Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
9 сентября 2016, 16:16

Замглавы Минстроя рассказал, как лучше всего экономить на оплате услуг ЖКХ

Андрей Чибис объяснил, почему выгодно использовать счётчики воды, энергосберегающие лампы и индивидуальные тепловые пункты.

Фото: © РИА Новости/Леся Полякова

Фото: © РИА Новости/Леся Полякова

И.И.: Небольшой рецепт от Чибиса: как сэкономить простому собственнику квартиры? На чём, может быть? На что посмотреть, обратить внимание?

А.Ч.: Методы экономии просты: вода и свет. Тепло экономится в целом по дому. Это, кстати, существенная экономия может быть. Вода – я уже сказал. У всех есть счётчики, приборы учёта оптимального потребления. Со светом – то же самое у нас, кстати. Понятно, что затраты на покупку энергосберегающих ламп сначала больше, чем обычные лампы, но они очень сильно позволяют сэкономить.

И.И.: Работают дольше.

А.Ч.: Да, работают дольше. Что касается тепла, то половина квитанции нашей – это тепло. У нас холодная страна. В большинстве регионов это так. И если мы ставим индивидуальный тепловой пункт в доме, мы через два года его окупаем и начинаем экономить.

И.И.: Это который в автоматическом режиме можно подстраивать?

А.Ч.: Конечно. Регулируется в автоматическом режиме. Мы часто ругаем коммунальщиков: как же так, уже солнце, тепло на улице, а у нас батареи жаркие. Просто в целом по городу или по микрорайону такие резкие колебания – сокращать подачу тепла, увеличивать подачу тепла – это очень опасно, потому что трубы разорвёт. А в целом по дому индивидуальный тепловой пункт с погодным регулированием позволяет решить комфорт и экономить.

И.И.: То есть сейчас у нас батареи включат, когда этот приборчик почувствует, что холодно?

А.Ч.: Да, когда приборчик почувствует, что холодно, но сначала в сети появится тепло, а тепло в сети появится, когда у нас 5 дней будет стоять среднесуточная температура не выше 8 градусов. У нас есть территории, например на Таймыре, где зима никогда не заканчивается и там топится круглогодично.

Полную версию программы "Потребнадзор" с Андреем Чибисом читайте ниже и слушайте в аудиозаписи. 

И. ИЗМАЙЛОВ: В студии Андрей Чибис, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Приветствую вас!

А. ЧИБИС: Здравствуйте!

И.И.: Мы не можем обойти Слободина со всей его прекрасной кампанией, которая свелась к завышению тарифов. Речь идёт о регионе Коми. Там заведены десятки дел по разным компаниям, давались взятки, откаты, дарились квартиры местным чиновникам с тем, чтобы тарифы были на неправильном уровне. А все заинтересованные лица получали за это соответствующие средства. По вашей информации, такая статистика наблюдается во всех регионах нашей страны или это исключение?

А.Ч.: Я думаю, что в любом случае нам нужно дождаться судебных решений. Другое дело, что, если действительно будут подтверждены эти факты, все виновные лица должны понести наказание.

Что касается тарифной картинки, то за последние два года мы постарались сделать такие правила, чтобы минимизировать ручное управление конкретным региональным чиновникам
А. Чибис

Если для того, чтобы модернизировать инфраструктуру и обеспечить людей теплом и чистой водой, необходима определённая сумма, эта формула теперь закрепляется на весь срок концессионных соглашений. В этом смысле дополнительная договорённость, ручное управление, сговоры с местными чиновниками просто бесполезны. То есть базовая формула максимально прозрачна.

И. И.И.: Она, вроде, и раньше была прозрачной? Как они это делали?

А.Ч.: Я не знаю, как они это делали. На мой взгляд, нужно быть весьма ответственными в суждениях. Будет решение суда и установленный факт — тогда мы сможем это обсуждать. Как было раньше: тариф устанавливался на один год, и если предприниматель что-то начинал экономить, регулятор у него вырезал это из тарифа. Какая была мотивация у всех коммунальщиков: прийти и обосновать как можно больше расходов, потому что экономить, оптимизировать не имело смысла. Более того, если ты что-то делаешь на пользу, у тебя ещё и вырезают это. Поэтому мы радикально пересмотрели эту картину. Мы теперь говорим: "Вот ваша формула, вот ваш тариф, вот ваши целевые показатели. Вы должны сократить аварии, потери, вы должны обеспечить качественное энергоснабжение. И если вы в это вкладываетесь и у вас возникает экономия, это — ваша экономия. Если вы вкладываетесь и достигаете показателей, вот вам 5%-я предпринимательская прибыль. Мы наконец-то законодательно сделали эту отрасль белой: сейчас только так возможно зарабатывать легально, обеспечивая качество и надёжность и повышая эффективность. И теперь бизнес на эту отрасль смотрит уже совсем другими глазами.

Мы минимизировали необходимость постоянных торгов с местными властями за тарифы
А. Чибис

Волшебства не бывает: о том, как формируются тарифы на коммунальные услуги

И.И.: А как сейчас это выглядит на уровне простых людей, которые получают квитанции? Есть сегодня понимание того, что сумма рассчитана верно, что это — не завышенный тариф и в случае чего будет произведён перерасчёт?

А.Ч.: Чтобы вода потекла в кран, необходимо эту воду поднять либо из подземного источника, либо из реки. Также необходимо её очистить, прогнать с помощью насосов и обеспечить доставку в конкретный дом. А дальше забрать канализационные стоки, провести их очистку и сбросить в водоём. В Москве, в Тамбове, в Иркутске, в Новосибирске и длина сетей, и источники разные. Перед тем, как формируется тариф, там учитываются все эти необходимые расходы.

Волшебной палочки, по мановению которой в Москве и Новосибирске будет один тариф, не существует
А. Чибис

Потому что страна большая и инфраструктуры разные. И ответственность регулятора как раз заключается в том, чтобы очень корректно на старте учесть все эти протяжённости сетей, необходимость их ремонта, стоимость забора воды и так далее.

И.И.: Это местные власти должны контролировать?

А.Ч.: Формула утверждена правительством, а по этой формуле считают тариф местные власти. Сейчас в рамках этого тарифа экономия возможна, но только при условии того, что он сделал так, чтобы у нас не было никаких жалоб по качеству воды, тепла и так далее. Эту формулу сейчас закрепили, и её поменять уже никто не вправе. И если бы я был бизнесменом, я бы больше не ходил к регулятору и не упрашивал ни о чём. А он контролировал бы, чтобы я выполнял закреплённые целевые показатели. Что касается тарифов, они устанавливаются с учётом этих условий, более того, это — обязанность именно региональных органов власти. И они официально публикуются.

Бывают ситуации, когда где-то расходы завышены, где-то — занижены. Но есть процедура разногласий: ФАС отменяет решение органов региональной власти и выносит иное решение. В этой части есть, конечно, большое количество проблем, но эта сфера точно стала гораздо прозрачнее и привлекательнее.

Человек может быть уверен в том, что, если он получил квитанцию и у него есть сомнения в правильности подсчётов, он всегда может обратиться в Госжилинспекцию, которая проведёт проверку по расчёту конкретной квитанции в конкретном доме
А. Чибис

Более того, в скором времени за неправильно выставленную квитанцию будет введён 50%-ный штраф в пользу потребителя от этой неправильно выставленной суммы. До конца этого года этот механизм заработает. Сейчас выпускается Постановление правительства, но это принципиальный момент. Ведь где-то допускаются ошибки управляющими компаниями, где-то умышленно они могут быть допущены...

И.И.: Бывает так, что стоят общедомовые счётчики и они на всех раскидывают. Невозможно никак проверить, справедливы расчёты или нет. Это тоже нарушение?

А.Ч.: Правда всегда посередине. Где-то это мифические кубометры, а где-то — кубометры, которые слил наш сосед, в квартире у которого живут четыре человека, а прибор учёта он не ставит. А платить должны мы все. Поэтому, конечно, когда мы получаем квитанции, мы начинаем возмущаться, а на поверку часто оказывается, что у половины не стоит приборов учёта либо какие-то магнитики к ним прикреплены. И в итоге всё сбрасывается на нас.

Путь первый: мы усилим ответственность за неустановку приборов учёта и за вмешательство в его работу, чтобы защитить добросовестных потребителей. Второй: мы уже ограничили эти расходы на общедомовые нужды, которые могут выставляться людям для того, чтобы управляющая компания, а не мы с вами разбирались в ситуации и ловили этого соседа.

И.И.: Но это — общедомовые нужды. То есть они на всех раскидали и довольны.

А.Ч.: Это ограничение мы уже ввели. Чтобы управляющая компания стучала в дверь соседа, у которого живут четыре человека, а прибор учёта не работает, и разбиралась с ним.

И.И.: По поводу тарифов хочу прояснить один момент. Как вы хотите ужесточать борьбу с нарушителями?

А.Ч.: У нас же мир современных технологий. Всё больше развивается онлайн-считывание, это удобно всем: самим людям, управляющей компании, ТСЖ. Это идёт широкими шагами по стране, ЖКХ сегодня становится информационно комфортным. Второй момент: по квартирам тех, кто не ставит счётчики, ходить нельзя каждый день, но если в установленное время ты не пускаешь человека, тебе выставят счёт с повышенным нормативом. А если окажется, что у тебя горит свет, а по воде у тебя ноль, это означает, что с прибором учёта "работают".

И.И.: Странная логика.

А.Ч.: И тогда у управляющей компании появится возможность ставить на прибор учёта антимагнитные пломбы, которые показывают, было ли произведено какое-то вмешательство. Если вмешательство было зафиксировано, то будет назначен соответствующий десятикратный коэффициент к нормативу.

Наша задача — защитить простых добросовестных потребителей от таких наших "замечательных" соседей
А. Чибис

И.И.: Часто приходится слышать, что "у нас воды больше, чем у кого бы то ни было в мире. Почему мы должны экономить?" И второй момент: "Почему мы вообще должны экономить, когда вся Москва горит: реклама, подсветка?" Значит, речь идёт о том, что ставится цель просто как можно больше собрать с этого денег. И следующее: людей уверяли, что поставить счётчик будет дешевле, но тарифы-то всё равно растут. Это такой набор мнений, который прикладывается к истории со счётчиками.

А.Ч.: Насчёт роста тарифов. Мы все знаем, что в последнее время у нас был существенный рост цен на продукты питания. Это почему-то потянуло за собой рост цен на кучу услуг и сервисов. Но что касается ЖКХ, инициатива нашего министерства — ввести долгосрочное ограничение платы граждан за коммунальные услуги: тепло, воду, газ. Сейчас этот платёж существенно сдерживает аппетиты и тех компаний, которые работают, и тех чиновников на местах, которые эти тарифы устанавливают. Мы даже пошли на это где-то в ущерб развитию отрасли. Все эти три года рост плата за коммунальные услуги существенно ниже инфляции. Например, в 2016 году тарифы поднялись лишь с первого июля, и то на 4%. Но у нас инфляция по состоянию на июнь уже была 5%.

Что касается энергоэффективности и экономии. Если мы приняли не ванну, а душ, мы за этот один режим экономии сэкономили 35 рублей. Если бы не было приборов учёта, эта экономия была бы не для нас, а вообще ни для кого. То есть мы, поставив прибор учёта, можем оптимизировать свой платёж. Мы можем сделать его существенно ниже, это в наших руках.

Индустрия комфорта: о том, почему принять ванну в Москве всё ещё дешевле, чем в Берлине

И.И.: Маленькие дети, например, требуют ежедневного приёма ванны. И ставить людей в зависимость перед необходимостью выбора — это несколько странно.

А.Ч.: У меня самого маленький ребёнок, и я прекрасно понимаю все эти вещи. Но мы же очень часто говорим о том, как хорошо в Европе: вода чистая, дороги хорошие. Мы привыкли к тому, что это должно появляться как будто из ниоткуда. Но если брать ту же стоимость воды, в Москве, например, она в пять раз дешевле, чем во всех мировых столицах. Цена воды не зависит от того, сколько получают люди, но ведь воду, как везде, нужно поднять, очистить и подать.

И.И.: А есть цифры, сколько стоит принять ванну по сравнению с тем же Берлином?

А.Ч.: В пять раз дешевле у нас принять ванну, чем в Берлине, в 5,5 раза дешевле, чем в Токио. У нас раньше любая хозяйка чистила картошку под проточной струёй воды. А в Европе люди чистят зубы так: щётку сполоснули, кран выключили и так далее. Мы же так не делаем. На самом деле, с точки зрения комфортности, цена и качество нашего ЖКХ — более приемлемые и требующие от нас минимальных ограничений. Когда наши люди — где-то справедливо — говорят о том, как всё дорого, я могу сказать, что у нас намного дешевле, но это отнюдь не означает, что мы должны лапки свесить и сказать, что всё хорошо. У нас масса проблем по этой части, потому что вся инфраструктура — трубы, насосные станции — построены в середине или конце прошлого века. А они же требуют постоянной модернизации.

И мы нашли оптимальный способ: с одной стороны, ввели ограничения, а с другой стороны, сказали, что, если вы модернизируете, это ваша экономия, поэтому сегодня частный бизнес поверил в отрасль
А. Чибис

Это — единственная отрасль в стране, с которой сталкивается каждый человек каждый день. Понятно, что кому-то что-то не нравится, но на самом деле, если объективно посмотреть на большинство проживающих сегодня в наших городах, практически у всех есть тепло, свет, вода, мусор убирается, лифт работает. Это — набор тех благ, без которых жизнь нормального человека невозможна. И ЖКХ сегодня — это фактически индустрия комфорта. Наша задача — очень последовательно и чётко устранять проблемы, накопленные за последние десятилетия.

И.И.: Приходят разные сообщения. Люди жалуются, что стоимость отопления (не могу соврать) в Подмосковье, в Мытищах такая же, как стоит топить на Крайнем Севере. Лифты из Мурманска… На днях прекраснейшая история пришла. В некоторых лифтах вообще отключают кнопку "2-й этаж", а в некоторых её демонтируют затем, чтобы экономить: на 2-й этаж можно добраться и пешком. А люди платят, квитанции приходят тем, кто живет на втором этаже, и им нужно это оплачивать. Частая история: один лифт работает, второй – не работает, а всё равно платим за оба. С какими-то такими вещами что мы можем сделать сами?

А.Ч.: Любые решения по отключению лифта, по отключению второго этажа могут приниматься только на общем собрании собственников. Кстати, очень часто принимаются решения, где сами собственники второго этажа говорят: "Да мы не ездим на лифте, отключите его!"

И.И.: Кстати, да.

А.Ч.: И это не вставляется тогда в квитанции. Платят за ремонт. Это небольшая сумма, а это не выставляется, если собственники большинством голосов приняли такое решение и освободили жителей вторых этажей от этой истории. Но у нас по лифтам есть очень серьёзные проблемы. И они у нас стоят не потому, что кто-то злой волей пришёл отключить, а потому, что просто в них ездить уже небезопасно. Вы знаете, что срок их службы – это 25 лет. 25 лет – это значит, что в доме, который построен в 90-м году (достаточно свежий), по идее, лифт должна осмотреть специализированная организация и либо пролить срок его службы, либо заменить. Почему мы начали тему капитального ремонта? Да потому, что этот наш лифт в многоквартирных домах, друзья-коллеги, — это наша с вами собственность, местная. И у нас лифтов в стране в многоквартирных домах, без всяких частных учреждений, 450 тысяч штук.

Ничто не вечно: о том, когда и за чей счёт нужно проводить капремонт

И.И.: Почему государство не привело их в порядок перед тем, как отдать недвижимость в собственность людей?

А.Ч.: Если государство в порядок не привело, тогда у тех собственников, где государство в порядок не привело, есть право требовать от государства, от публичных властей приведения в соответствие, и есть такие прецеденты. Но лифт – 25 лет. Кровля в среднем требует капитального ремонта через 15 лет. Приватизация началась в девяностых, в начале девяностых. Если даже в нашем доме приватизирована квартира в 2000-м году или в 98-м, например, то, может быть, в 98-м году кровлю ремонтировать было и не нужно, а с этого момента мы стали собственниками нашей с вами кровли, как и лестницы, как и лифта, как и нашей квартиры. Но в 16-м году по нормативному сроку ремонт требуется. Просто мы с вами очень часто забываем, что времени с момента начала приватизации прошло уже 25 лет! А 25 лет включают в себя очень много межремонтных сроков, когда нужно было сделать эти все ремонты. И действительно, это такая для восточной Европы и для России история с приватизацией – новая обязанность и новая ответственность. Мы, с одной стороны, получили капитал, и для многих российских семей единственный капитал, и очень серьёзный – это недвижимость. Ведь в западных странах эту недвижимость выкупают только в ипотеке к моменту выхода на пенсию.

И.И.: Мы уже тоже к этому пришли.

А.Ч.: Да. Но, тем не менее, у нас 85% сегодняшних собственников получили собственность бесплатно и забыли, что 25 лет-то прошло с этого момента (ну, почти 25 лет) и ремонтировать-то нужно. И когда об этом все вспомнили активно, что у нас кровли текут, лифты останавливаются, канализация перестаёт работать, был у всех вопрос: а что ж теперь делать-то? А что ж делать? Откуда деньги взять? И тут ещё вопрос: мало того что этих денег, манны небесной, нет, это ещё и несправедливо по отношению к тем, кто живёт в частных домах, и в городах, и на селе? Там-то люди построили — либо предки построили, либо сами построили, — но и кровлю ремонтируют, и фасад красят сами, и жители села, которые с учётом многих ограничений…

И.И.: Это частный дом так воспринимается в сознании. А здесь квартира воспринимается как своя, а дом не воспринимается как свой.

А.Ч.: Здорово. А чей же? И эта общая наша проблема очень честно и объективно многие вещи объясняет. Что, вообще-то, уважаемые друзья, мы не только имеем квартиру за железной дверью, у нас и лестница, и инфраструктура, и подвал, и кровля, и лифт – это всё наша общая собственность.

И.И.: Об этом не говорили, когда проводили приватизацию.

А.Ч.: Много о чём не говорили в 90-е годы. Другое дело, что, мне кажется, достаточно тяжело на это ссылаться. Во-первых, у нас у всех есть право, если мы приватизировали, участвовали в приватизации, деприватизировать. Пожалуйста, отдайте эту собственность муниципалитету — и муниципалитет будет платить за капремонт.

И.И.: А вы будете снимать по рыночной стоимости.

А.Ч.: Нет, вы будете снимать по социальному найму.

И.И.: Пока.

А.Ч.: Нет, что значит – пока? Всегда.

И.И.: Речь уже была об этом, чтобы перевести. В Москве об этом говорили, что надо сделать рыночную стоимость.

А.Ч.: Нет, это можно говорить сколько угодно. Но вы тогда не платите за капремонт, но вы не можете эту квартиру продать и не можете эту квартиру оставить своим наследникам. И делайте свой выбор.

И.И.: И налог не платите.

А.Ч.: И налог не платите, да.

И.И.: Который сейчас норовит большим стать. Один такой нюанс: как этот казус видится властям? Человек живёт в многоквартирном доме, в однушке-двушке какое-то время, и он знает, что он через какое-то время эту квартиру продаст и улучшит свои жилищные условия, или просто дом плохой, ему не нравится, место, район, и он переедет в другое место, а ему говорят: люби свой дом и ремонтируй свой дом, потому что он твой. А он не хочет. Он через год уедет, и ему это не надо. В своём частном доме, если ты знаешь, что ты его через год продашь, ты не будешь там ничего особенно латать, менять фундамент и крышу. Ты продашь его и всё. А здесь как с этим быть? Люди же переезжают туда-сюда.

А.Ч.: Есть такая известная шутка: если ты хочешь рассмешить господа Бога, расскажи ему о своих планах. Поэтому если есть обязанность, она есть везде. Так же, как есть обязанность в автомобиле менять тормозные колодки, потому что этот автомобиль может убить третье лицо, ни в чём не повинное. Так же есть такая обязанность в доме.

Если его не ремонтировать, то это не только проблема того, кто в нём живёт, — это, простите, и проблема того, кто мимо него ходит
А. Чибис

 Если не отремонтировать вовремя фасад, то кусок штукатурки кого-то убьёт.

И.И.: То есть собственник несёт бремя содержания?

А.Ч.: Да, собственник несёт бремя содержания. Более того, практика показывает, что в доме после капитального ремонта стоимость квартиры возрастает на 30%. Потому что этот дом – другой. Он и по качеству другой, и по комфорту, и по безопасности. Поэтому помимо обязанности есть ещё и нормальная экономическая мотивация. И та система капитального ремонта, по которой было много шума, сейчас, конечно, система всё лучше и лучше работает. Там есть ещё масса проблем, но она стала прозрачнее. Мы видим по каждому дому, когда этот дом отремонтируется, как он отремонтировался – собственники принимают участие в подписании этого акта. Пятилетняя гарантия на этот капитальный ремонт. Но главное – у людей есть выбор. Хочешь – жди этой очереди, и эти деньги идут в кассу взаимопомощи, за которую отвечает государство. А не хочешь – таких, кстати, становится всё больше и больше – принимайте решение, открывайте свой специальный счёт и сами в то время, когда необходимо, делайте этот капитальный ремонт, но не за пределами того срока, когда этот ремонт надо делать просто по закону.

И.И.: Вопрос – когда же? Ладно. У нас остаётся буквально 2 минуты. Прикладной всё-таки характер, небольшой рецепт от Чибиса: как сэкономить простому собственнику квартиры? На чём, может быть? На что посмотреть, обратить внимание?

А.Ч.: Методы экономии просты: вода и свет. Тепло экономится в целом по дому. Это, кстати, существенная экономия может быть. Вода – я уже сказал. У всех есть счётчики, приборы учёта оптимального потребления. Со светом – то же самое у нас, кстати. Понятно, что затраты на покупку энергосберегающих ламп сначала больше, чем обычные лампы, но они очень сильно позволяют сэкономить.

И.И.: Работают дольше.

А.Ч.: Да, работают дольше. Что касается тепла, то половина квитанции нашей – это тепло. У нас холодная страна. В большинстве регионов это так.

И если мы ставим индивидуальный тепловой пункт в доме, мы через два года его окупаем и начинаем экономить
А. Чибис

И.И.: Это который в автоматическом режиме можно подстраивать?

А.Ч.: Конечно. Регулируется в автоматическом режиме. Мы часто ругаем коммунальщиков: как же так, уже солнце, тепло на улице, а у нас батареи жаркие. Просто в целом по городу или по микрорайону такие резкие колебания – сокращать подачу тепла, увеличивать подачу тепла – это очень опасно, потому что трубы разорвёт. А в целом по дому индивидуальный тепловой пункт с погодным регулированием позволяет решить комфорт и экономить.

И.И.: То есть сейчас у нас батареи включат, когда этот приборчик почувствует, что холодно?

А.Ч.: Да, когда приборчик почувствует, что холодно, но сначала в сети появится тепло, а тепло в сети появится, когда у нас 5 дней будет стоять среднесуточная температура не выше 8 градусов. У нас есть территории, например на Таймыре, где зима никогда не заканчивается и там топится круглогодично.

И.И.: У нас времени не осталось. Спасибо, ждём вас ещё. Андрей Чибис. Вопросов вам тут много, так что приходите.

А.Ч.: Спасибо.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров