доказывать что-то — он должен получать компенсацию стоимости штрафа, который ему выписали: полторы тысячи рублей изъяли, или же в десятикратном размере — с тем, чтобы неповадно было.
В.Ш.: Что скажут разработчики ГОСТа для стационарных камер — всё правильно сейчас было?
Г.Ш.: Практически правильно. Но как бы мы ни совершенствовали технику, всё равно ошибки будут неизбежны. Они будут не одна на тысячу, а одна на миллион, но ошибки будут. В любом случае, нам необходимо не доверять всецело камерам. Камера — это всего лишь инструмент сбора доказательств для их исследования. Для этого должностное лицо должно, во-первых, понимать, как их исследовать — разработчики камер должны сделать методику, как исследовать материалы и как выявлять ошибки своих камер. А должностное лицо должно эту методику исполнять, иначе это никогда не кончится, тем более сейчас, когда идёт массовый рост числа камер, а число сотрудников Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) не увеличивается, на них идёт поток материалов, они не успевают их исследовать.
Skynet или skyfall? Как ГИБДД должно проверять данные с камер
Е.Ч.: Вы абсолютно правильно говорите: всё делает машина, как терминатор, Skynet этот. Надо Skynet этот, который на дорогах у нас сейчас начинает свирепствовать, остановить категорически.
В.Ш.: Какие инструменты есть в руках у водителя для того, чтобы этот Skynet остановить и против него бороться?
Е.Ч.: Так случилось, что буквально полтора часа назад я разговаривал, зная, что к вам приду, с начальником ГИБДД Москвы.
В.Ш.: Вот они как раз недавно прокомментировали, что спорные случаи рассматриваются индивидуально, но этих случаев, как оказывается, совсем не единицы.
Е.Ч.: Я обращаю внимание на то, что мне понравилось — я был на совещании как эксперт у начальника ГУВД Москвы, и там присутствовал начальник ГИБДД. Оперативно среагировали на сбои и недостатки. У нас, водителей, каждый раз уходит уйма времени на то, чтобы восстановить справедливость вне зависимости от того, кто выписал штраф: камера или сотрудник ГИБДД.
В.Ш.: Естественно.
Е.Ч.: Да. И я спросил: "Как, что делается?" И он мне ответил, что реакция есть соответствующая, сказал, что где-то десять гражданских лиц смотрит, а потом сотрудник выписывает постановление. Безусловно, очень большой массив информации, сотрудник, который выносит постановления, просто физически не может это просмотреть.
Во-вторых, начальник ГИБДД пообещал разобраться, кто поставил эти камеры, и, если выяснится, что продукция бракованная, пообещал, что будет заключён контракт с другим оператором.
К.К.: Здесь очень важный момент, просто колоссальный — дело в том, что штрафы выписывает как ГИБДД, так и московская административная дорожная инспекция. Дело в том, что если ГИБДД ещё более-менее, как говорится, "наши" ребята, хорошие, с ними можно договориться, с глубочайшим уважением к ним отношусь, то вот со штрафами Московской административной дорожной инспекции ситуация неоднозначная, очень серьёзная. Дело в том, что их обжаловать, например, если попалась тень, очень сложно. Там идёт процедура, что проходит где-то две недели, чуть ли не больше.
Е.Ч.: Начальник ГИБДД города Москвы, с которым я разговаривал, сказал, что в центральном офисе есть специальное выделенное помещение, комната, которая эти вопросы решает. Просто, видимо, надо адреса, телефоны — можем прийти и оспорить, и быстро будет решаться — то есть снимут эти штрафы и так далее. То есть оперативно можно, оказывается, сработать, если кто хочет оперативно. Они идут навстречу, но поймите, что здесь действительно — я с коллегой согласен — это техника, сбои есть. Хуже, если бы кто-либо настроил умышленно эти камеры, чтобы больше брать штрафов — но такого точно нет.
В.Ш.: Это как два года назад было в Красноярске, по-моему.
Е.Ч.: Краснодарский был скандал.
В.Ш.: Я смотрю, что у разработчика ГОСТов, у Григория Шухмана, какие-то графики с собой. Он как раз хотел на пальцах, видимо, объяснить нам.
Г.Ш.: Я хотел проиллюстрировать на примере портала открытых данных города Москвы. Там в числе прочего есть статистика по штрафам по результатам автофиксаций. Можно посмотреть, сравнить штрафы за парковку, которые выписывают городские структуры МАДИ и "Администратор московского парковочного пространства" (АМПП), и штрафы за скорость, за пропуска и так далее.
А если посмотрим график фиксаций и график выписанных по ним штрафов, то увидим, что у МАДИ и АМПП идёт почти 95—99% выписанных штрафов. При этом известно, что их основной инструмент, система "ПаркРайт", также ошибается. В прошлом году проводилась модернизация этого комплекса, к которому подключались системы автомобиля, чтобы более точно определять местоположение, хотя это тоже сомнительный вариант. Вопрос в том, что они знают, что у них есть ошибки, но тем не менее массово штампуют штрафы. Недавно один гражданин пытался оспорить один такой штраф.
К.К.: Коллеги, на секунду — у нас прямой эфир, все прекрасно понимают, эта новость просто меня ошеломила. Я сейчас в шоке. Дело в том, что товарищ, который "Ладу" в "Мустанг" переделал, его надо не наказывать, ему нужно премию давать, его нужно на "АвтоВАЗ". Наконец-то будет нормальный автомобиль у нас. Давайте продолжим.
В.Ш.: Нам ещё жить и жить до этого. Так вот, был частный случай у нас с человеком.
Г.Ш.: Да. Проблема автофиксации на примере штрафа за парковку ещё в чём — водитель на дороге ориентируется по знакам. Человек едет в Москве, в зоне так называемой платной парковки, причём надо понимать, что это зона не тотальной парковки, это зона, где возможна организация конкретных разметочных парковочных мест. Человек находит место, которое не обозначено как платная парковка, просто кусок улицы, паркуется и получает штраф. Человек оспаривает его в суде, указывает, что он соблюдал ПДД, и место никак не обозначено, на что ему суд выносит решение, что человек, перед тем как ехать в Москву, должен изучить сайты АМПП и прочих организаций, и выяснить, есть там платная парковка или нет.
В.Ш.: Незнание закона, мол, не освобождает вас?
Г.Ш.: А тут не закон.
Проблема в том, что комплексы работают не с реальными часто знаками, а с математической моделью, и эта модель не всегда соответствует реальному состоянию. Это как по ограничению скорости может быть, так и по разметке. Например, сегодня всплыл ещё один штраф. Грузовик ехал по второй полосе МКАДа и получил штраф, потому что система посчитала, что с самой левой стороны находится не обочина, а первая полоса, и грузовик якобы находится в третьей полосе, где ему находиться нельзя.
В.Ш.: Уже слушатели подключаются к дискуссии. Например, один из таких комментариев: "В ГИБДД есть кабинет для жалоб, только сначала попробуйте попасть туда — два раза в неделю кабинет работает, и очередь огромная".
Е.Ч.: Я знаю, что в ГИБДД работают над увеличением скорости исправления технических ошибок.
В.Ш.: Вот ещё одно пространное мнение: "Минимальный выписываемый штраф сейчас в стране 500 рублей. С учётом скидки — 250. Постановление составляется полностью в автоматическом режиме, инспектор проверяет только фото, точнее, должен проверять. Время на проверку фото, наверное, не более одной минуты, и на заверение подписью. То есть пусть даже 50 штук в час, то есть 400 за смену, 400 умножаем на 250, получаем 100 тысяч рублей в день. Средняя зарплата инспектора — 50 тысяч в месяц. Зачем людей обманывать — это всё с подачи ГИБДД и не только по их распоряжению", — вот так думает один из наших слушателей. Получается, что мы приходим к мысли — это промежуточное звено в схеме — инспекторы, которые должны отсеивать подобные огрехи. Получается, здесь происходят чаще всего сбои?
Г.Ш.: Да. В Административном кодексе есть основополагающая статья 24.1. В ней говорится: "Задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела". Как мы видим по результатам, штрафы за тени, штрафы за отражение фар и так далее — никакого рассмотрения не было, то есть должностные лица либо некомпетентны, либо халатны, и в любом случае они должны нести какую-то ответственность, потому что пока нет ответственности, будет безнаказанность и будет выписывание штрафов напропалую.
В.Ш.: А каким образом сделать так, чтобы ответственность существовала, чтобы она была? Нужны какие-то показательные порки?
Е.Ч.: Каждый случай немедленно изучается, в том числе руководством — мы видим на этом примере.
К.К.: Нас больше интересует, сколько таких случаев было до 27 августа — до тех пор, пока информация в СМИ не просочилась.
Е.Ч.: По каждому случаю проводится проверка. Всё проверяется, и делаются выводы, кто виноват: техника виновата, тот, кто её поставил или сотрудник ГИБДД. Да, раньше массовых претензий не было — и вдруг они появились. Может быть, поставили партию некачественных камер — сейчас они проверяются.
В.Ш.: Есть какой-то циркуляр этой самой проверки? С чего всё начинается?
Е.Ч.: Минуточку. Как сказал начальник ГИБДД: "Вот эта партия, которая установлена, будет полностью проверена", — он мне сказал так. Идёт проверка, понятно?
К.К.: Вообще, я немножко с другой стороны смотрю. Здесь очень профессиональные коллеги, и я смотрю со стороны нашей. Я бы посоветовал ещё раз, и за мной стоят миллионы водителей, — на период, когда идёт проверка, сделать перевод этих камер в тестовый режим, чтобы они не штрафовали бедных водителей, если это возможно, конечно. Это было бы здорово.
Доверяй, но проверяй. Почему каждый водитель должен критически относиться к назначенным штрафам
Е.Ч.: Это возможно, и у меня есть прямой контакт, я результаты передам начальнику ГИБДД. Я полностью проинформирую начальника ГИБДД.
К.К.: Я сейчас немного защищу ГИБДД. Есть водители, которые понимают, что что-то нарушили, им приходит штраф, они идут и быстро оплачивают его. Там 50% идёт скидка и так далее.
Такого доверия нет ни в одной стране. Америка тихо, как говорится, пьёт "Кока-колу" или курит в углу. Но теперь мы подняли такой пласт, который развернёт ситуацию на 397 градусов — я знаю, что 360, но оно ещё больше чуть-чуть.
Е.Ч.: Выход один: оперативно среагировать.
К.К.: Оперативно среагировать, и я прошу вас, дорогие водители, пожалуйста, и сейчас это, даже без моей просьбы, все знают, все теперь смотрят на штрафы. Приходят — они не доверяют этому, они будут проверять, они будут более детально относиться. Например, я приведу пример Лондона. Там перед штрафом приходит письмо: я видел, читал это письмо.
В.Ш.: Что вам придёт штраф?
К.К.: Нет. Там написано: глубокоуважаемый господин Иванов Иван Иванович, вы такой хороший, мы знаем, но если вы оплатите в течение двух недель, мы вам дадим 400 фунтов, если нет — посадим в тюрьму и так далее. Пожалуйста, оплатите, мы в вас верим. Там штрафы колоссальные. Я считаю, что нам тоже нужно это ввести, относиться с уважением к товарищам. Людей, которые платили за тень, очень много, и нужно исправлять эту ситуацию.
В.Ш.: Тут же посыпались комментарии: "Нет, не доверяем", — большими буквами пишут люди. "Оспаривание штрафов — это хождение по мукам. Многие просто платят и не хотят связываться — представьте, сколько денег собирают", — вот такое мнение. "Фото в "Госуслугах" можно увидеть до получения бумажного письма". "Вот и раньше были такие случаи, просто получило огласку, вот и заговорили. По факту ГИБДД, — здесь называют их мошенниками, — и не надо на технику пенять". Здесь несколько факторов сошлись, к сожалению. Ещё один интересный случай, который, я думаю, вы сейчас все прокомментируете, уважаемые гости. Движение "Синие ведёрки" сегодня обвинило московских сотрудников ДПС в том, что те нарочно останавливают автомобили под камерой на Варшавском шоссе ради заведомого штрафа.Схема работает, якобы, следующим образом: сотрудник полиции останавливает машину, водитель съезжает на обочину и останавливается, камера фиксирует остановку на обочине, водителю выписывают штраф. Пётр Шкуматов, координатор движения, заявил, что это очевидная провокация и "развод" на деньги. Причём штраф за остановку у нас 750 рублей минимум. Вот такие дела. И мы снова возвращаемся к тому, что это промежуточное звено, этот человеческий фактор у нас почему-то даёт большой сбой.
К.К.: Сейчас я говорю, что да, конечно, там все сейчас думают: "Вот он, общественник, Константин Крохмаль" — я не получил ни рубля вообще ни от кого, не купленный ни разу, не был замечен ни в каких нарушениях — я говорю только от общественности, от народа. Это абсолютно любой проверить может — это моё главное достижение, почему я легко и спокойно сижу на этом кресле, отдыхаю и общаюсь с вами. Но я ещё раз говорю: сейчас я просто заступлюсь за водителей, и опять вопрос к руководству ГИБДД с тем, чтобы эту ситуацию исправить, которая действительно повернулась уже так, что её не замечать нельзя — нужно в первую очередь упростить оспаривание штрафов за спорные нарушения. Сейчас эта процедура достаточно сложная. Только что вы сказали, что действительно, многие не хотят идти в суд, поэтому плюют на это, многие не хотят связываться, боятся, что их задавит бюрократическая машина. Если бы эта машина была только в ГИБДД… Понимаете, это у нас везде, и кто первый сделает, тот и будет, как говорится, лидером в этом.
Презумпцию невиновности никто не отменял, но самое главное, если ошиблись, нужно максимально быстро и легко это исправить. Водителю должно быть достаточно направить информацию и тихо сидеть, ждать, когда за него всё сделают в соответствующем отделе ГИБДД. Будет очень здорово, если мы эту ситуацию переломим. Если же всё останется так, как сейчас, это просто создаст ещё большую нервозность для всех.
В.Ш.: Кстати, сегодня прозвучало предложение ввести штрафы для ГИБДД за выписывание ложных штрафов.
К.К.: Вы почему-то не озвучиваете, кто это произнёс. Это очень уважаемый человек произнёс. Я бы сказал, но чего-то вы не сказали, и я тоже промолчу.
В.Ш.: Не будем показывать пальцем.
К.К.: Это очень уважаемый человек, и он абсолютно прав, то есть нужно ситуацию исправлять.
Е.Ч.: Штрафы тем, которые штрафы неправильно выписывают, и ещё раз могу заявить официально, что каждый случай должен рассматриваться индивидуально. Как только сейчас сказали, специально останавливает сотрудник ГИБДД с тем, чтобы на обочину заехали и штраф получили, я не оспариваю, такое может быть. Но раз такое может быть, значит, надо немедленно сообщать руководству ГИБДД Москвы и разбираться с этим случаем и потом соответствующие меры, чтобы люди знали, подтвердилось ли нарушение, кто и за что был уволен. Реакция должна быть как можно быстрее.
В.Ш.: Но дело в том, что как раз-таки реакция ГИБДД поступает довольно медленно, потому как 27 августа всё это произошло, а столичное управление ГИБДД прокомментировало только сегодня.
Е.Ч.: Потому что они рассматривали, может быть, камеры там неправильно как-то смонтированы. Перед тем, как заявить, кто виноват, нужно же проверку провести. Правильно?
К.К.: Это вы сейчас процитировали мной уважаемого Петра Шкуматова — он абсолютно правильно говорит, что там "подставы". Вторая сторона — я понимаю, он остановил и так далее. Естественно, надо информировать, но вы не забывайте, есть у нас водители, которых обидели на дороге — он берёт жетон товарища этого, записывает, а потом присылает в ГИБДД пасквиль или же донос, и пока идёт разбор, увольняют человека, который полностью соответствует званию нормального человека, честного — так нельзя. Здесь нужно очень корректно относиться к этому, перепроверять и ввести обоюдную ответственность, чтобы человек понимал: "капать" или не "капать". Например, у нас хотели в прошлом году вводить талоны по этим нарушителям, агрессивному вождению. Увидел машину, написал на бумажке и отослал. У нас это невозможно. Американская ситуация действительно такая, она действует, как система Google: 30 нарушений, 30 бумаг пришло — водителя лишают прав в Америке. Но там честные люди, там никто не сводит счёты. А у нас: я подговорю своих 30 товарищей, которые напишут на такого соседа, бумажечки разбросают, и его лишат права. Поэтому я был категорически против этого. Нам нужно смотреть нашу специфику, у нас государство и люди недостаточно толерантны друг к другу, невежливы.
У нас ещё этого нет. Я уверен, что мы к этому придём.
Е.Ч.: Тем не менее есть всё-таки и здесь пробуксовки. Ведь можно же было, в конце концов, настроить систему так, чтобы на неё не влиял человеческий фактор, человек, который информацию проверяет.
Г.Ш.: Вы поймите, что любая система будет ошибаться, это неизбежно, потому что, во-первых, те же самые программы пишут те же самые люди, опять же, человеческий фактор. Во-вторых, программы, как уже мой коллега сказал, работают не с тем, что в реальности, а с некой моделью, которая весьма расплывчатая и приближённая к реальной ситуации, поэтому ошибки были, есть и будут. Для этого и сидят люди в центре автофиксации, которые должны контролировать абсолютно весь материал и выявлять те ошибки, которые допустили комплексы — это их работа, они за это получают деньги.
К.К.: Я абсолютно согласен. Коллега, вы правильно сказали, потому что машина мыслит, как раньше древние наши славяне, образами. Раньше там не надо было доказывать: говоришь — и они уже представляли в голове картинку. Машина действует так же: 2D-система, двухмерная, как мультики двухмерные, есть сейчас трёхмерные. Но есть нового поколения камеры, трёхмерные, они на нейронных сетях, они современные. Да, они стоят дороже, но давайте мы плавно будем выводить их на наши дороги.
Инициатива не наказуема. Почему камеры нельзя убрать совсем и как водители могут улучшить их работу
Е.Ч.: Я вам приведу пример. Мне приходится участвовать в проверках отделов внутренних дел города Москвы. Я Бибирево проверял: улица Корнейчука, Лескова и так далее.
К.К.: Хороший район.
Е.Ч.: Я могу сказать, пишут сотрудники ГИБДД, руководство, мол, установите там камеры. "Нет денег", — ответ. Нет денег, а вы говорите о новых камерах. Вопрос упирается в финансы — это полиция заинтересована, чтобы было больше камер, а нет денег.
К.К.: Я процитирую на ваш ответ начало Библии, который у нас почему-то неправильно переводится: "Вначале было Слово" — нет. С арамейского это фраза не "Слово", вначале была мысль, идея. Вначале мысль была, и потом уже всё это пошло. Мы сейчас эту мысль озвучили, и я уверен, будет и слово, найдутся и деньги, и всё это сделается, потому что мы впервые поднимаем этот вопрос на Лайфе, и я уверен, это действительно передовая информация, которая сейчас, как ракета, пролетит вверх, потому что до этого никто это не говорил, и это всё замалчивали, поэтому я уверен: мы сейчас делаем историю, господа.
Е.Ч.: И сотрудники полиции, ГИБДД в частности, не всегда виноваты. Вот мэрия, управа: давайте, делайте как положено, камеры современные. Они не делают, а всё на полицию сваливают.
К.К.: Я верю, что здесь начало нового отношения именно водителей, государственных структур и поведения на дороге. Господа, мы творим историю! Здесь, в студии.
В.Ш.: Боже мой! Программа превращается в философские рассуждения.
К.К.: А для чего я читал столько книжек?
В.Ш.: Звонки поступают, но давайте сообщения. "Сначала начнём пропускать женщин, потом гей-парады будут проводить на Красной площади", — это было, видимо, к вашему комментарию, что давайте друг друга уважать.
К.К.: А потом топорами рубить друг друга. Кто это пишет, уважаемый товарищ?
В.Ш.: "Нужно установить сроки рассмотрения претензий пять дней, и чтобы на претензию отвечал специалист, подписавший постановление о штрафе. Недельку-другую помучается отвечать на претензии и будет аккуратнее рассматривать новые материалы", — это наш слушатель выступает с такой инициативой.
К.К.: Я сразу отвечу. Мы с коллегой посмотрели: в день приходит 180 тысяч таких бумаг. Сколько нужно людей, посчитайте, для того, чтобы посмотреть это? Один человек внимательно может посмотреть от трёх до четырёх тысяч этих вещей. Если бы я там сидел, то семь тысяч осилил бы. Дело в том, сколько нужно людей, которые бы в таком режиме работали? Хорошо, нашли мы таких людей, сделали. Второй момент — идёт процедура. Не только в ГИБДД поступают эти вещи из АМПП, из МАДИ, они приходят в ГИБДД. Эта процедура занимает не меньше трёх недель, оспаривание тоже занимает время.
В.Ш.: И ещё сверху ему положат.
К.К.: Да. Я пользователь сети Instagram, завёл свой аккаунт — Константин Крохмаль, но даже не знал, что картинки можно увеличивать. Это просто чудо.
В.Ш.: Мне нравится, как вы филигранно умеете комментировать новости, которые звучат у нас.
К.К.: Потому что я их слушаю всё время.
В.Ш.: Это Константин Крохмаль. Смотрите, у всех же нас были большие надежды на эту автоматизированную систему, что все станут равны перед законом, что всё будет без взяток, и получается, что мы всё у того же разбитого корыта. Что нам делать? Каждому вопрос.
Е.Ч.: Я отвечу конкретно и применительно к тому району города Москвы, где я живу, тем более что мне об этом сообщили сотрудники УВД Бибирево. Вот улица Корнейчука — сделали дорогу через МКАД. Дорога эта для угонщиков. Там постоянно сотрудники и машины патрульно-постовой службы. Вопрос: почему до сих пор — не знаю, правительство Москвы, управа Бибирево — не установили камеру, чтобы сопроводить, куда с улицы Корнейчука он уехал, в Мытищи уехал — там нет видеокамеры. Вы понимаете, мы можем даже в Москве отследить, куда угоняют машины, хотя известно, что там. Я спрашиваю, писали — ноль. Вот здесь: и сотрудники ГИБДД, и управа, и правительство Москвы, я считаю, что они должны среагировать на мою просьбу установить камеру.
К.К.: Всё будет сделано. Я бы хотел перефразировать известный термин, что "железный глаз пришёл на смену полосатому жезлу". Вы забыли, уважаемые господа водители, что несколько лет назад мы даже не знали, что существуют такие камеры. Мы были за рубежом, и там это норма.
Г.Ш.: Вот такой расширенный функционал только в прошлом году начали.
К.К.: Именно. Ещё календарь не закончился, только начали в прошлом году — ещё года не прошло, мы это начали делать — конечно, шероховатости. Поэтому я и говорил всё время, что нужно расширять период тестирования, потому что период тестирования прошёл, но ничего не дал. Он дал только какие-то технические моменты, и всё. Дело в том, что нужно период тестирования расширить и более лояльно относиться к водителям, чтобы они почувствовали. Если водитель, который нарушил, был прав, а это было по вине камеры, он должен быть абсолютно спокоен, даже не дёргаться об этом.
Только тогда, когда мы сможем это сделать, у нас полностью всё повернётся и не будет нервозности ни у водителей, ни в семьях, потому что забыли про семьи. Он приходит — оштрафовал, у него какая-то проблема, он плохо покушал борщ и так далее — нужно ценить наших людей-водителей.
В.Ш.: И женщин в первую очередь на дорогах.
К.К.: Женщин, детей…
В.Ш.: Пропускать. Григорий, я так понимаю, согласен со всеми коллегами?
Г.Ш.: Почти. Я хочу сказать, что автофиксация — это не только камеры, не только инспекторы, это система, в которой камеры отвечают лишь за сбор информации. Они не имеют права выносить решение о наличии вины водителя, о наличии административного правонарушения. Они всего лишь выделяют события из потока и дают инспектору на рассмотрение. Но, к сожалению, у нас эти камеры стали воспринимать как некие безошибочные, безгрешные изделия, которые откуда-то свыше берут информацию, и можно не глядя штамповать-штамповать-штамповать штрафы. Надо понимать: камера — только инструмент сбора доказательств, а дальше должен работать инспектор по каждому материалу.
В.Ш.: У нас осталось буквально три с половиной минуты, дадим высказаться и нашим слушателям. Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Я к этой же теме хочу обратиться, к тому, что мы платим. Я нарушил. Случайно на портале "Госуслуг" увидел, что у меня штраф, но "письмо счастья" так называемое ко мне не пришло.
К.К.: Значит, вас штрафовали не напрямую ГИБДД, а, например, через МАДИ — там письма приходят от нескольких недель до нескольких месяцев. Вот я об этом и говорил, о том, что огромное количество людей, которые получают штраф, не увидели его, ведь многие не ждут — понимаете, что сейчас случилось? Мы сами заходим и ждём, смотрим, чтобы нас оштрафовали, и бежим платить. Это доверие нужно использовать очень хорошо, и поэтому когда вам придёт это письмо, посмотрите эту бумажку, которая сделана, и если она неверна, — жалуйтесь, и вы, может быть, даже получите компенсацию. Так что успокойтесь, пожалуйста, не нервничайте, мы за вас, и я лично за вас.
В.Ш.: Но всё-таки, что нам делать с этим? Есть у вас ответ? Здравствуйте!
С.: Здравствуйте! Я слушаю вашу передачу с самого начала. Вы так всё "вкусно" рассказываете про эти камеры, и вы сами сказали, что за месяц приходит 180 тысяч претензий за неправильно выписанные штрафы.
К.К.: Не претензий, а штрафов.
С.: Когда вводилась ваша система, сколько было незаконно собранных штрафов?
Е.Ч.: Да не наша она система.
К.К.: Не наша. Мы на вашей стороне, я на вашей стороне, поймите. Просто я смотрю это всё.
С.: Я неправильно выразился. Я, например, с 1975 года за рулём, и считаю, что это увлечение камерами, штрафами, вызывает только социальную напряжённость в обществе и недоверие к власти. Я считаю, что надо камеры настраивать реагировать только на скорость и за выезд на встречку.
К.К.: Вы неправы, от цивилизации не уйдёшь. Давайте по проводным телефонам будем общаться и так далее. Нет.
В.Ш.: Спасибо!
К.К.: Просто не в этом дело. Всё равно это надо делать. Я с уважением отношусь, стаж у вас хороший, но в 1975 году мы ездили по другим дорогам и в другой стране.
В.Ш.: Да, от цивилизации не уйдёшь, главное, чтобы цивилизация не ушла от нас окончательно.