Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 сентября 2016, 13:20

"Астрономия научит человека отличать истину от беззастенчивой лжи"

Министр образования РФ Ольга Васильева заявила, что в российские школы вернутся уроки астрономии, которые исчезли из программы в 2008 году. Заведующий отдела физики и эволюции звёзд Института астрономии Российской академии наук Дмитрий Вибе рассказал Лайфу, почему возрождение в школах науки о космосе сделает жизнь россиян спокойнее.

Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

— Как преподавали астрономию в Советском Союзе? Это было что-то завораживающее или это вопрос интереса каждого конкретного ученика? Пенсионеры вспоминают, что "далёкие звёзды" были не менее популярной темой у школьников, чем, например, зарубежные страны, в которых тогда мало кто был.

— Как и в любом другом предмете — ответственность за то, как к предмету относятся дети, — на педагоге. Может ли увлечь, как он подготовлен. Понятно, что никогда астрономия не была предметом "важным", на уровне математики, русского языка или иностранного. Нередко было, что часы, отведённые на "космос", отдавали другим предметам. 

— Насколько астрономию можно адекватно преподавать в рамках других курсов? В начальной школе часть её читают на природоведении, дальше — на физике, в вузах астрономией занимаются на парах Концепции современного естествознания (КСЕ).

 К сожалению, эта наука довольна сложная, чтобы её можно было даже базовый объём усвоить в младших классах. На физике — уже не то. Я общаюсь иногда со школьниками: у учеников 5—6-х классов есть ещё представление об окружающем мире, а у старшеклассников астрономия выветривается. Во многом потому, что вопросы астрономии не включены в госэкзамены. Это неважно, получается. 

— Значит, нужно вводить астрономию в ЕГЭ? Только не факт, что дети будут выбирать такую науку по желанию. 

— То, чего нет в ЕГЭ, — не привлекает особого внимания. Нужно как минимум включить вопросы по астрономии в экзамен по физике. Тогда и наука усвоится. 

— У меня астрономии не было, и не помешало, и если есть интерес, то можно вернуть в школу, отдать все физические часы, но толку не будет?

— В школе астрономия нужна. Она научит человека отличать истину от беззастенчивой лжи. Сейчас человек получает очень много астрономической информации — СМИ её любят (такие новости очень зрелищные, яркие), но очень часто они подаются с чудовищными искажениями, а люди этого не понимают. Например, мимо Земли пролетает астероид (его журналисты называют "монстром", говорят, что Земля "с трудом уцелела"), или, например, в статье речь о том, что на Солнце происходит вспышка. Сразу говорят читателям про какие-то смертоносные частицы, вред. 

Мне часто приходится общаться с людьми (их реально много), которые такие сообщения воспринимают всерьёз и испытывают существенный дискомфорт. Мне, моим коллегам приходиться выполнять функцию психотерапевта: "Да не верьте — мы выживем".

Если у человека будет хотя бы базовая астрономическая подготовка, то он избежит многих стрессов.

— Реальных угроз вообще нет?

— Да, по крайней мере, насколько науке известно. Никаких опасных астероидов нет и не предвещается пока, так же как и никакой "плохой" солнечной активности. Хотя, конечно, есть вероятность всегда, что мы чего-то не знаем.

— А если о человеческом самочувствии? Часто же связывают, например, магнитные бури и здоровье. 

 Из тех докладов, которые мне приходилось слышать, однозначной связи самочувствия человека и каких-то космических явлений я не помню. Конечно, если вы скажете человеку, что "из-за магнитной бури вы будете себя плохо чувствовать, потому что сердце слабое", то так и случится. Только связано это будет не с реальными вещами, а надуманными.

— Если всё сложится, то сколько нужно преподавать? Раньше год было. 

— Смотря какая цель поставлена перед этим курсом — если не бояться новостей, то и полугода может хватить. Однако если хочется получить человека с современным мировоззрением, с глобальным пониманием своего места в мире, то в начальной школе должно быть чуть больше астрономии, дальше она должна быть в физике, и потом уже, в старших классах, отдельным курсом. 

— Когда реально, на ваш взгляд, уроки астрономии могут быть введены?

— Пока возвращение такого предмета невозможно. Да, можно строчку вывести в журнале, выделить определённое количество часов в программе, дать учебники (а они есть и написаны высококвалифицированными авторами), но откуда возьмутся учителя? Если дисциплину возвращать в школы, то начинать надо с вузов. Мне неоднократно приходилось слышать жалобы на то, что даже курсы физики и математики в педвузах становится меньше, что говорить про астрономию.

— А физики не могут преподавать на уровне школы?

— Это всё-таки отдельная дисциплина, и, чтобы преподавать, учитель должен иметь какой-то уровень образования по предмету. Это не просто физика, где можно увидеть, потрогать. Объекты далеко, есть у астрономии отдельная наблюдательная база, о которой должен знать педагог. 

Какими бы уроки ни были, преподаватель должен знать существенно больше, чем написано в учебнике — это нужно, чтобы он мог отвечать на вопросы, быть в курсе современных открытий. Многие сведения быстро устаревают, астрономия развивается постоянно. 

— Раньше у школьников было романтическое ощущение неба — какая-то тяга к неизведанному... По крайней мере, так утверждает старшее поколение. Или, например, можно вспомнить советский кинематограф — ту же "Безымянную звезду". Сейчас тоже так будет? Или это всё истории о том, что раньше человечество космоса не знало? Романтика есть?

— Она есть, и астрономия жутко интересна, потому что она заставляет "поднимать" глубины воображения человека. Вы представляете температуры, расстояния, с которыми мы на Земле не сталкиваемся. Чёрные дыры, туманности — всё такое загадочное! Но если, конечно, подойти к преподаванию механически, то и такую науку можно убить, сделав её нудной.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров