Тренироваться и ещё раз тренироваться
О том, как современные технологии удешевляют и ускоряют обучение боевых пилотов и операторов военной техники, рассказал Лайфу советник первого заместителя гендиректора АО "КРЭТ" В.Г. Михеев.
Фото: © L!FE.
Концерн "Радиоэлектронные технологии" (АО "КРЭТ") представил на форуме "Армия-2016" сразу несколько динамических тренажёров, имитирующих управление самолётом и вертолётом: на макете кабины вертолёта была показана реальная работа пилотажно-навигационного комплекса, который решает задачи пилотирования и навигации вертолёта, предоставления экипажу информации и ведения радиосвязи, а на макете учебного самолёта можно было опробовать работу нового унифицированного комплекса бортового оборудования в части управления, навигации и связи.
Лайф поинтересовался у советника первого заместителя гендиректора АО "КРЭТ" Владимира Геннадьевича Михеева, какие проблемы помогают решить компьютерные системы и динамические тренажёры.
Л.: В чём преимущество компьютерных систем обучения? Разве не самый лучший вариант "испытать в бою"?
В.М.: В идеале нужно вообще не начинать боевых действий, а вывести оборудование противника из строя ещё до того, как его средства поражения начнут действовать. К примеру, на тренировках с подразделениями радиоэлектронной борьбы (РЭБ) отрабатываются все возможные сценарии, испытывать которые "в бою" крайне не желательно.
Л.: А что касается пилотирования летательных аппаратов?
В.М.: Прежде всего, это безопасно. Все внештатные ситуации отрабатываются в учебном классе, и на начальном этапе обучения последствия ошибок несопоставимы с ошибками при "живых полётах".
Во-вторых, это позволяет экономить огромные средства. Ведь на тренажёре можно проделывать одни и те же упражнения множество раз до тех пор, пока не получится добиться автоматизма. Ведь у пилота нет времени, чтобы задумываться, все движения отработаны до такой степени, что превращаются в привычку. Делать это на тренажёре гораздо дешевле. Взять те же расходы на топливо, например. При этом никакой разницы между элементами управления, прилагаемыми усилиями и ощущениями при работе на тренажёре и реальном летательном аппарате нет. То есть после упражнений на тренажёре пилот совершенно "безболезненно" переходит к реальным полётам.
Другой аспект открывается при испытаниях новых летательных аппаратов. Совсем необязательно поднимать в воздух новый аппарат и учиться на ходу, так как в случае неудачной посадки последствия будут непоправимыми. Все органы управления можно дублировать на тренажёре, просчитав таким образом все особенности аппарата и заранее исключив ошибки, а это позволит сэкономить многие годы труда и средства, вложенные в разработку и создание опытного образца.
Ну и естественно, ещё одним преимуществом могу назвать лёгкость настройки под пользователя и возможность последующего изменения сложности заданий. Ведь на компьютерных системах можно заводить любые условия обстановки, повторять их и комбинировать бесконечное количество раз, добиваясь автоматизма действий. "Разбор полётов" также становится проще, ведь на компьютерах есть возможность получать детализированный отчёт и различные виды статистики.
Л.: В частных авиашколах такие тренажёры есть?
В.М.: За все авиашколы ответить не могу, но считаю, что все обязаны иметь такое оборудование.
Л.: Думаю, как и любого разработчика, вас волнует проблема незаконного копирования. Приходилось ли слышать о подобном и что вы об этом думаете?
В.М.: Ну, скажем так. Идеально точно скопировать не удастся. Мы в этом уверены. А если кто-то и решит создать что-то подобное, то, скорее всего, он сделает что-то новое, привнесёт свои идеи и виденье. А это, на мой взгляд, может иметь только положительные последствия, поскольку пойдёт во благо общему делу. Конкуренция важна.
Л.: А как вы оцениваете потенциал использования подобных средств?
В.М.: Если говорить о динамических тренажёрах, то это и летательные аппараты всех типов, и наземный транспорт. Ограничений нет.
Л.: То есть в теории вы можете и для автошкол такие комплексы создавать? Например, с различными вариантами КПП, для людей с ограниченными возможностями.
В.М.: Такой тренажёр было бы проще всего сделать. При создании можно закладывать практически любые особенности транспортного средства. И человеку было бы проще пересаживаться на реальный автомобиль, он бы себя увереннее чувствовал.
Л.: От чего зависит сложность создания системы в каждом конкретном случае?
В.М.: Только от требований заказчика и его возможностей.