Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.

Почему критика разгромила "Бен-Гура" Тимура Бекмамбетова

Кадр из фильма “Бен-Гур”/kinopoisk.ru

Post cover

Сегодня в российский прокат вышел "Бен-Гур" — третий режиссёрский проект Тимура Бекмамбетова в Голливуде. Западная критика разнесла картину в пух и прах. Лайф объясняет — обоснованно ли.

Важно понимать, что оригинальный "Бен-Гур" 1959 года в Америке является культовым. Трёхчасовое историческое полотно стоит на одном уровне со "Спартаком" Стэнли Кубрика. Картина получила 11 премий "Оскар", отменную критику и собрала внушительную сумму в прокате. Новый же "Бен-Гур" в прокате провалился, а критики и зрители его освистали.

Для Бекмамбетова съёмки ремейка столь масштабной ленты были фактически невыполнимой задачей. Переснять признанную классику американского кино, не вызвав сильного неприятия критиков и зрителей, было совершенно невозможно. Вспомните свои ощущения от "Тихого Дона", где в главных ролях были заняты иностранные актёры. Или "Войну и мир" Роберта Дорнхельма. В обоих случаях уже существуют версии, которые пользуются большой народной любовью — "Война и мир" Сергея Бондарчука и "Тихий Дон" Сергея Герасимова. Так уж устроена зрительская память. Есть классика на все времена, а все остальные фильмы — жалкие подражатели. Увы, "Бен-Гур" Бекмамбетова угодил во вторую категорию. 

На момент публикации рейтинг критиков на агрегаторе Rotten Tomatoes составляет 28% (137 рецензий). Это чуть лучше, чем у "Отряда самоубийц", который также недавно пережил публичную порку. Напоминаем, рейтинг на RT составляется на основании числа положительных рецензий к негативным. Агрегатор Metacritic, который выводит среднюю оценку, оказался к "Бен-Гуру" немного благосклоннее — на нём рейтинг составляет 38/100 (на основе 33 рецензий). На российском агрегаторе "Критиканство" пока нет ни одной положительной рецензии. Общий рейтинг тоже неутешителен — 40/100.

Может быть, иностранная критика просто предвзята к Бекмамбетову? Однако у него есть ряд успешных продюсерских проектов ("Счастливые люди. Год в тайге", "Убрать из друзей"), а два его фильма получили признание за рубежом — "Особо опасен" (72% на RT) и "Дневной дозор" (64% на RT).  

Аргумент № 1. Кастинг и актёрская игра

Главные роли в новом "Бен-Гуре" сыграли Джек Хьюстон (Иуда Бен-Гур) и Тоби Кеббел (Мессала Северус). Напомним, за роль в оригинальном фильме Чарлтон Хестон получил "Оскар" за лучшую мужскую роль, а его партнёр Стивен Бойд был награждён "Золотым глобусом" за роль второго плана. Хьюстону и Кеббелу награды, видимо, не светят. Питер Траверс (The Rolling Stone) написал, что актёрская игра лишь в редких случаях перестаёт быть монотонной и приложил даже голливудского ветерана Моргана Фримена, который сыграл роль Шейха Илдерима. 

Хьюстон не ужасный актёр, он просто слишком мягкий. Когда он говорит рабам, чтобы они забыли обо всём и выживали, это звучит как сообщение от ЮНИСЕФ
Оуэн Глейберман, Variety

Без стандартных претензий тоже не обошлось: актёрам не хватает харизмы, а главное, мужества. Зато вот вам любопытный факт. В оригинальном фильме, несмотря на мачизм и лютую суровость, в отношениях Мессалы и Иуды был гомосексуальный подтекст. У Бекмамбетова же всё сугубо гетеросексуально — Мессала теперь волочится за сестрой Бен-Гура.

Аргумент № 2. Сцена с колесницами — ужасна

Гонка на колесницах — визитная карточка старого "Бен-Гура". Неистовое состязание между Иудой и Мессалой захватывает дух и сегодня. Однако в новой версии оно превратилось в довольно вялые покатушки, снятые на хромакее. Хотя конкуренция изначально была не на равных. Как отметил Оуэн Глейберман, та гонка стала одной из четырёх сцен, которая заложила основы всех современных экшен-фильмов, став настоящим откровением. Новая же сцена стала просто ещё одним компьютерным аттракционом. Зрителя последних "Форсажей" ей удивить совершенно нечем.

Несмотря на то что гонка длится почти столько же, сколько и в оригинальном "Бен-Гуре", то есть десять минут, очень много всего было выброшено: представление возниц и команд, яростные попытки спасти тех, кто упал, постоянное отбивание кругов... Вместо этого нам дали кучу компьютерной графики и швырнули в лицо гальку и грязь (спасибо, 3D!)
Тодд Маккарти, The Hollywood Reporter

Проблема и в качестве спецэффектов. В эпизоде, где лошадь срывается с поводьев разбитой колесницы и начинает скакать прямо по трибунам, даже неискушённый зритель заметит, как плохо она прорисована.  

Аргумент № 3. Новый фильм хуже старого — и всё тут!

Разумеется, едва ли не в каждой рецензии можно встретить десяток сравнений с фильмом 1959 года. Критики указывают на вырезки, изменённые мотивации персонажей, слащавую концовку. В общем, какой аспект ни возьми, везде вышло хуже, чем почти 60 лет назад. Тут даже перечислять бесполезно, просто смиритесь с тем, что никто из критиков не признал, что бекмамбетовский "Бен-Гур" не то что лучше оригинала, но даже что он равен ему (или близок к равному).  

Есть ли хоть что-то хорошее?

Многие критики похвалили Бекмамбетова за то, что он расширил роль Иисуса Христа. Спаситель может похвастаться полноценной ролью в повествовании, хотя в оригинале он был довольно безликим эпизодическим персонажем. Так что если что и спасёт "Бен-Гура" от окончательного кассового провала, так это божья помощь. 

"Бен-Гур" в российских кинотеатрах с 8 сентября.

Выбор редакции

Loading...