Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
4 октября 2016, 09:00

Уродство нашего двора. Россия, которую мы никак не можем потерять

На этой неделе правительство Москвы объявило конкурс на лучший проект в области комплексного благоустройства территорий. Победителей определят в конце ноября. Герои нашего сегодняшнего материала вполне могли бы поучаствовать в этом конкурсе, правда, для них пришлось бы придумывать отдельную номинацию. Сегодня Лайф расскажет об одном из самых любопытных феноменов придомового постсоветского благоустройства — ЖЭК-арте.

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Константин Родиков/Евгений Самарин

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Константин Родиков/Евгений Самарин

Они знакомы каждому русскому человеку — как очередь в поликлинике или новогоднее обращение президента. Лебеди из автомобильных покрышек, пальмы из пластиковых бутылок, раскрашенные под Змея Горыныча или Царевну-лягушку спиленные деревья и композиции из потрёпанных жизнью плюшевых игрушек в придомовых палисадниках.

Точно вычислить момент возникновения ЖЭК-арта вряд ли возможно, как невозможно с точностью определить, когда в русском человеке впервые возникла тяга создавать прекрасное из подручных материалов.

Совковый треш и придомовый фольклор

"Всем привет из Интернета! На этой страничке мы будем коллекционировать различный муниципальный и совковый треш, которым наши ЖЭКи, КТОСы и особо активные жильцы украшают придомовую территорию. Видишь идиотское бревно с глазами? Фотай и присылай нам!" 

Так поприветствовали пользователей создатели группы "Жэк Арт" в соцсети "ВКонтакте" в мае 2012 года. Именно благодаря этой группе сам термин закрепился в публичном поле и стал синонимом стихийного благоустройства территорий.

Со временем выяснилось, что "муниципальный и совковый треш" — это самостоятельная и совершенно особенная часть фольклора. Может быть, он не так хорошо структурирован, но две главные составляющих фольклора — анонимность и повторяемость — здесь присутствуют в полной мере.

 

Люди, занятые благоустройством домов посредством старых покрышек, тазов и пластиковых бутылок, легко перенимают идеи и технологии друг у друга. Когда фотографии объектов ЖЭК-арта попали в Интернет, непосредственный соседский обмен идеями уступил место опосредованному: теперь повторить чей-то "стилистический" приём стало ещё проще.

 

При всём многообразии форм, главных героев и сюжетов собственно несколько: это лебеди из автомобильных камер, пальмы и оградки из пластиковых бутылок и отжившие свой срок игрушки в различных конфигурациях.

 

Между балконом и дачей

ЖЭК-арт можно назвать вандализмом наоборот: из никому не нужных вещей люди создают нечто новое, преобразовывая придомовое пространство, хотя и весьма своеобразным способом.

И ещё это игра, поскольку цель любого анонимного создателя фольклора, будь то сказки, частушки или тряпичные куклы, — рассказать историю, а не добиться результата, признания публики или денежного вознаграждения. Лебеди и мухоморы из тазиков вторичны по отношению к процессу их создания.

 

Ещё одно ключевое свойство произвольной игры в ЖЭК-арт: она позволяет символически сбежать из города, не покидая его пределов. Подобно тому, как дача или балкон используются в России для чего угодно, кроме своего прямого назначения, так и лебеди из камер и разрисованные пеньки позволяют человеку почувствовать себя художником, сбежавшим от надоевших социальных ролей работника, семьянина или потребителя различных товаров.

Так что вполне вероятно, что в будущем ЖЭК-арт станет предметом исследования этнографов и фольклористов.

 

ЖЭК-арт по-австралийски

Если вдуматься, то по-настоящему странные и уродливые вещи встречаются нам не так часто. Существуя в городе в качестве простых обывателей, мы ежедневно сталкиваемся с хамством, грубостью, равнодушием, всеми возможными видами рекламных штампов, но не с чем-то странным и необычным.

Недавно на сайте Mashable была опубликована история австралийца, взбунтовавшегося против однообразной красивости пригородной архитектуры. Житель Мельбурна Том Ли создал "инстаграм" Australian Ugliness, где ежедневно выкладывает фотографии странных и необычных домов. Уродство значит для него больше, чем красивость.

С моей точки зрения, в Интернете всё стало слишком выхолощенным, а единственным возможным дизайном и эталоном стал минималистичный дизайн, продиктованный компанией Apple. Создать что-то по-настоящему некрасивое уже непросто. Я хочу восполнить пробел в фотографиях архитектуры, которые в последнее время превратились либо в коммерцию, либо в банальность
Том Ли, создатель Australian Ugliness

 

 

 

Автор другого австралийского "инстаграма" Лиз Джонс коллекционирует именно странный придомовый дизайн. Всевозможные садовые скульптуры и необычно подстриженные деревья. Лиз говорит, чтобы замечать и любить необычное, нужна определённая смелость.

Любить красивое — это безопасно и удобно, вы ничем не рискуете, восхищаясь общепризнанными вещами, а вот признаться в любви к уродливому рискнут далеко не многие. Но всё-таки в реальном мире по-прежнему много некрасивого, и это по-своему прекрасно
Лиз Джонс, коллекционер придомового дизайна

 

 
Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar