Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 сентября 2016, 06:30

Как "деньги веры" создают экономику США

Фото: © REUTERS/Mark Makela

Фото: © REUTERS/Mark Makela

Исследование "социально-экономического вклада религии в американское общество", опубликованное учёными из Джорджтаунского университета, показало, какую колоссальную роль религия играет в экономике США. Денежный оборот организаций, имеющих религиозный характер или религиозное происхождение, в 2014 году составил 1,2 триллиона долларов. Это больше, чем суммарный ежегодный доход Microsoft и Apple. В целом же верующие американцы произвели тогда же продукта на 4,8 триллиона долларов, или треть от ВВП Штатов.

— Сектор экономики, связанный с верой, вне всякого сомнения, является значительным компонентом всей американской экономики и воздействует на жизнь большинства населения США, — считают авторы исследования Брайан Грим и Мелисса Грим.

Целый ряд крупных американских компаний, отмечают исследователи, имеет религиозное происхождение. Доход только двадцати семи из них в 2014 году составил 422 миллиарда долларов (далее на графике представлены ежегодные доходы первых десяти из этих компаний, составляющие 389,9 миллиарда долларов). Это не только предприятия, работающие на удовлетворение каких-либо религиозных потребностей (то же производство кошерной еды), но и компании, в которых религия является частью корпоративной культуры или лежит в основе принципов их деятельности.

Например, гостиничная сеть Marriott International основана Джоном Уиллардом Марриоттом (1900—1985), членом Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), и поэтому до сих пор в номера этой сети во всём мире кладут по умолчанию и Библию, и Книгу Мормона.

Компания Tyson Foods Inc. — крупнейший в США и второй по величине в мире производитель мяса, регулярно входящий в топ составляемых журналом Forbes 100 самых надёжных компаний Америки — основана Джоном Тайсоном (1905—1967), убеждённым христианином, и по сей день имеет в своём штате священников нескольких различных конфессий, которые совершают богослужения на производстве и в офисах компании. Недавно компания спонсировала создание единственного в своём роде Центра Тайсона по продвижению веры и духовности на рабочем месте при Университете Арканзаса.

В перечень бизнес-гигантов с религиозными корнями авторы также включают крупнейшую в мире сеть супермаркетов Walmart, имеющую годовой доход почти в 280 миллиардов долларов. Ряд независимых исследований, посвящённых этой компании, указывает на её тесную связь со "специфическим религиозным ландшафтом северо-западного Арканзаса и некоторых других сельских районов Америки". Христианские убеждения, как утверждается, входят в основания корпоративной этики и "принципов работы" предприятия.

По данным за 2014 год, ежегодный доход образовательных учреждений с религиозной направленностью составил 73,95 миллиарда долларов (для сравнения — общие расходы государственного бюджета на образование в Штатах составили в 2015 году 141,8 миллиарда долларов.)

Вузы с религиозной направленностью заработали в 2014 году 46,78 миллиарда долларов. Надо сказать, высшее образование в США и Канаде изначально имело сильные религиозные корни, религиозное происхождение.

— У истоков некоторых самых уважаемых высших учебных заведений в Соединённых Штатах, учебных заведений, достигших самых высоких результатов в преподавании и науке, стоят религиозные конфессии, — говорит Дэвид О'Коннелл, президент Католического университета Америки и председатель на Конференции Гарвардского университета.

Очень часто отношения между образовательным учреждением и религиозной организацией довольно условны. К примеру, первые три колледжа, основанные в Новом Свете, — знаменитые Гарвард, Йель и колледж Уильяма и Мэри, — являлись воплощением "школы Реформации", функционируя как подразделения соответствующих церквей.

— Когда студенты и их родители выбирают религиозный колледж или университет, они выбирают учебное заведение, имеющее чётко выраженную позицию и миссию, которые глубоко уходят своими корнями в ту или иную религиозную традицию, — объясняет Дэвид О'Коннелл. — Эта традиция должна затрагивать все аспекты данного учебного заведения и пронизывать всю его работу и все его мероприятия.

Способность религиозных колледжей конкурировать на рынке образования в качестве религиозных и академически более сильных учебных заведений обеспечивает им выживание и возможность выполнять свою миссию.

— В 2006 году в США действовали 723 института высшего образования религиозной направленности, — пишет Наталия Павлова, эксперт в области высшего образования США. — Безусловное лидерство принадлежит Католической церкви (208 институтов), далее следуют объединённые методисты (86 институтов), Пресвитерианская церковь (51 институт), баптисты (50 институтов), Евангелическая лютеранская церковь в Америке (34 института), южные баптисты (32 института).

Начальные и средние школы с религиозным уклоном заработали в 2014 году 27,17 миллиарда долларов.

Другая сфера, в которой активно действуют религиозные организации США, — это здравоохранение. Ежегодный суммарный доход ста крупнейших религиозных сетей здравоохранения составил 160,9 млрд долларов.

Следует учитывать, что подавляющее большинство медицинских учреждений в стране — частные. Они делятся на так называемые прибыльные (profit) и бесприбыльные (non-profit).

Небольшие частные бесприбыльные больницы обычно контролируются и управляются религиозными организациями или группами, созданными местной общественностью. Эти больницы считаются благотворительными организациями, поэтому они освобождены от налогов на собственность. Чистый доход больницы должен использоваться для благотворительных целей, как правило, он реинвестируется в саму больницу.

Двадцать из пятидесяти крупнейших благотворительных организаций в США — учреждения с религиозной направленностью. Общий операционный доход этих организаций составил в 2014 году 45,3 миллиарда долларов.

Кроме того, как показывает исследование, за последние 15 лет увеличились до 9 миллиардов долларов суммы, затраченные религиозными организациями на социальные программы. В 1998 году на социальные программы было потрачено 2,37 миллиарда долларов, в 2006 году — уже 3,17 миллиарда долларов. 

Рынок религиозных медиа США оценивался в 2003 году в 6,3 миллиарда долларов. Самый большой сегмент этого рынка составляют продажи книг. В 2014 году было продано более чем 52 миллиона книг с религиозным содержанием, при этом стоимость одной книги варьировалась от 6 до 28 долларов. 

Отдельно оценены и доходы от продажи кошерной и халяльной продукции: в 2014-м они составили 14,4 миллиарда долларов. Авторы оговариваются: они не прибавляют к оценке продажи продуктов и подарков на традиционные христианские праздники, в том числе Рождество, иначе оценка взлетела бы до совершенно невообразимых сумм.

Что касается общего вклада верующих граждан в ВВП США, то его авторы исследования оценивают в 4,8 триллиона долларов, или треть валового внутреннего продукта (ВВП) страны ежегодно. Авторы исследования исходят из предположения, что религиозные люди в своей жизни и деятельности по большей части руководствуются идеалами веры.

Социологи религии Пауль Нумрич и Эльфрида Ведам в работе "Религия и община в новой урбанистической Америке" (2015 год), проанализировав 15 религиозных общин в Чикаго, включая католические и протестантские церкви, еврейские синагоги, мусульманские мечети и индуистский храм, пришли к выводу, что религия играет существенную роль в формировании постиндустриальных городов, хотя степень влияния зависит от конкретной религиозной общины.

Брайан Грим приводит результаты многолетних полевых исследований социолога из Пенсильванского университета Рама Кнаана, который анализировал уровень экономического влияния религиозных общин на общество в трёх американских городах — в Филадельфии, Чикаго, Форт-Уэрте.

В ходе многочисленных интервью с лидерами религиозных общин были определены шесть основных каналов благотворного влияния религиозной общины на общество. Для каждого из них был определён и его "денежный" эквивалент.

Первым каналом является личное влияние религиозной общины на людей. Оно выливается в пропаганду здорового образа жизни, в снижение количества неприятностей с законом, улучшение личной производительности труда. Также люди меньше злоупотребляют наркотиками и алкоголем, улучшаются взаимоотношения в семьях и рабочих коллективах.

Во-вторых, религиозные организации напрямую создают рабочие места и приносят заработок окружающим. Скажем, местечковой церкви нужны услуги сантехника, водителя, пекаря, садовника.

В-третьих, была оценена значимость школ, детских садов и других образовательных учреждений, часто содержащихся при общинах.

В-четвёртых, общины привлекают в город людей извне на свои мероприятия. "Люди, приехавшие на лекцию местного проповедника, снимут номер в местной гостинице и съедят ужин в местном кафе". Свадьбы, похороны, общинные праздники создают поток приезжих, который неизменно приносит городу доход.

В-пятых, религиозные общины обеспечивают своего рода социальную поддержку нуждающимся, нередко имеют волонтёров, которые помогают старикам, инвалидам, бездомным и так далее.

В-шестых, был оценён сравнительно небольшой вклад в благополучие города, создаваемый местами общего пользования, организуемыми в религиозных общинах, скажем, открытым для горожан сквером возле церкви.

В другом исследовании было показано, что прекращение деятельности религиозной общины в старом районе города "предшествовало и способствовало социально-экономическому коллапсу всего района, где община была расположена".

Исследователи отмечали, что падение жизнеспособности общества в округе было непосредственно связано с закрытием религиозных общин, "создававших связи между неоднородными социальными группами".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar