Здесь (были) львы: краткая история браконьерства
Недавно учёные подсчитали, что из-за браконьеров численность африканских слонов сократилась за последние шесть лет на треть. И если такой темп уничтожения сохранится, уже наши дети смогут увидеть слонов только на картинках. Обратившись к истории, можно отметить, что это далеко не единственный случай, когда браконьерская добыча животных сводила на нет усилия государства и защитников природы по сохранению исчезающих видов. Когда возникло браконьерство и почему оно сохраняется даже в современном мире несмотря на все предпринимаемые против него меры?
Понятие браконьерства возникло значительно раньше, чем любые идеи об охране природы и сохранении биоразнообразия. Однако имело оно совсем другое значение, чем сейчас. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона можно прочитать, что браконьерство — это "самовольная охота на чужих землях". Направленные против браконьеров законы были призваны защищать не животных от истребления, а имущественные права владельца лесных угодий. Уже в Средневековье широко распространилась мысль о том, что дикие звери могут рассматриваться как собственность. Тогда охота была частым занятием знати, а, следовательно, запасы дичи в лесах стали восприниматься как ресурс. Во многих странах Европы обширные леса были объявлены "королевскими", и самовольная охота там запрещалась.
Зеленщики короля
Удобнее всего познакомиться со средневековыми обычаями относительно охоты и браконьерства на примере Англии, где королевские леса занимали огромные территории. Началось всё с Вильгельма Завоевателя. Его любовь к охоте выходила далеко за рамки, обычные для короля XI века. Покорив Англию, он был в восторге от богатых дичью местных лесов, поэтому большую их часть тут же объявил королевской собственностью. Более того, в Хэмпшире Вильгельм приказал изгнать жителей нескольких деревень, чтобы устроить на этом месте Новый лес специально для охоты (сейчас там национальный парк Нью-Форест площадью более 500 квадратных километров, и большая часть его земель принадлежит королевской семье).
Вильгельм же ввёл суровые наказания для тех, кто осмелится охотиться в королевских лесах.
Последующие английские короли разделяли с Вильгельмом и любовь к охоте, и стремление отхватить себе как можно больше лесных угодий, а также обыкновение сурово карать нарушителей. "Королевские леса" включали в себя не только леса в собственном смысле слова, но и обширные вересковые пустоши, луга и болота, тоже предназначенные для охоты высших властителей. Тогда же на королевской службе появились и особые люди, ведавшие охраной лесов и борьбой с браконьерами. Их называли англо-нормандским словом verdeurs, буквально означающим "зеленщики". Подобная должность сохранилась и по сей день, сейчас словом verderers именуются работники английской егерской службы.
Законы леса
Когда в 1215 году бароны заставили Иоанна Безземельного подписать Великую хартию вольностей, сразу несколько её статей были посвящены тому, чтобы хоть как-то ограничить аппетиты короля в отношении лесов. Например, статья 47-я гласила: "Все леса, которые стали заповедными королевскими лесами при нас, немедленно же должны перестать быть ими; так же надлежит поступать и с реками, которые были объявлены нами заповедными".
Законы о лесах периодически обновлялись, чаще всего в сторону ужесточения. Раньше других охраняемыми животными были объявлены благородный олень, кабан, заяц и волк. Что, впрочем, не помешало полному исчезновению в лесах Англии диких кабанов к XIII веку, а волков — к концу XVII-го. Защита также распространялась на лань, косулю, лисицу, куницу, фазанов и куропаток.
Впрочем, порой короли позволяли знати охотиться в своих лесах в виде особой милости или же за плату. Простолюдинам же запрещалось даже появляться в лесу с оружием и приводить туда собак. А у мастиффов, принадлежащих лесной охране, когти на передних лапах спиливали, чтобы собаки не могли навредить королевским зверям. Правда, оленя, который вышел за пределы леса, местным жителям дозволялось даже убить, но только если он вредил посевам.
Под эгидой Ямато
Если мы перенесёмся на противоположную сторону Евразии, то встретим другую причину для введения запрета на убийство животных — религиозную. Буддизм осуждает убийство живых существ, но, как правило, не требует от мирян полного отказа от использования в пищу животных. Однако набожный сёгун Токугава Цунаёси, правивший Японией в 1680—1709 годах, попытался своей властью значительно усилить эти запреты.
Сын сёгуна умер в возрасте четырёх лет, а других детей у него не рождалось. Буддийский монах сказал Цунаёси, что причина этого в том, что в прошлых жизнях сёгун убивал много животных. Поэтому теперь он должен их защищать, а особенно почитать собак, так как рождён в год Собаки. И в 1687 году Цунаёси издал знаменитый указ о запрете лишения жизни живых существ, в частности собак, лошадей, коров, кур. Под защиту попали даже черепахи и рыбы, поэтому владельцев золотых рыбок обязали сообщить, сколько рыб у них имеется, чтобы они не съели втихаря рыбку-другую. Несмотря на строгие меры полностью добиться соблюдения закона так и не удалось. Даже в многочисленных собачьих приютах, устроенных по воле сёгуна, собак приходилось кормить мясом и рыбой. Сначала их попытались держать на овощной диете, но собаки есть овощи отказались.
Окончательное решение львиного вопроса
Тем не менее никакие запреты, основанные на идее частной собственности на дичь, не могли предотвратить уничтожение целых видов животных вследствие охоты. Львы, тысячелетиями водившиеся на юге Европы, были уничтожены уже к концу I века нашей эры. Оратор и писатель Дион Хризостом, умерший около 120 года, упоминает об их исчезновении. Мощные дикие быки —туры, об охоте на которых пишет в "Поучении" Владимир Мономах, стали редкими к XVI веку, а последний из них умер в 1627 году в Польше.
Возможно, рекорд по скорости истребления принадлежит стеллеровой корове, которая была открыта экспедицией Беринга в 1741 году, а уже к 1768 году практически исчезла. Мехопромышленники, зимовавшие на Командорских островах, добывали морских коров ради мяса, благо эти животные совершенно не боялись людей и были слишком неуклюжи, чтобы быстро скрыться. Мясом одной стеллеровой коровы целый месяц могли питаться более тридцати человек.
Кстати, на Командорских островах Стеллер открыл ещё и птицу — стеллерова баклана (Phalacrocorax perspicillatus). Но и баклан был уничтожен охотниками и собирателями яиц. Он продержался лишь немногим дольше коровы: последняя птица была убита в 1852 году. Имя знаменитого учёного стало настоящим проклятием для открытых им видов.
Молчание телят, или Охота как политика
Охота могла вестись не только ради добычи мяса или в качестве развлечения. В XIX веке в США она была инструментом давления на индейские народы. Бизоны служили важным источником пищи для индейцев Великих равнин, поэтому, чтобы вынудить индейцев переселиться в резервации, власти США активно поощряли охоту на бизонов.
Уже с 1870-х годов многие требовали введения ограничений на отстрел бизонов, видя, что их численность катастрофически падает. К этому призывал даже прославленный охотник Уильям Кодди (Буффало Билл), который ещё десятилетие назад, снабжая мясом строителей Трансконтинентальной железной дороги, убил за 18 месяцев 4280 бизонов. Но президент Грант в 1874 году наложил вето на законопроект, защищавший бизонов, так как видел в их уничтожении средство держать под контролем индейцев.
Шеридан даже предложил учредить особую медаль за отстрел бизонов. Если к началу XVIII века в Северной Америке обитало свыше 600 миллионов бизонов, то к 1889 году их осталось всего 835 — именно с этого небольшого числа началось их возрождение.
Бремя смуглого человека
Не следует считать, что уничтожение диких животных — исключительно дело рук европейцев. Гигантские нелетающие птицы эпиорнисы вымерли на Мадагаскаре задолго до прибытия туда не только европейских, но и даже арабских мореплавателей. Точная дата их исчезновения неясна. Самые поздние остатки костей эпиорнисов с признаками разделки мяса датируются радиоуглеродным методом примерно 120 годом, а скорлупа яиц — приблизительно 1000 годом. Ряд исследователей предполагает, что охота и сбор яиц были единственной причиной исчезновения эпиорнисов, но есть также гипотеза, что эти птицы оказались неустойчивы к болезням кур и цесарок, завезённых людьми на Мадагаскар.
Есть немало археологических свидетельств, что мясо и особенно яйца эпиорнисов служили важным источником пищи для жителей Мадагаскара, а предания о гигантских птицах сохранялись у них в течение веков. Аналогичная история произошла с новозеландскими моа, которые были истреблены людьми к началу XVI века.
Спасение в неволе
Некоторые виды удалось вернуть практически уже из-за черты исчезновения — благодаря животным, сохранившимся в неволе.
На Кавказе последние дикие зубры были убиты браконьерами в 1927 году. Поэтому все нынешние представители этого вида происходят всего от двенадцати животных, живших в начале XX века в зоопарках и частных зверинцах.
Лишь в XX веке появляется достаточно сильное движение за спасение исчезающих животных, возникают заповедники, предназначенные не для охраны частных охотничьих угодий, а для сохранения животных и растений. Появляются соответствующие нововведения в законах. Теперь браконьерство определяется как нарушение правил, регламентирующих время, место, способ охоты и виды животных, на которых разрешено охотиться. Почему же до сих пор есть виды, которые из-за браконьерства могут полностью исчезнуть?
Причины этого чисто экономические. Пока чёрный рынок способен обеспечивать спрос и высокий доход, браконьеры будут убивать слонов ради бивней, а носорогов — из-за рогов, считающихся чудодейственным средством в традиционной китайской медицине. Её рецепты, надо признать, поставили под угрозу существования множество животных. Из-за них по объёму нелегальной торговли со слоновьими бивнями успешно конкурируют панголины — забавные небольшие млекопитающие, покрытые чешуёй. Их чешуйки считаются в Китае средством от ста болезней.