Гришковец — о новом спектакле, выборах и планах на полгода уйти со сцены
18 сентября в московском театре "Школа современной пьесы" состоялась премьера спектакля-импровизации "Пока наливается пиво" с Евгением Гришковцом. Лайф узнал у писателя, почему он решил выйти за рамки моноспектакля, что готовится поставить в театре и написать на бумаге и ходил ли он на выборы.

Фото предоставлено пресс-службой московского театра "Школа современной пьесы"
В "Пока наливается пиво" сцена превращается на весь вечер в бар, где хозяин (Евгений Гришковец), учит молодого бармена (Евгений Емельянов) жизни и поведению с посетителями, завсегдатай (Владимир Качан), завязавший пить, тянет "Кровавую Мэри" без водки и пристаёт ко вновь прибывшим с политическими вопросами, а на рояле играет, на секундочку, Левон Аганезов. Для Гришковца подобный театральный опыт уникален.
— После многих лет игры моноспектаклей вы участвуете в драматическом спектакле с актёрами. Как это случилось?
— Всё очень просто: меня на это уговорил Иосиф Леонидович Райхельгауз. Была идея спектакля, очередного импровизационного, но я никак не думал, что сам буду в этом участвовать. А Райхельгауз настоял, что без меня этот спектакль невозможен. Хотя я в этом поначалу сомневался. Для меня это очень трудный опыт, я не привык к такому. Мало того, я в качестве актёра театра впервые работал с режиссёром.
— И всё-таки идея была и ваша, ведь опыт работы барменом, насколько я знаю, у вас есть и немалый?
— Я сказал, что мне очень нравится название "Пока наливается пиво", а дальше его нужно было просто наполнить какими-то историями.
— Насколько спектакль действительно импровизационный? У вас реплики были заготовлены?
— У меня да. Я по-другому не умею. Я продумывал свои отчасти написанные монологи. Это театр, и его актёры имеют большой импровизационный опыт. А я привык быть на сцене один, и я могу, конечно, много чего чудить, но для этого мне нужна очень точная структура. Так что для меня импровизация — не то же, что для них. Это они мастера, а мне нужно очень сильно готовиться.
— Импровизируя сегодня на сцене, герой Владимира Качана — завсегдатай бара — подходил ко всем посетителям и спрашивал, ходили ли они на выборы. Не спросил, кажется, только у вас. Так вы ходили на выборы?
— К сожалению, нет. Забыл взять открепительный талон — я ведь живу в Калининграде. Если бы смог, пошёл бы проголосовал. Мне нравится высказывание Черчилля: "Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не приходят на голосование".
— Чем ещё готовитесь порадовать театрального зрителя?
— Готовлюсь к скорой постановке в МХТ им. Чехова, в начале 2017 года. Впервые за долгое время вернусь туда как режиссёр, буду ставить собственную пьесу "Весы".
— А читателя?
— Сейчас пишу большой роман, над которым буду долго работать. Это будет большой-большой роман. Хочу написать толстенную книгу. "Театр отчаяния. Отчаянный театр" — её название. Это история призвания, где главный герой романа не понимает сути своего призвания, но при этом движется по намеченному пути.
— Он будет автобиографическим?
— Да, но только это роман, а не биография. Там будет много домыслов, не очень документальных воспоминаний. Это будет смесь документа и не то чтобы фикшена, но домысла.
— Почему решили вернуться к крупной форме?
— Очень хочу. Хочу взять перерыв в полгода или год с гастролями, как минимум полгода не играть в спектаклях и писать книгу, потому что писательская работа — это самое счастливое, что только может быть. До июня 2017 года у меня всё расписано, а потом до Нового года буду заниматься только этим.