Футуризм, плесень, Брексит и другие манифесты архитекторов
На прошлой неделе сообщество британских архитекторов и дизайнеров обнародовало Breхit Design Manifesto — послание правительству с целью получить поддержку креативных индустрий после выхода Великобритании из Евросоюза. Сегодня Лайф #Дом вспоминает политически мотивированные манифесты архитектурных сообществ разных лет и то, как они повлияли на архитектуру своего времени.
Так начинается эссе "Это архитектура!?" Евгения Жилинского, главного архитектора Иерусалимского института урбанизма, где он разносит архитекторов начала XX века, говоря, что "великие архитекторы манифестировали одно, а делали при этом другое". Попутно Жилинский призывает бороться с авторитетами и недоумевает, как столь прогрессивные идеи могли породить убожество современных городов, застроенных одинаковыми домами-коробками.
Что-что, а писать манифесты в начале XX века любили. Первым значимым документом наступившей эпохи стал манифест, посвящённый архитектуре футуризма.
Манифест футуристической архитектуры
Этот манифест увидел свет в 1914 году в Милане. В нём архитектор Антонио Сэнт-Элиа призывает отказаться от художественного образования и бросить художественные университеты, где только учат копировать образцы классического искусства вместо того, чтобы придумывать и строить дома в духе своего времени. Сэнт-Элиа считал, что каждое поколение должно построить свой город, и мечтал уравновесить человека с окружающим пространством динамичных городов. Здесь же впервые появляется и образ города-машины, затем получивший развитие у Ле Корбюзье.
Следующим манифестом архитекторов, где звучали похожие идеи, стало произведение Вальтера Гропиуса, написанное спустя четыре года после постулата Сэнт-Элиа.
Манифест Баухауза 1919 года
Этот манифест был написан тем самым любителем ресторанов Вальтером Гропиусом, основателем школы "Баухауз". В лучших традициях своего времени Гропиус предлагать отвергнуть любые декоративные элементы в архитектуре, отказаться от классического художественного образования и начать видеть в художнике высшую ступень ремесленника.
Стирание границы между искусством и ремеслом для Гропиуса означало в первую очередь ликвидацию классовых различий. "Высокое искусство" должно остаться в прошлом как буржуазный пережиток, а в будущее стоило взять только чётко спроектированные здания без всякого "пошлого барокко" и всеобщее равенство.
1922 год. Манифест конструктивизма
Не отставали от мирового прогресса и в СССР. Манифест "Конструктивизм" появился в 1922 году и принадлежал руке советского художника и искусствоведа Алексея Гана. Сам текст начинается со слов: "Мы объявляем непримиримую войну искусству!".
Отдельно стоит сказать, что Ган — единственный из всех представителей авангарда, кто дал имя огромному архитектурному направлению и при этом сам не был архитектором. Его больше интересовала полиграфия и кинематограф. В том числе он издавал первый в СССР журнал об авангардном кино — "Кино-фот".
Манифест архитектурного рационализма, 1926 год
Ещё одна причина, из-за которой архитекторы жаждали строгости и порядка хотя бы на территории искусства, — царившие в Европе после Первой мировой войны хаос и разруха. В числе первых, кто высказался за отказ от воспроизводства старых стилей и форм, были итальянские архитекторы "Группы 7". В их манифесте, традиционно для того времени, говорится о необходимости новых стандартов строительства и проектирования.
"Группа 7" начинает с долгого перечисления заслуг архитекторов других европейских стран, в частности Ле Корбюзье и русских конструктивистов, а затем призывает начать архитектурную революцию в Италии. Просуществовало это движение архитектурного авангарда недолго — лишь до начала 1930-х годов, а затем его накрыла волна неоклассицизма. Примечательно, что сегодня "Группа 7" ассоциируется в основном с итальянским фашизмом и временами правления Бенито Муссолини.
Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре
Написанный в 1958 году австрийским архитектором Фриденсрайхом Хундертвассером манифест критикует все авангардные утопии разом и утверждает, что настало время вернуться с небес на землю. Иными словами, строить обычные дома для простых людей, а не выдуманных "людей будущего".
Это был первый архитектурный манифест, где откровенно чувствовалась усталость от передовых идей и холодного рационализма. Заплесневелость здесь только метафора всего того, что было отвергнуто авангардными художниками начала XX века. По мнению Хундертвассера, современная архитектура, стремясь к чистоте линий и простоте, в итоге стала абсолютно стерильной. А прямые чёткие линии, столь любимые Баухаузом и конструктивистами, — это не линии творчества, а линии копирования. Про архитектуру Хундертвассер любил говорить следующее: "В ней меньше Бога и человеческого духа, чем в бесформенных, безмозглых и опьянённых массах, жаждущих комфорта".