Дворец небесного князя: чем иностранных туристов привлекут в волгоградские степи
Фото: © Калмыцкий общественный благотворительный Фонд культуры "Наследие" им. Номто Очирова
В Волгоградской области в селе Солянка (на границе с Калмыкией) калмыцкий благотворительный фонд "Наследие" готовит строительство Международного буддийского культурного центра "Тундутово". Под комплекс (межкультурный центр, арт-территория, ресторан, трёхзвёздочная гостиница на 50 мест, сувенирные лавки и пр.) местными властями выделено 400 га земли, получившей статус особо охраняемой природной территории.
— Начали мы несколько лет назад, открыли проект строительством ступы на территории бывшей усадьбы-парка (князей Тундутовых. — Прим. Лайфа). Теперь к ней постоянно ездят буддийские паломники из самых разных регионов, — рассказала Лайфу помощник руководителя фонда "Наследие" Людмила Старостина. — Следующий этап, к которому мы подошли вплотную, — строительство хурула.
Хурул (буддийский храм) будет построен рядом с воссозданной в 2010 году ступой (буддийское культовое сооружение, в которое заложены священные тексты и другие реликвии), которую в 2011 году освятил государственный оракул Тибета (третье лицо в иерархии после далай-ламы) Тубтен Нгодруп.
— Чуть более ста лет назад здесь... стояла семиметровая ступа в честь князя (Тундутова. — Прим. Лайфа), но в годы гражданской войны она была разрушена, — объясняет сотрудник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Евгений Бембеев.
Здание хурула (высота без шпиля — 17,1 м, со шпилем — 19,3 м) трёхъярусное, как у классической буддийской пагоды. Стены здания будут белые, ворота — красные, крыши — золотого и коричневого цветов.
На первом этаже расположится ритуальный зал с алтарём площадью 189,3 кв. м. Это немало. Для сравнения: площадь молитвенного зала Кул-Шариф (главной мечети Республики Татарстан) — 500 кв. м. Метраж первого этажа буддийского храма составит 272,7 кв. м.
— Хурул будет построен из силикатного полуторного кирпича и железобетонных конструкций, а снаружи обложен полнотелым керамическим кирпичом, — сообщила Лайфу Старостина. — Мы будем привлекать и иностранных мастеров, например ойратов из Монголии.
Рядом со зданием будет создана автостоянка, а вокруг планируется высадить деревья, декоративные кустарники и цветы.
Храмовый комплекс, по словам Старостиной, будет строиться на деньги верующих.
Идея создания хурула принадлежит создателю и председателю фонда "Наследие" Нине Улановой, племяннице Номто Очирова (в честь которого и назван фонд) — калмыцкого просветителя начала прошлого века, первым записавшего национальный героический эпос "Джангар".
— По её словам, она увидела на земле красивый торт и осознала, что это мандала (сакральное геометрическое изображение у буддистов, модель вселенной. — Прим. Лайфа) хурула, — рассказал Лайфу сотрудник фонда Виктор Манджиев. — С этим образом она пошла к архитектору Владимиру Гиляндикову, который и нарисовал эскиз проекта хурула.
В это время в Калмыкию с визитом приехал Кундалинг Ринпоче, который в своём прошлом рождении являлся учителем духовного лидера монгольских народов Его Святейшества Богдо-гегяна (правителя Монголии. — Прим. Лайфа) IX Джебцзундамба-хутухта (Джецун Дампа Халха Ринпоче)". Ринпоче из плеяды молодых тибетских лам, на которую современные буддисты возлагают большие надежды.
— Нина Санджариковна пригласила его в гости в свой фонд, и во время визита она рассказала про свою мечту построить хурул на месте бывшего имения князей Тундутовых, показала эскиз проекта и попросила дать ему название, — говорит Манджиев. — Ринпоче благословил благие намерения Нины Санджариковны и дал имя хурулу Gyalten Dhar Gyaling (Обитель преумножения и распространения учения Будды Шакьямуни).
В июне этого года она получила официальное письмо от Кундалинг Ринпоче.
— Настоятель (Центрального хурула Калмыкии "Золотая обитель Будды Шакьямуни". — Прим. Лайфа) гелонг Муутл Овъянов вручил его Нине Санджариковне. Также он подарил сосуд богатства для закладки при строительстве хурула, — говорит Манджиев.
Инициаторы проекта надеются, что буддийский центр сможет привлечь в регион отечественных и зарубежных туристов, исследователей традиций и ценителей искусства.
— Воссоздать святыню калмыцкого народа — усадьбу князей Тундутовых — и придать ей новое функциональное наполнение, используя отреставрированные постройки и воссозданный ландшафтный парк как кросс-культурный центр арт-резиденции, привлекательный для художников из Азии и Европы, — такова глобальная цель проекта, — сообщила Лайфу Нина Уланова.
Стоит пояснить, что родословная Тундутовых уходит корнями к потомкам Чингисхана. На рубеже XIX и XX веков княжеское сословие представляли всего три фамилии: в Хошеутовском улусе (районе) — Тюмени, в Большедербетовском — Гахаевы, в Малодербетовском — Тундутовы.
— В калмыцком народе род Тундутовых считался священным, — писал в своё время профессор Калмыцкого государственного университета Анатолий Кичиков. — Их калмыки всегда называли тенгер йозурта, т.е. небесного происхождения... Известно, что ставка (усадьба. — Прим. Лайфа) Джамба-Тайши Тундутова была святыней для калмыцкого народа.
Таким образом, посвящённый княжескому роду комплекс может представлять большой интерес и для жителей соседней Калмыкии, и для родственных им монгольских народов, проживающих как в Монголии, так и в Китае (провинция Внутренняя Монголия). В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая также живут многочисленные потомки калмыков, откочевавших туда с берегов Волги в 1771 году, которые регулярно посещают историческую родину.
Религиозный туризм широко развит в соседствующих с Волгоградской областью Калмыкии (паломничества к буддийским святыням) и Астраханской области (паломничества к могиле мусульманского святого Сайида-Бабы и мавзолею казахского Букей-хана). Вполне вероятно, что власти Волгоградской области рассчитывают за счёт паломников усилить туристический поток (в том числе из-за рубежа), пока что ограничивающийся посещением города-героя, и связанные с ним финансовые поступления в экономику региона.