На сайте Пушкинского музея запустили 3D-экскурсии
Фото: © Shutterstock/Gorosi
О принципиально новом подходе к виртуальным музеям и преодолении цифрового неравенства Лайфу рассказал советник министра культуры по IT Вадим Ваньков.
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представили виртуальный музей с эффектом погружения. Теперь для того, чтобы попасть на 3D-экскурсию из любой точки мира, человеку нужны лишь очки типа cardboard — они будут продаваться в том числе в сувенирном магазине Пушкинского музея (цена таких в свободной продаже в Интернете варьируется от 600 до 1500 рублей) — вставить в них смартфон, подключённый к Интернету, зайти на сайт музея — и готово. Кроме видеоряда во время прогулок можно воспользоваться также интерактивным вызовом экспонатов, снабжённых аудиогидами и текстовыми пояснениями.
— В чём принципиальное отличие этой технологии от обычной версии виртуального музея изобразительных искусств?
— В более реалистичном погружении в действительность. Одно дело, когда мы рассматриваем виртуальный музей на экране компьютера или смартфона, а другое — когда с помощью очков виртуальной реальности вы оказываетесь фактически внутри музея. Это совершенно другие эмоции. Плюс в данном случае не требуется подключение к суперпроизводительному компьютеру — достаточно вполне расхожих моделей смартфона и обычных, недорогих очков дополненной реальности. Виртуальные экскурсии коснутся всех выставочных помещений музея. Дополнительно будут обновляться как съёмки помещений, так и аудиогиды.
Лично у меня эти технологии ассоциируются с тёплыми воспоминаниями из детства, когда люди в кругу семьи рассматривали диафильмы и диаскопы. Люди ощущали себя в другой действительности. Сейчас технологии другие. Люди спорят о том, нужны ли виртуальные музеи, которые мы уже создали в большинстве федеральных музеев. Не заменяют ли они собой реальный поход в музеи. Но страна у нас большая, и не каждый может взять билет на метро и доехать до того же Пушкинского музея в удобное ему время. Людям из отдалённых уголков страны открывается возможность посетить музей в практически прямом смысле слова.
— Как будет развиваться эта технология дальше?
— Что касается проекта в Пушкинском музее, в дальнейшем можно развивать эту историю за счёт новых экспонатов, которые хранятся в запасниках. Кроме того, с музеем мы обсуждаем проект по созданию виртуальных экскурсий по музейному городку, который только отстраивается и будет готов к 2023 году. Там другая технология — 3D-моделирование. Пушкинский музей в этом смысле впереди планеты всей. Хотя, например, на сайте музея архитектуры имени Щусева такие технологии уже внедрены — посетители могут ходить по разрушенным Чудову и Вознесенскому монастырям.
Сейчас уже большинство федеральных музеев имеют свои виртуальные представительства — их более 100. В дальнейшем под технологии 3D многие из них способны развиваться. Например, при создании этого проекта в Пушкинском музее нам не понадобилось дополнительно тратиться на съёмки панорам залов — те, которые проводились год-полтора назад, когда создавали классический вариант виртуального музея, были сняты в достаточно высоком для внедрения новых технологий качестве.
Следующим проектом будет Тульский музей оружия. В нём интересно развивать не столько реалистичные экскурсии, поскольку предметов на одной витрине может быть очень много, сколько рассказать онлайн-посетителям о конкретных экспонатах и представить на сайте 3D-модели.
— Как изменится жизнь музеев после внедрения этих технологий?
— Сейчас у музеев новая задача — научиться работать с виртуальными посетителями. Кроме организации больших интересных выставок, которые привлекают реальных посетителей, теперь музеи столкнутся с массой посетителей виртуальных. Эта аудитория своеобразная — требовательная, но ничем не ограниченная. В первую очередь их будет в разы больше.
Итак, уже у большинства федеральных музеев есть виртуальные музеи, и вопрос уже не в количестве, а в качестве. Они должны не просто быть, а продолжать свою жизнь. Поэтому тут интересно развивать технологии, используя уникальные особенности каждого музея. В художественных интересны 3D-экскурсии по экспозициям, в музеях-заповедниках — по территориям и так далее. Стараемся подходить к каждому музею индивидуально.