Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 сентября 2016, 08:00

"Обличающие" листовки и блогерские расследования: чёрный пиар на выборах-2016

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников/Сергей Мальгавко

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников/Сергей Мальгавко

До единого дня голосования 18 сентября осталось меньше трёх недель, и избирательные кампании кандидатов всех уровней в самом разгаре. Несмотря на то что многие эксперты оценивают предвыборную гонку в этом году как достаточно тихую, в некоторых регионах борьба идёт довольно активно. На войне, как говорится, все средства хороши, поэтому часто в ход идут и "чёрные" технологии.

При упоминании чёрного пиара вспоминаются избирательные кампании 90-х, когда кандидаты в большинстве случаев ставили своей целью не представление собственной политической программы в наиболее привлекательном для избирателя свете, а очернение своих оппонентов. Сейчас политтехнологии ушли далеко вперёд, но традиционные "чёрные" способы борьбы не забыты.

В некоторых регионах России партии заранее подписывали соглашение "За честные выборы", запрещающее в том числе и чёрный пиар в отношении оппонентов, всевозможные "вбросы" и "разоблачения". Но всё же технологии 90-х имеют место быть. Лайф собрал яркие примеры недобросовестной медийной конкуренции из разных регионов страны.

На свои же грабли 

В середине мая по Новомосковскому одномандатному округу № 202 распространялась газета "Время покажет". Основной темой материалов в ней был компромат на кандидата от "Единой России" Дмитрия Саблина, в то время ещё не утверждённого официально в этом статусе. Выходные данные газеты были скрыты, а содержание текстов представляет собой чёрный пиар в чистом виде. 

На днях на сайте InfoTrader, запущенном в начале августа группой хакеров, были выставлены письма конкурента Саблина по 202-му округу Игоря Сагенбаева, баллотирующегося от КПРФ. Выложенная в Сеть переписка доказывает, что к выпуску скандальной газеты был причастен именно коммунист. Причём для её изготовления он обращался за помощью и к известному оппозиционеру Алексею Навальному, и к своему однопартийцу Валерию Рашкину. 

Так, согласно предоставленным на сайте InfoTrader скриншотам переписки, работу над скандальной газетой Сагенбаев начал ещё с апреля. Тогда же он и обратился за помощью в Фонд борьбы с коррупцией, написав лично Алексею Навальному. Сагенбаев в письме упоминает, что помогал оппозиционеру во время его избирательной кампании в мэры Москвы, и просит о помощи. Оппозиционер же в ответ утверждает, что "Саблин — дурной человек и его надо мочить".

В конце апреля Сагенбаев отправляет готовый вариант газеты коммунисту Валерию Рашкину. Последний отмечает, что "главное, чтобы не заподозрили, а то скандал будет".

— Закладывается подозрение, что и он как-то причастен к газетёнке, — отмечают хакеры.

На InfoTrader'е есть и другое доказательство причастности кандидата от КПРФ к выпуску "чёрной газеты" — запись разговора с человеком, который представился репортёром от ПарНаС.

— Ну, я к Навальному пытался, чтобы он про Саблина ещё что-нибудь подбросил, материалы какие-нибудь, потому что там газета выходила, вот эти "Кровавые руки" там, — говорит Сагенбаев на записи.

Разоблачения в блогах

Часто обличающая информация о кандидатах публикуется в блогах. Так, 2 сентября пользователь Livejournal Manzal написал небольшое расследование о том, как получил своё воинское звание полковник Игорь Коротченко, известный военный эксперт, баллотирующийся от партии "Родина" в Тушинском округе Москвы.

Блогер пишет о том, что звание полковника Коротченко якобы получил незаслуженно, его биография выдуманная, а удостоверение — фальшивое. Так, согласно данным, представленным на сайте кандидата, Коротченко подал рапорт об увольнении по собственному желанию после участия армии в расстреле и штурме российского парламента, а его воинское звание — полковник запаса. Manzal же приводит другие данные: офицерская служба кандидата от партии "Родина" закончилась в 1994 году, он был уволен в звании подполковника по подпункту 2Г пункта 2 статьи 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". По этой статье увольняют в случае несоответствия занимаемой должности — полного, морального или психологического.

Ранее на основе записей другого блогера — Дмитрия Савчука — кандидат от "Единой России" в Самарской области Игорь Станкевич подал заявление в ГУ МВД и в суд. Согласно текстам жалоб, блогер обвиняет Героя России Станкевича в связях с чеченскими боевиками и в военных преступлениях. Сам же Савчук утверждает, что видит ситуацию с предвыборной кампанией кандидата от правящей партии именно в таком свете.

"Чёрные листовки"

Самой распространённой технологией чёрного пиара во время предвыборной гонки до сих пор остаётся распространение "обличающих" листовок. Их бросают в почтовые ящики, раздают на улицах, расклеивают у подъездов. Многие любители политтехнологий 90-х годов до сих пор зачастую берут на вооружение этот метод.

В Свердловской области с таким пиар-ходом против себя столкнулся кандидат от КПРФ Евгений Боровик. По округу коммуниста начали распространять листовку с призывом голосовать за него и "не верить слухам", поскольку его судимость по статье 228 ("Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств") УК РФ погашена.

По словам самого Боровика, которого цитирует ряд СМИ, листовка — результат пиар-кампании его политических оппонентов, которые к тому же ещё и регулярно обзванивают местных жителей с таким же призывом.

С распространением листовок с порочащими сведениями столкнулась и кандидатка от ПарНаС в Санкт-Петербурге Наталья Грязневич. На своей странице в "Фейсбуке" она написала, что недалеко от здания петербургского Заксобрания раздавали распечатку статьи, в которой указано, что у Грязневич есть аккаунт на сайте эскорт-услуг. Кандидат отмечает, что это "чёрный пиар первого уровня", а её анкету на сайте зарегистрировали сами создатели этой листовки.

В Нижнем Тагиле таким же способом "пиарят" партию "Справедливая Россия". Рядом с подъездами жилых домов начали появляться листовки, предостерегающие о мошенничестве "со стороны неустановленных лиц, которые действуют под видом сотрудников Нижнетагильского регионального Центра защиты прав граждан "Справедливая Россия". Представители партии считают, что появление листовок связано с предвыборной гонкой.

Кроме того, всё в том же Нижнем Тагиле через почтовые ящики жителей города распространяли газету "Правда Урала". На пяти полосах из восьми располагаются материалы, "разоблачающие" справедроссов и кандидата-одномандатника Александра Буркова.

Громкий случай чёрного пиара против "Справедливой России" был зафиксирован и в Пермском крае. Газета с громким названием "Сожрём Россию" распространялась в регионе ещё до начала избирательной кампании и содержала в себе очерняющие справедливороссов материалы.

На этот случай обращала особое внимание глава ЦИК Элла Памфилова. На заседании Центризбиркома 30 августа она сообщила, что правоохранительные органы смогли задержать распространителя газеты в Пермском крае, однако узнать, кто заказчик, так и не удалось. Памфилова также отметила, что экземпляры "Сожрём Россию" были замечены ещё в 18 регионах страны. 

"Оригинальные" ходы

В конце августа Рунет взорвала фотография предвыборного баннера кандидата от "Единой России" в Волгоградской области Татьяны Цыбизовой, написанного с грубой орфографической ошибкой.

Пользователи Сети откликнулись на фотографии мемами и остроумными картинками. Однако вскоре выяснилось, что изображение — фейк. В итоге от интернет-пользователей "досталось" и кандидатке, и первой опубликовавшей фото журналистке Ольге Романовой. Сама Цыбизова на своей странице в "Фейсбуке" спустя несколько часов написала, что фотография "подправлена".

— Отвечу всем интересующимся сразу: это фотошоп. Я хорошо знаю русский язык и заказчика тоже хорошо знаю. Ну а исполнителям просто очень нужны деньги. Отношусь с пониманием, — написала она. 

Руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев считает, что в текущей избирательной кампании вброс фейковых материалов в Интернете — наиболее распространённая технология чёрного пиара.

— На самом деле очень много примеров, где из человека делают дурака. Берётся реальный агитационный материал, в нём меняется или добавляется пара слов. Затем он выбрасывается в социальные сети, и среди пользователей поднимается волна критики и негодования в адрес якобы создателя этого "шедевра". Самый яркий пример — баннер Цыбизовой в Волгоградской области с изменённым слоганом "Только в перёд", — говорит политтехнолог. — Большая часть "шедевров", которые выбрасываются в Сеть как доказательство идиотизма штабов и тупости кандидатов, на самом деле фейк. С учётом того, какое распространение получили социальные сети, легко использовать доверчивость аудитории в них для разрушения репутации. Речь идёт не только о фальсификации предвыборных материалов, но и о фальсификации заявлений, фактов биографии, якобы проведённых расследований. Социальные сети — это инструмент, который становится основным каналом коммуникации для недобросовестных пиарщиков с легковерной аудиторией. Это может сделать один человек не выходя из кабинета, плюс это дёшево.

В соцсетях рассказывают и про другие случаи нечестной борьбы. Так, согласно данным ряда СМИ, один из пользователей сети "ВКонтакте" из Саратова ночью сфотографировал человека в футболке с логотипом ЛДПР, который красной краской писал на стене в подъезде: "За КПРФ".

Выяснить, кто стоял за этой провокацией, журналистам так и не удалось. В пресс-службе местного отделения ЛДПР обвинили во всём оппонентов партии. А в КПРФ вообще заподозрили представителей саратовской "Молодой гвардии", с которыми у партийцев накануне произошла небольшая ссора.  

Борьба в регионах 

Страдают от чёрного пиара не только участники думских выборов, но и кандидаты в региональные парламенты. Так, в Кургане против кандидата в городскую думу коммуниста Сергея Федотова распространялись листовки от имени прокуратуры города. В них сообщалось об уголовном деле кандидата от КПРФ, который якобы замешан в коррупции и мошенничестве.

Прокуратура города официально разослала релиз с опровержением информации, содержащейся в листовке. Отмечается также, что в соответствии с законодательством "органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законодательства о выборах, участие в агитационных мероприятиях не принимают". Сам кандидат, по сообщениям местных СМИ, никого из своих оппонентов не подозревает.

В Санкт-Петербурге распространялись фальшивые листовки якобы от имени кандидата в Заксобрание от партии "Яблоко" Бориса Вишневского с предложением к жителям города перевести ему деньги на избирательный счёт.

— Распространение фальшивок якобы от моего имени — несомненная реакция на то, что меня как кандидата в депутаты городского парламента поддерживают жители Центрального района. Могу предположить, что инициатива распространения этой чернухи исходит от моих соперников по избирательному округу, — приводит слова Вишневского пресс-служба петербургского отделения "Яблока".

Профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев считает, что нужно отличать по-настоящему "чёрные" технологии от критической кампании партий и кандидатов.

— Если брать КПРФ, "Справедливую Россию", оппозицию, то они в принципе строят свою кампанию на критике. Это нельзя считать совсем уж "чёрными" технологиями: да, критика зачастую бывает бездоказательна, но всё же она, как правило, происходит в рамках закона. Если же брать настоящую клевету, фейки и придуманные факты, то их сейчас очень мало, — говорит эксперт. — Бороться с этим невозможно. Главное, что должны понимать те, кто применяют "чёрные" технологии, — это то, что, когда они пишут, даже негатив, про своего соперника, они привлекают внимание к сопернику, заставляют общественное мнение определяться в отношении его, а не себя. С профессиональной точки зрения "чёрные" технологии играют на соперника. А если он ещё и сможет это красиво отыграть, то тем более перевернёт всё в свою пользу.

Политолог отметил, что сейчас "чёрные" технологии "имеют тенденцию к снижению". Начиная с 90-х годов с каждой предвыборной кампанией нечестных ходов по отношению к конкурентам становится всё меньше.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров