Регион

Уведомления отключены

16 сентября 2016, 17:57

На финишной прямой: победители и "лузеры" думской кампании

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков, © Flickr/Yang Tang

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков, © Flickr/Yang Tang

Завершающаяся избирательная кампания по выборам депутатов Государственной думы многими экспертами и наблюдателями рассматривалась в контексте смены модели коммуникаций партий с обществом. Нынешняя кампания, по жалобам политологов, была скучной, малоинформативной и отражающей ключевые тренды последних лет — кризис, спад и уход в прошлое политтехнологических моделей ведения предвыборных кампаний. Как показали все социологические замеры, а также анализ медиасреды, успех сопутствует той партии, что смогла эффективно выстроить реальную полевую работу.

За два дня до выборов можно говорить о том, что первое место с уверенностью удерживает "Единая Россия", которой по последним опросам ВЦИОМа свои голоса доверят 41,1% россиян. Единороссы в рамках этой кампании столкнулись с целым рядом вызовов, причём большая их часть была связана с системными проблемами внутри партии и с необходимостью объясняться с избирателем фактически за всю социально-политическую повестку, происходящую в стране, нежели с происками конкурентов. Вообще, проведение активной избирательной кампании правящей партии в конкурентной политической среде, когда в экономике творятся далеко не позитивные вещи, — задача нетривиальная.

Простой рассказ о том, что Дума, правительство, губернаторы, мэры и прочие власти всех уровней делают всё возможное для роста благосостояния людей, очевидно, не давал бы электорального эффекта. И потому единороссы приняли единственную верную стратегию — условно пойти во дворы и там, оперируя понятными для людей категориями, на конкретных примерах показывать, что сделано. Партия смогла донести до избирателя, что детские площадки, отремонтированные дороги, введённые в строй новые школы и детские сады, улучшаемая постепенно социальная инфраструктура важнее и весомее, чем дешёвый популизм и огульная критика конкурентов из рядов оппозиции.

Вместе с тем нельзя не отметить и дальновидность ответственных за ведение избирательной кампании единороссов технологов — понимая объективную тенденцию к снижению рейтинга, они смогли стабилизировать своё положение путём "сшивки" партии и образа президента Владимира Путина, который на завершающем этапе кампании чётко артикулировал тот факт, что именно "Единая Россия" является ключевой опорой президента при решении законодательных задач и в обеспечении стабильности политической системы по всей вертикали, начиная от федерального парламента и заканчивая поселковым советом.

Следует отметить, что рейтинг правящей партии, практически вполовину меньший, чем рейтинг президента не должен смущать, так как в ходе избирательной кампании, за исключением откровенно маргинальных партий, все политические силы тем или иным способом старались "прислониться" к главе государства — таким образом беспрецедентный рейтинг доверия к главе государства как бы распределялся между многими партиями. Однако только единороссы смогли конвертировать его в политические очки.

Между тем открытием, если можно так выразиться, этого электорального цикла стала ЛДПР, которую некоторые наблюдатели ещё совсем недавно списывали в утиль, называя вождистской партией популистского толка, держащейся исключительно на личности Владимира Жириновского. Однако либерал-демократы провели, по сравнению с другими партиями, яркую и запоминающуюся кампанию, смогли мобилизовать своего избирателя. ЛДПР грамотно выстроила свою избирательную стратегию, апеллируя к патриотизму и национальной идентичности, при этом не скатываясь к откровенному национализму и ксенофобии. Последние предвыборные социологические замеры предсказывали партии Владимира Жириновского 12—13% и фактически второе место после "Единой России".

Именно этот результат ЛДПР потенциально может стать главной интригой завершающейся избирательной кампании. Партия смогла собрать голоса протестно настроенных граждан, скептически относящихся к "Единой России" (в первую очередь к ряду её непопулярных региональных функционеров), но при этом поддерживающих курс президента Владимира Путина во внутренней и внешней политике. Таким образом, ЛДПР становится фактически "партией второго выбора" — роль, которую в своё время пыталась сыграть "Справедливая Россия".

Ну а главным проигравшим этой кампании, в разрезе парламентских партий, стала конечно же КПРФ. По мнению экспертов, коммунисты откровенно сдали в соцсетях, даже по сравнению с кампанией 2011 года, провели кампанию скучно и неэмоционально. Ставка на образы Сталина и Ленина, отсутствие ярких законодательных и программных инициатив, стандартная риторика про "антинародное правительство", не менявшаяся с 90-х годов — всё это признаки политического застоя. Выступления Геннадия Зюганова на дебатах также не отличались оригинальностью и новизной.

У коммунистов имеется ряд более менее узнаваемых одномандатников в регионах, причём во многих округах кандидатуры единороссов были специально сняты для того, чтобы в Госдуму были избраны опытные и профессиональные депутаты от оппозиционных фракций и от КПРФ в том числе. По данным последнего опроса ВЦИОМа, КПРФ набирает в районе 7,4% и отходит на третье место вслед за ЛДПР. Вместе с тем политические аналитики говорят о том, что традиционный коммунистический электорат более отмобилизован и дисциплинирован, и вполне возможно, что КПРФ ещё поборется с либерал-демократами за второе место.

Если КПРФ борется с ЛДПР за почётное второе место по итогам думской кампании, то "Справедливая Россия" на наших глазах терпит очевидное политическое поражение, постепенно отходя в разряд партий второго плана. Ставка справороссами в этом избирательном цикле была сделана на представителей крупного бизнеса, которые идут в её списках по региональным группам и одномандатным округам. Можно привести такие одиозные фамилии как Олег Михеев, Олег Пахолков, Анатолий Аксаков, которые являются крупными бизнесменами с довольно сомнительным прошлым и скандальной репутацией. Естественно, что политическая психология бизнеса, идущего во власть, весьма отличается от собственно политического взгляда на развитие общества и работу с избирателем.

Бизнесмены, баллотирующиеся по спискам справороссов, относились к избирательной кампании как к обычному бизнес-процессу, с минимизацией издержек и максимизацией прибыли, не понимали и не желали встречаться с избирателями, вникать в их нужды и проблемы. Да и для самого Сергея Миронова эта избирательная кампания стала своего рода "лебединой песней" — наблюдатели указывают на откровенное падение интереса лидера партии к текущей политической повестке и переключение его на семейные и личные дела.

Из непарламентских партий довольно неплохо выступает "Родина", которая за счёт привлечения ярких и порой эпатажных персонажей, типа известного мастера боевых искусств Сергея Бадюка, активистки Марии Катасоновой, военного эксперта Игоря Коротченко, смогли удачно сыграть на консервативно-патриотическом фланге электорального поля, вплотную приблизившись к порогу в 3%, что даёт возможность партии рассчитывать на получение государственного финансирования.

Удивительно, но на эти же 3% рассчитывают "пенсионеры" из РППС — несмотря на то, что партию сотрясали предвыборные скандалы, многие одиозные одномандатники были сняты с выборов, а вся партийная верхушка во главе с Евгением Артюхом была отстранена от руководства партии её чрезвычайным съездом. Как отмечают наблюдатели, дело, скорее всего, связано с относительно успешным выступлением партийцев на дебатах, а также с силой бренда и наличием широкой потенциальной социальной базы в виде пенсионеров и социально незащищённых категорий граждан, к которым и апеллирует РППС.

Если же говорить о маргинальной несистемной оппозиции, единственной "надеждой и опорой" в списке зарегистрированных партий стал ПарНаС, а кампания партией Михаила Касьянова была проведена настолько неэффективно и политически непрофессионально, что несистемные либералы даже не оставили себе пропагандистскую "вилку возможностей" для обвинений власти в использовании административного ресурса. Да и какие обвинения могли бы быть, при том, что, к примеру, ту же Марию Баронову, выдвигавшуюся при открытой поддержке Михаила Ходорковского в Центральном округе Москвы, после проверки подписей спокойно зарегистрировали кандидатом, что вызвало в среде оппозиции жуткий скандал. Баронову призывали сняться в пользу откровенного русофоба, экс-профессора МГИМО Андрея Зубова, которого она по всем опросам опережала.

Накануне выборов Алексей Навальный также предлагал какие-то мутные схемы со взаимным снятием кандидатов по разным округам и в этой схеме явно просматривалось желание продвинуть своих сторонников, причём неважно баллотировались они по спискам "Яблока" или ПарНаС. Выдвижение ярого националиста и сторонника насильственной смены власти Вячеслава Мальцева вторым номером по федеральному списку либеральной казалось бы ПарНаС также вызвало раскол в оппозиционном движении и поставило либеральный электорат перед мучительной дилеммой поддержки партии с харизматичным националистом в качестве одного из лидеров списка. Ставка на навязчивую рекламу партии с соцсетях и на видеоплатформах также не оправдала себя, вызывая по оценкам политологов только раздражение и непонимание потенциального избирателя.

В целом можно констатировать, что внутриполитическому блоку Кремля удалось выдержать курс на открытость и легитимность походящей к концу избирательной кампании, и создать условия для конкурентной борьбы не только партий, но и одномандатников в округах. Выборы были с медийной точки зрения такими "скучными" в первую очередь потому, что политическая борьба ушла от эпатажа и концентрации на столичных регионах, непосредственно в субъекты, на местный и локальный уровень. В эту кампанию не носили коробки из-под ксерокса и не устраивали "карусели", не мобилизовывали своих сторонников на бессмысленные антиправительственные марши в Москве, не устраивали войны компромата — время этих технологий ушло. Пришло время адресной, конкретной работы с избирателем, пришло время кампаний, ведущихся по принципу "от двери к двери". И тот кандидат и та партия, что не сможет вписаться в этот тренд, окончательно сойдут с российской политической арены.

Ну и конечно же есть единственный способ изменить свою жизнь и жизнь своего муниципалитета, города, села, региона и страны в целом — это прийти на выборы и проголосовать за наиболее близкую по духу и программе партию и кандидата-одномандатника. И уже 19 сентября у политологов и простых граждан появится возможность проверить свои прогнозы, а страна получит новый парламент, который будет определять судьбы развития страны на ближайшие 5 лет.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров