Невыносимая доходность защиты прав
Американские защитники доходов звукозаписывающих компаний в очередной раз громко замахнулись на пиратов.
Фото: © flickr.com/Geraint Rowland
Recording Industry Association of America (компания, занимающаяся коллективной защитой прав производителей аудиоконтента) требует немедленного закрытия и подаёт в суд на владельцев http://www.youtube-mp3.org/ — крупнейшего в мире (более 60 миллионов уникальных пользователей ежемесячно) сервиса для скачивания музыки из видеороликов на YouTube.
Обеспокоенность продюсеров очевидна: за счёт миллионов "нелицензионных" скачиваний треков лейблы теряют деньги, которые они так любят.
Издатели забирают более 45% с доходов от прослушивания музыки и просмотра видеоклипов в стриминговых сервисах. После отчислений площадкам и налогов, исполнителям и авторам песен остаётся 6,8 и 10% соответственно. Каждое "пиратское" прослушивание больнее всего бьёт именно по кошельку студий, что приводит к очередному витку ожесточённой борьбы с нелегальным контентом.
Доходы индустрии внушают уважение: за 2015 год всего было заработано 42,5 миллиарда долларов, которые распределились следующим образом:
Массовое появление смартфонов помогло цифровым каналам распространения контента обогнать традиционные, и со временем разрыв будет только увеличиваться.
Несмотря на прогресс и развитие технологий, музыканты должны получать деньги за своё творчество, желательно много и часто. Индустрия продюсерской звукозаписи и схема разделения доходов, сложившаяся за последние сто с небольшим лет, уже не успевают за технологическим и поведенческим рывком, который совершило человечество.
Napster в начале 2000-х вызвал панику на рынке: уронил розничные продажи CD до рекордных уровней и заставил лейблы пересмотреть своё отношение к онлайну. После судебной победы RIAA и закрытия первого в истории файлообменного музыкального сервиса основные массы пользователей переселились на Torrent.
Менеджеры издателей начали потихоньку паковать вещи и переселяться в квартиры подешевле. Но тут на помощь индустрии пришли технологии: скорость передачи данных в каналах связи выросла на пару порядков, и торренты стали уступать в популярности стриминговым сервисам:
Музыкой в телефонах и на компьютерах пользователей начали управлять iTunes, Google Play и YouTube, которые свели дистанцию от исполнителя до слушателя к абсолютному минимуму, новые треки популярных исполнителей набирают десятки тысяч просмотров быстрее, чем варится капучино в офисе музыкального продюсера Warner.
Будущим кумирам миллионов больше не надо подлизываться к студиям, заключать кабальные контракты и с волнением ждать результатов продаж очередного альбома. Достаточно делать качественную музыку и регулярно выкладывать её в Сеть — слава сама найдёт и догонит достойных героев.
Интересы издателей и исполнителей расходятся ровно в момент публикации трека на любом публичном сайте. Музыкантам важен охват и популярность, а лейблы идут на сознательное ограничение каналов распространения музыки только для того, чтобы гарантированно собрать свои комиссионные с "легальных" площадок.
Подобная ситуация порождает конфликт, который, возможно, в нынешней ситуации не имеет иного решения, кроме очередной революции а-ля Napster или отстранения звукозаписывающих компаний от участия в разделе доходов от музыки.
А пока RIAA остаётся только судиться по всему миру с музыкальными сервисами, отрывать куски рекламы абонентской платы с больших площадок и молиться на то, чтобы поток исполнителей, выбирающих себе лейбл в качестве добровольного ярма на шею, не иссяк в ближайшие годы.