Минздрав пометит каждую пачку с лекарствами
С 1 января в России стартует эксперимент по добровольной маркировке лекарств. Задача новых меток — борьба с контрафактом. По подсчётам Минздрава, на проект надо выделить порядка 300 млн рублей. Однако не все ведомства с такой оценкой согласны.
Фото: © РИА Новости/Константин Чалабов
Порядка 15% всех медикаментов в российских аптеках — подделки. Такова статистика Генеральной прокуратуры. Чтобы раз и навсегда убрать с рынка контрафакт, первый зампредседателя правительства Игорь Шувалов предложил оснастить лекарства контрольными метками.
Покупатель сможет просто навести мобильный телефон на метку и узнать, где и когда сделан препарат. Перемещение лекарства можно будет отследить точно так же, как и перемещение алкоголя через ЕГАИС.
В распоряжении Лайфа оказались проект постановления и Положение об эксперименте, подготовленные Минздравом, а также отзывы Минфина и Минпромторга. Как оказалось, поставить метки на лекарства не так-то просто.
Метка на выбор
Минздрав предлагает использовать метки Datamatrix. Это двухмерный штрих-код, внешне напоминающий QR-код, который сейчас широко применяется в торговле.
— Плюс Datamatrix в том, что именно эти метки используют европейские производители, — рассказывает руководитель Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. — Если мы захотим ставить какие-то другие метки, то нам нужно делать разные партии лекарств: одни для Европы, другие — на внутренний рынок. Это неудобно.
Производители экспериментом заинтересовались. Уже набралось более 10 желающих поучаствовать в пилотном проекте. Это крупные производители, но названия компаний пока не афишируются. Все они готовы использовать только метки Datamatrix.
Минпромторг предлагал альтернативу — RFID-метки. Ими маркируют, например, шубы.
— Никто не знает, как излучение от RFID будет воздействовать на активные вещества лекарств, — поясняет Дмитриев. — Препараты могут изменить свои свойства, поэтому мы категорически против этой маркировки.
Первыми Datamatrix хотят установить те компании, которые ведут поставки на европейский рынок. Им эту маркировку придётся ставить в любом случае. К тому же метки помогут производителям сократить расходы на маркетинг. Теперь информацию о движении товара они смогут получать не от маркетинговых компаний, а в онлайн-режиме.
Бюджетный вариант
Если в выборе метки производители почти единодушны, то с бюджетом эксперимента пока никто определиться не может. Даже ведомства не могут решить, кто и как будет финансировать проект. В Минздраве считают, что выделить средства должна Федеральная налоговая служба, и оценивают эксперимент в 274,7 млн рублей. Минфин, в свою очередь, предлагает разделить траты на все министерства, курирующие проект, и считает, что сумма завышена.
Финансистов смутила, в частности, средняя заработная плата сотрудников, которые будут проводить эксперимент. За основу была взята среднемесячная зарплата в сфере ИТ — почти 110 тыс. рублей. По мнению Минфина, можно обойтись более скромным бюджетом.
В любом случае большого подорожания лекарств производители не ждут. По оценкам Дмитриева, упаковка может подорожать всего на 1—2 рубля.
Технически будет возможно и сразу нанести метку на упаковку в процессе производства, и наклеить её уже на готовую коробку. Тем, кто производит лекарства в России, удобнее будет наносить самим, а импортёрам — наклеивать.
Сейчас производители решают, какие именно лекарства будут маркировать первыми. В Положении о проведении эксперимента чётко описан круг приоритетных препаратов. Среди них лекарства для больных гемофилией, муковисцидозом, злокачественными образованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом. В этот перечень входят и лекарства для пациентов, которые перенесли операции по трансплантации органов и тканей.
Правда, вряд ли удастся закончить эксперимент вовремя. Завершиться он должен к 31 января 2017 года, а подводить окончательные итоги в правительстве собрались уже 1 февраля 2018 года.
— Вот сейчас мы ставили оборудование по нанесению маркировки и подсчитали — ушло 8 месяцев, — констатирует Дмитриев. — С момента подписания контракта до установки и валидации. К тому же, не у всех компаний даже технически есть возможность установить эту технику. У многих помещения ограничены и не рассчитаны на установку дополнительного оборудования. Соответственно, помимо установки нужно будет проводить и какие-то строительные работы, решать, как расширять пространство.