Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 сентября 2016, 12:26

Битва за покемонов в эру мезозоя: "Новая волна" как зеркало российского шоу-биза

Прошедший в Сочи музыкальный конкурс в очередной раз обнажил глубокий кризис национальной музыкальной шоу-индустрии.

Николай Басков в образе Покемона. Фото: LIFE

Николай Басков в образе Покемона. Фото: LIFE

Главное музыкальное событие лета — конкурс "Новая волна", переместившийся в прошлом году из "вражеской" Юрмалы на отечественный южный курорт, собрал в этом году, пожалуй, самую обильную критику. "Сколько можно терпеть на экране одни и те же лица?", "Почему состав артистов на фестивале не меняется десятилетиями?" — этими вопросами уже начали задаваться не только продвинутые молодые люди, для которых телевизор скоро станет чем-то из эпохи мезозоя, а основная благодарная аудитория "Новой волны" — телеманы-домохозяйки, запоем смотрящие сериалы и роняющие слезу под песни Стаса Михайлова. Побывав за кулисами фестиваля, Лайф попытался выяснить, почему так происходит и кто в этом виноват.

С каждым годом на плечи главного идейного вдохновителя "Новой волны" — продюсера Игоря Крутого — ложится почти непосильная задача: составляя список артистов, приглашённых на фестиваль, не обидеть никого из дружественной "старой гвардии" российского шоу-биза. Ну как не позвать к себе старых друзей, с которыми съеден не один пуд соли и пройдены огонь, вода и медные трубы — к примеру, сослуживца Игоря Николаева? Как потом смотреть в глаза боевой подруге — Лайме Вайкуле, которая десятилетиями гостеприимно распахивала для "Новой волны" двери своего дома в Юрмале? Как объяснить 68-летнему Валерию Леонтьеву, что время костюмов с бахромой и облегающих легинсов безвозвратно ушло? Как намекнуть бывшей любимой музе — Ирине Аллегровой, что аранжировки её новых творений не выдерживают никакой музыкальной критики, а Любови Успенской — что от песни "К единственному нежному" уже сводит скулы даже завсегдатаев караоке? И что делать потом с обидами? В этой ситуации Крутой давно стал заложником "круговой поруки", принятой в 90-х, когда в России только зарождался шоу-бизнес.

Заработавшие миллионы грандиозными "чёсами" по российской провинции в эпоху кассетных магнитофонов звёзды "шальных 90-х" обеспечили себе старость, накупив роскошных особняков по ту сторону океана и, кажется, навечно погрузились в период стагнации. Мимо них прошло начало двадцать первого века, когда в мировой музыкальной индустрии свершилось с десяток "революций", столько же раз поменялось поколение кумиров и появилось с тысячу новых имён. Все глобальные преобразования и новомодные тенденции благополучно миновали отечественных поп-мэтров. Для них и по сей день значение новых музыкальных веяний не более чем дуновение ветра на побережье в русско-эмигрантском районе Майами — Sunny Isles, где обзавёлся недвижимостью тот самый костяк артистов, ежегодно приглашаемых на "Новую волну".

Что там говорить, ведь "родом с Брайтона" и сам главный режиссёр-постановщик "Волны" — Александр Ревзин. В далекие 90-е Ревзин режиссировал музыкальные программы в "Останкино", где его заметил Крутой и пригласил поработать на "Новой волне". Теперь, как вздыхают в закулисье фестиваля, от режиссуры Ревзина, застрявшей на уровне "Песни года" образца 1994 года, "Новую волну" может избавить лишь чудо. На свою "поляну" режиссёр никого не пустит, покуда сможет ходить, командным голосом указывая, сколько времени репетировать и где стоять на сцене самому Филиппу Киркорову. К слову, Киркорову, которому есть с чем сравнивать (Его последнее шоу "Я" недавно поставил режиссёр с мировым именем — Франко Драгоне. — Прим. ред.) остаётся лишь сдерживать заметно ощутимое раздражение — очевидно, лишь из уважения к Игорю Крутому.

Ругать и винить в чём-то звёзд, раскрутившихся в 90-е, занятие не столько неблагодарное, сколько совершенно бессмысленное. "Есаулы", "казановы", "скрипачи на крыше" и "шальные императрицы" с "королевами ночных витрин" навечно остались в своём времени, в которое иногда, стоит признать, приятно вернуться и включить старую пластинку. Проблема в том, что "старые пластинки", подобно живым мертвецам из фильмов ужасов, своих позиций сдавать не собираются даже сейчас — в 2016-м, когда продюсеры и артисты сбиваются с ног в поисках новых фишек и трендов, способных привлечь меломанов.

В момент, когда за кулисами назревает "битва" между Николаем Басковым и Филиппом Киркоровым, по случайности одновременно решившими сыграть на новомодной мании с покемонами (Басков появился на сцене в костюме пикачу, а Киркоров в эти дни готовит к выпуску тематический клип. — Прим. ред.) мимо них с олимпийским спокойствием шествуют более древние "динозавры". Абсолютно очевидно, что ни Ирину Аллегрову, надрывно кричащую про очередную "запоздалую любовь" в парике, в котором она впервые полюбилась зрителям в далёком 1992-м, ни Игоря Николаева с новым хитом в аранжировке, мало отличающимся от нетленки "Выпьем за любовь" образца 1995 года, покемоны и прочие модные тренды не беспокоят. На "батлы" младших коллег из своего уютного "мезозоя" они смотрят индифферентно и отстранённо. Оттуда вряд ли видно, что на их фоне те же Киркоров и Басков, десятилетия пребывающие на поп-тронах (каждый на своём. — Прим. ред.), кажутся выдающимися музыкальными реформаторами. А Дима Билан, демонстрирующий на сцене номер с голограммой, не уступающий мировому шоу Адель, или Сергей Лазарев с отточенной "евровидийной" хореографией — и вовсе — пришельцами из далёкого космоса.

Неменяющийся состав звёзд, поющих на "Новой волне" из года в год, говорит лишь об одном: "старая гвардия", несмотря на вокальные данные и внешний вид, всё чаще отсылающие нас в тот самый благословленный палеонтологический период, свой кусок хлеба уступать никому не намерена. И пусть уже подводят ноги, не всегда получается успевать открывать рот под фонограмму и едва выходит "держать фасон" перед объективами камер, они всё равно выходят на сцену и из последних сил отчаянно сопротивляются современным музыкальным тенденциям.

Для совсем юного поколения их затяжная песня родом из 90-х давно слилась в утомительную серенаду, под которую можно сладко вздремнуть — что и сделала юная зрительница одного из концертов нынешней "Волны". Неслучайно видеоролик с проспавшим все премьеры хитов мэтров шоу-биза ребёнком мгновенно стал хитом Интернета.

Со стороны кажется, что взирающий на затянувшийся период пожирающего "Новую волну" нафталина Игорь Крутой в последнее время всё чаще предаётся грустным размышлениям. Как вывести из кризиса если не весь российский шоу-бизнес, то хотя бы фестиваль, всё же любимый миллионами телезрителей? Как не отвратить аудиторию от одних и тех же лиц, как интегрировать в традиционный песенный конкурс современные тренды, как избавиться от "умирающих видов" и главное — как при этом никого не обидеть? Ответ на это в абсолютно параллельной шоу-бизнесу — научной — реальности пока, увы, дают лишь исследователи геологии. Как известно, учёные называют причиной конца затянувшейся на миллионы лет эры мезозоя и наступления долгожданного кайнозоя чудовищную земную катастрофу, после которой вымерли все динозавры, однако уцелевшие небольшие виды остались существовать и развиваться в новой эре и новой реальности.

Но стоит ли "динозаврам" российского шоу-бизнеса, десятилетиями стойко обороняющим свои владения, дожидаться катастрофы?

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar