Термины современного искусства перевели на язык глухих
Фото: © L!FE/Александр Мельников
Первый видеословарь современного искусства для русского жестового языка, состоящий из 36 основных терминов, представил Музей современного искусства "Гараж".
Авангард, перформанс, инсталляция, стрит-арт, дадаизм — раньше все эти понятия глухим нужно было дактилировать — раскладывать по буквам — и объяснять значение. Многие глухие люди вообще не знали о существовании этих понятий, поскольку специалистов по искусству, которые владеют жестовым языком, в нашей стране единицы, а всем этим терминам ведь должно даваться квалифицированное объяснение.
Вообще в России постоянные экскурсии для глухих посетителей проводят только в трёх музеях — "Гараже", Музее современного искусства (ММОМА) и Музее русского импрессионизма. Сотрудники последних двух проходили практику как раз в "Гараже". Третьяковская галерея имеет видеогид с субтитрами, но, как рассказывают глухие люди, им больше бы хотелось видеть на экскурсиях живых специалистов.
К разработке словаря современного искусства музейщики привлекли пять экспертов — глухих людей, связанных с журналистикой, культурой и общественной жизнью, которые уже знали о существовании этих терминов и провели работу по созданию жестов, которые их объясняют.
— Мы подбирали жесты, связанные со смыслом и значением каждого слова. Авангард — передовое движение, поэтому жест мы связали с движением большого пальца вперёд, — рассказала Лайфу участник проекта, фотограф и журналист Татьяна Бирс. — Я согласилась принять в этом участие, потому что всё время читать дактиль — неудобно. Мы проделали огромную работу. Но мы довольны тем, что получилось.
Кроме Бирс в разработке словаря приняли участие актриса Антонина Пичугина, журналист Александр Сидельников, учёный и переводчик языка глухих Аркадий Белозовский и художник Александр Мартьянов.
В ближайшие дни словарь будет доступен на канале "Гаража" на сайте YouTube.
Менеджер инклюзивных программ "Гаража" Влад Колесников рассказал Лайфу, что русский жестовый язык имеет острую нужду в развитии в сторону искусства, ведь даже базовых понятий в нём недостаточно:
— Глухие не увлекаются искусством в первую очередь потому, что информация об искусстве им недоступна. Жестовый язык в этой сфере не пополняется. Вот мы объяснили слово "авангард", и оно придёт в мир глухих. А вот слова "импрессионизм", например, в словаре до сих пор нет.