Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
13 сентября 2016, 04:00

Иркутские физики научились определять износ двигателя самолётов по капле масла

Сейчас в этой области используется оборудование, которое было разработано около четверти века назад, а его точность оставляет желать лучшего.

Иркутские учёные предложили авиации быстрый способ диагностики самолётных двигателей. Специалисты из НИИ прикладной физики готовят к отправке на пермский "Авиадвигатель" прибор, позволяющий за 20 минут узнать состояние агрегата всего лишь по двум миллилитрам слитого масла. По их словам, эта разработка на 5—7 лет опережает все научные исследования мира в этой области.

— Те традиционные методы диагностирования маслосистем, которые использовались, обеспечивали достоверность диагностики порядка 5%. Мы эту достоверность сумели поднять до 90%. Причём с точностью до узла: мы не только говорим, что есть дефект в двигателе, но и какой узел подвержен износу, и в некоторых случаях делали прогноз остаточного ресурса, то есть — сколько ещё можно эксплуатировать двигатель с возникшим дефектом, — рассказывает ведущий научный сотрудник НИИ прикладной физики доцент Виктор Дроков.

В лаборатории института готовят к отправке два синтилляционных анализатора масла — именно так называется эта установка. Одну заказал пермский "Авиадвигатель" — разработчик двигателя для нового самолёта МС-21, ещё один уйдёт в рыбинское НПО "Сатурн", где создали двигатель для Sukhoi Superjet 100. Там установки будут анализировать состояние новых двигателей после испытаний и проводить ТО агрегатов уже летающей техники.

Технология позволяет не снимать авиадвигатель с самолёта для проведения полного ТО каждый раз, когда в кабине пилотов загорается табло "Стружка в масле", или просто, когда агрегат "отрабатывает ресурс" по налётанным часам. Физики уже подсчитали, что даже одно такое недопущение ошибочного или необоснованного съёма двигателя экономит порядка 20 миллионов рублей.

Корреспонденты Лайфа решили сами испытать возможности установки и попросили проверить по маслу техническое состояние двигателя далеко не новой машины. Несмотря на то что автомобиль и самолёт вещи разные, результаты убедили владельца иномарки в том, что её пора менять.

— Можно сказать, что идёт повышенный износ по кольцам. Очень много частиц железа, хрома, никеля — это признак нехороший, то есть уже начинают вываливаться отдельные куски металла. Это всё свидетельствует о повышенном износе вкладышей, о повышенном износе колец и цилиндров поршневой группы, — говорит Дроков.

Кстати, у разработчиков уже есть задел в создании технологий для диагностики наземного транспорта, оборудования атомной промышленности, дизельных двигателей железнодорожных локомотивов, корабельных двигателей и оценке геологических месторождений.

Стоимость установки — 9 миллионов рублей, разрабатываемая для неё технология обойдётся заказчику ещё в 4 миллиона. Но окупить все эти затраты почти вдвое способна уже первая диагностика только одного авиационного двигателя.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar