"Жених": комедия с одной шуткой
Сегодня на экраны выходит картина "Жених", дебют резидента "Камеди клаба" Александра Незлобина в кресле режиссёра. Проект, ранее известный как "Майские", получился диковинным и зачастую не очень смешным срезом русской действительности.
Постер фильма "Жених"/Кинопоиск
Статный немец Гельмут (Филипп Рейнхардт) приезжает в Россию 9 мая делать предложение девушке Алёне (Светлана Смирнова-Марцинкевич), с которой познакомился в Берлине. Важный этап романа — знакомство с родителями возможной невесты — осложняет бывший муж Алёны по имени Толя (Сергей Светлаков). Толя, увидев завидного жениха из Европы, тут же принимается медленно, но уверенно возвращать Алёну назад, расчехляет запас шуток про 1945 год, Берлин и группу Rammstein и начинает вести себя, мягко говоря, некорректно.
Параллельно с этой драмой о высоких чувствах разворачивается ещё несколько параллельных сценарных конфликтов. Предприниматель Ерофеев (Сергей Бурунов) хочет купить дом родственников Алёны (Дмитрий Никулин и Ольга Картункова), а дагестанец Мага (Магомед Муртазаалиев) собирается расстаться со своей пышной пассией. Где-то на периферии сюжета также фигурируют: блуждающая по деревне змея, участники парада в честь Дня Победы и брат Маги со стремянкой. Потом, разумеется, все сюжетные линии сплетутся в некое подобие генеральной и завершатся взрывным финалом. В прямом смысле.
Если всё это многообразие персонажей и ситуаций как-то свести в одну формулу, то "Жених" — комедия о том, как немец приехал в русскую деревню на День Победы. Беспокоиться не стоит, создатели фильма не дадут зрителю об этом забыть, ведь в сценарии, как по таймеру, каждые четыре-пять минут вставлена шутка про немецкое происхождение Гельмута или про то, что его нация так или иначе причастна ко Второй мировой.
Выглядит этот парад гэгов про "немчуру" и "фашуль" немного дико. После того как первые три-пять шуток на эту тему выстрелят вхолостую и лягут на зал в абсолютной тишине, имеет смысл держать в голове, что сценарий Светлакова и Незлобина состоит из них почти на две трети. Немец, Девятое мая, День Победы — авторы сценария перебирают ключевые слова своей единственной центральной шутки в разной очерёдности, ожидая, что одна из них точно погрузит зрителя в истерику. Но выглядит "Жених" в итоге как попытка два часа рассказывать один и тот же анекдот, переставляя в нём слова в произвольном порядке.
Там, где герои должны шутить, но сто двадцатая шутка про Берлин уже не влезала в сценарий, говорят про трендовые темы двухлетней давности: фильм "Левиафан" Андрея Звягинцева, принадлежность Крыма и "инстаграм" президента Чечни. Культурный ландшафт давно поменялся, в сегодняшней России арестовывают блогеров за видео с ловлей покемонов в храмах, а "Жених", приветливо, но немного отстранённо улыбаясь через героя Светлакова, машет из 2014 года.
Пока над шутками фильма ни разу не получается искренне засмеяться, в голову начинают лезть странные мысли. Неужели "Жених" — это такой способ через киноплёнку разобраться с глубоким национальным комплексом Дня Победы? Мол, вроде бы и победители фашизма, а почему шашлыки водой с майонезом поливаем и живём в хибарах, отданных под снос?
Стоит вежливый немец в дорогом костюме и гоповатый Толя в затёртых спортивках — кто из них наследник нации победителей? История, конечно, знает правду, но "Жених" будто авторитетно подтверждает: да, наши всегда побеждают, можете перестать беспокоиться. Даже когда они разбитые жизнью грубияны без перспектив, с разбитым носом и нулевыми амбициями. Главное, что наши.