Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
30 сентября 2016, 08:39

Поезд без машиниста. Когда электрички в России будут ездить на автопилоте

Директор по операционной деятельности "Центральной пригородной пассажирской компании" рассказал Лайфу о транспортном будущем столицы.

Фото: © РИА Новости/Евгений Самарин

Фото: © РИА Новости/Евгений Самарин

В. КОЗЛОВ: У нас и сейчас поезда оборудованы системой автоматического ведения, то есть он в принципе может ехать, то есть система видит и расстояние до платформы, то есть и сейчас поезд уже может ехать в автоматическом режиме. Машинист только осуществляет контроль за системой поезда, когда экстренные случаи, торможение и прочее. То есть, теоретически, полностью автоматизированные поезда — это перспектива 10 лет. Но ситуации существуют разные, и зачастую необходимо принимать решение, например, применять экстренное торможение или нет. Пока, к сожалению, доверить это автоматике не представляется возможным.

Полную версию программы "Высокое напряжение" с Владимиром Козловым слушайте в аудиозаписи.

М. БАЧЕНИНА: В студии Мария Баченина. Напротив меня сидит директор по операционной деятельности ОАО "Центральная ППК" Владимир Козлов. Владимир Анатольевич, здравствуйте.

В. КОЗЛОВ: Здравствуйте!

М.Б.: Владимир Анатольевич, хочу вас спросить, вот то, что случилось в районе станции Раменское, я слушателям напомню: на станции Раменское Казанского направления смертельно ранили мужчину, который переходил ж/д пути в неположенном месте. Машинист экстренно затормозил, но, к сожалению, избежать наезда не удалось, и человек погиб. Вот именно об этом хочу спросить, этот случай и подобные — они как и насколько сильно выбивают из колеи расписание по данному направлению? Или не выбивают?

В.К.: Я в это время в Раменском был. Расписание было выбито. Обычных электричек на Москву, то есть "Спутники" раменские продолжали ходить, электропоезда из Москвы шли, на Москву было задержано шесть электропоездов, один был отменён, задержка составила 15—20 минут. Я находился на станции. Там столпотворения не было, но людям пришлось ждать 15—20 минут, пока приехала скорая и полиция.

М.Б.: Он зачем там переходил?

В.К.: Он там не переходил. Там платформа, он пытался перед поездом залезть на платформу, обойти турникеты.

М.Б.: А, хотел бесплатно проехать.

В.К.: Да.

Про нарушения правил безопасности

М.Б.: Какая нелепая смерть! А вообще Центр управления движения поездами, вот поступает сигнал о подобном происшествии, насколько быстро он способен среагировать и какова схема работы? Я просто себе представляю: сидят люди, работают, контролируют расписание, движение поездов, нет ли где каких-то эксцессов. А тут написано: "перенаправили поезда". Как перенаправили? Куда?

В.К.: Ну, у нас есть пути перегонов, где просто, например, два или четыре пути, а есть пути станций — там доходит до 16 путей. Соответственно, если инцидент произошёл на станции, есть возможность по другому пути поезда пропускать, что чаще всего и делается, то есть поезд просто это место стоящее объезжает, а потом выходит на перегон.

Хуже бывает, когда что-то происходит с электропоездом на перегоне, то есть возможности объехать нет
Владимир Козлов

М.Б.: То есть бывают такие перегоны, где нет объезда?

В.К.: Ну, да, то есть там всего два пути: один — в одну сторону, другой — в другую.

М.Б.: И вот что тогда делать?

В.К.: Ну, у нас есть договор с автобусными перевозчиками. То есть в таких случаях, экстраординарных, когда мы понимаем, что там дерево упало или ещё что-то во время грозы, мы организуем композиционные автобусные маршруты бесплатные между станциями.

М.Б.: Я сейчас даже не об этом говорю про платный и бесплатный.

В.К.: А электрички закорачиваются на станциях, и они начинают, например, электропоезд едет с Москвы, доезжает до ближайшей станции, на ней высаживает, возвращается обратно в Москву, людей с этой станции перевозят на соседнюю, там электрички с другой стороны их берут и везут дальше.

М.Б.: То есть это путь долгий до работы. Справки дают людям?

В.К.: Да, конечно. Человек по приезду на Центральный вокзал может на кассе взять справку. Когда такие эксцессы происходят, мы специально дополнительно открываем ещё окна для того, чтобы всем людям дать эти справки. И такие эксцессы очень редко бывают.

М.Б.: Я в этом не сомневаюсь, но, бывают редко, как попадаешь — ничего об этом не знаешь. И я считаю, что сейчас как раз тот самый повод, когда нужно сказать. Мы в такое время живём, думаю, согласитесь, остановится поезд, если никто не скажет по громкой связи, становится страшно. И начинается вот это перешёптывание.

В.К.: Ну, если конкретно, на станции Раменское делали объявление. Но там были и детские группы, и для того, чтобы людей не травмировать лишний раз, конечно, там делались объявления, что по техническим причинам поезд задержан.

М.Б.: А вот правды говорить не нужно?

В.К.: Понимаете, едут дети, разные люди существуют.

М.Б.: Чтобы паника не началась?

В.К.: Негативная информация утром, всё равно они на ситуацию повлиять не могут, поэтому, как правило, делается именно информация, что по техническим причинам поезд задержан.

М.Б.: Я сразу вспоминаю, когда речь об этом заходит, как в лондонском метро остановился поезд, и стоишь полчаса, сорок минут, никто слова не скажет, а уже поздно, страшно не в своей стране. Автомобилисты всё время жалуются на пешеходов и говорят им: "Люди, когда сумерки, серость, мы вас не видим, если вы не в яркой светлой одежде. Пожалуйста, соблюдайте ПДД, в частности правильно переходите, не спешите, не кидайтесь нам под колёса". Это автомобилисты. А можете вы рассказать, как видит дорогу машинист? Как далеко он видит препятствие, человека? То есть какое вот у него восприятие, когда он в своей кабине?

В.К.: Ну, на ж/д транспорте идут от обратного. Там специально кабину электропоезда окрашивают краской светоотражающей красной яркой, там есть прожектор, которые они обязаны на перегонах включать. То есть на ж/д транспорте даже сделано так, что, ведь тормозной путь у электропоезда очень большой, доходит до 100—200 метров, поэтому в первую очередь человек должен видеть приближающийся электропоезд, он должен его слышать. То есть на перегонах машинист издаёт сильный гудок, человек должен отойти и пропустить поезд. То есть здесь она вот от обратного идёт.

Машинист, у него есть, конечно, ручка экстренного торможения, он его может применить, ну, видимость разная в зависимости от погодных условий
Владимир Козлов

Бывает, что это несколько километров, бывает, что это 200 метров. Но в любом случае при применении экстренного торможения, если он видит, то тормозной путь в зависимости от скорости до 100 метров доходит. Поэтому он, грубо говоря, уже ничего сделать не может, если это произошло совсем близко.

М.Б.: А на Раменском, вот вы говорите про световой, звуковой сигнал, он что, был, человек не слышал, не видел, или его не было?

В.К.: Он видел и слышал, просто хотел на этот поезд успеть, потому что, видимо, надо было на работу. Поэтому в последний момент пытался залезть на платформу, думал, что успеет, но не успел.

М.Б.: Конечно, это звучит жутко. Но, мне кажется, этот пример — другим наука, потому что наша с вами жизнь не стоит столько, сколько билет на электричку. Вообще, можно предпринять какие-то меры, чтобы это не повторялось? Я даже сейчас не о какой-то работе, которую мы сейчас с вами проводим на месте, а поставить заборы?

В.К.: Да, так мы и делаем, ставятся турникетные комплексы, всегда ставятся ещё дополнительные заборы вдоль путей. Если есть техническая возможность, то это по километру в каждую сторону от станции, чтобы человеку просто по времени было долго обойти. Но заборы эти постоянно ломаются, ночью даже с применением гидравлических инструментов, машин, для того, чтобы сократить данный путь.

М.Б.: Вот, давайте с этой стороны зайдём. Заборы мы поставили, ну, вроде как дальше только дурак будет обходить или лезть через него, но почему ломают? Может быть, потому что не хватает переездов?

В.К.: Нет. Их ломают для того, чтобы попадать на платформу бесплатно.

М.Б.: Вы серьёзно?

В.К.: Да.

Там, где существуют пешеходные настилы и люди просто переходят транзитом с одной стороны на другую, там заборы не ставятся, то есть никто их не ограничивает
Владимир Козлов

М.Б.: Я имею в виду, может быть, мало этих мест, где можно перейти, переехать?

В.К.: Только на станции Раменское в ста метрах от этого места, где произошло событие, есть мост.

М.Б.: Но там турникеты, и, соответственно, за деньги?

В.К.: Да.

Про новые штрафы для зацеперов

М.Б.: Кошмар и ужас. Давайте тогда говорить будем о чём-то более приятном. Мне бы хотелось какого-то позитива.

В.К.: Мы уже начали покупать новые типы подвижного состава. Сейчас купили пока два электропоезда, сейчас ещё два на подходе. Там уже над дверями установлены световые сигналы, как в метро, то есть которые будут мигать красным, и будет предупреждающий звук о том, что двери закрываются. Это требования технических регламентов Таможенного союза, соответственно весь новый подвижной состав этим требованиям соответствует. Голос никуда не пропадёт.

М.Б.: Успокоили. Теперь хочу поговорить о чём-то ещё более позитивном. Говорят, что не только будет звуковой сигнал, а что сиденья будут разноцветные. Я не хочу, как в советские времена, флажок вытаскивать и говорить: "Какие у нас будут весёлые поезда!". Но это действительно так. Весёлые поезда — это делается, как сказано, для привлечения пассажиропотока. Только это или ещё что-то? И во сколько встанет?

В.К.: Конечно, не только. У нас, во-первых, эти поезда уже есть. То есть у нас с 12 сентября пошли тульские экспрессы с остановками по Царицыно, по Серпухову, там в вагонах третьего класса эти кресла, дивана уже установлены.

М.Б.: Мне страшно спросить, а в вагонах первого класса тогда какие?

В.К.: Ну, в вагонах первого класса они классические синие, но уже в третьем классе они такие весёленькие, разноцветные. Сразу говорю, что это стоит столько же, сколько и обычные кресла, то есть, грубо говоря, материалы отделочные одинаковые, просто другой цвет, потому что вот этот синий цвет в такую погоду, а здесь заходишь в вагон, и сразу душа радуется. То есть это поднятие определённое настроения, улучшение имиджа электропоезда, потому что у многих пассажиров или автомобилистов, которые, может быть, задумываются пересесть на электричку, у нас с давних времён сложилось впечатление, что это деревянные диваны, стучащие стёкла.

Современный электропоезд — он современный, с климат-контролем, у него бесшумные герметичные межвагонные переходы
Владимир Козлов

М.Б.: Я сейчас даже больше спрошу. Во-первых, меня интересует, действующий поезд и его название ЭП2Д. Это название поезда?

В.К.: Это серия поезда.

М.Б.: А то вдруг там что-то важное зашифровано. И слушатели пишут: "есть климат-контроль", туалеты, видеокамеры, информационный поручень, держатель для велосипедов. Сразу два вопроса. Первый: вам не кажется, что всё это слишком? Я веду речь о том, что у нас, если заграждения ломают вандально, то мне кажется, что мы и так доедем, а вот этот климат-контроль, поручень для велосипедов тоже могут сломать, получается. Может, наше общество не готово вот к такому комфорту?

В.К.: Это уже действующее требование в РФ, и мы не можем им противоречить, во-первых. А во-вторых, мы должны соответствовать требованиям времени. Люди сейчас очень часто пользуются велосипедами, очень много в Москве открывается велопарковок, мы даже сейчас специально ввели абонемент для велосипедов, то есть люди специально покупают абонемент для велосипедов, то есть они берут с собой велосипед, доезжают до ЦАВ. То есть такие люди уже есть, они активно этим пользуются.

М.Б.: А что такое информационные поручни?

В.К.: Информационное табло, наверное. Это более современные бегущие строки, где отражается не только информация о ближайшей остановки, где отражается температура воздуха с наружи поезда, внутри.

М.Б.: Это я знаю, это понятно.

В.К.: В вагонах появились у нас также поручни в начале салона и в конце, чтобы людям было удобно. Просто электрички у нас массовые, на ряде направлений много народу, то есть не всем удаётся сесть, для того, чтобы людям было комфортно в салоне стоять, есть поручни, за которые можно держаться.

М.Б.: Если мы говорим и о хорошем, и о плохом, и со стороны людей в том числе, вы как собираетесь бороться с ужасными такими представителями маргинального, на мой взгляд, класса — зацеперами? Только просвещением и законом, штрафами? Или ещё как-то?

В.К.: Ну, просвещение действительно есть.

Мы в школах работаем, работаем с Госдумой в части ужесточения штрафа за это административное правонарушение — зацеперство
Владимир Козлов

Нет, почему, в современном электропоезде, которые мы сейчас покупаем, там уже на кабине нет ни ручек, ни лесенок, то есть это всё снимается, и зацепиться уже не за что. На крышу установлены камеры, соответственно, видео это можно использовать для расследования этих случаев.

М.Б.: В основном, вы сказали, в школах работаете, в основном это подростки и школьники, и платят за них родители?

В.К.: Да.

М.Б.: Сколько штраф составляет?

В.К.: 100 рублей.

М.Б.: Смешно. Вы работаете, чтобы это было 100 тысяч рублей?

В.К.: Да.

М.Б.: Как отзывается Дума?

В.К.: Дума отзывается хорошо, но, к сожалению, Дума ушла на каникулы. Сейчас будет Дума нового созыва, и, я надеюсь, мы эту работу продолжим и дойдём до конца. Мы не только планируем с зацеперами, но также ведётся работа, где идёт несанкционированное залезание на платформу, также повысить штрафы.

М.Б.: А сколько сейчас?

В.К.: 100 рублей.

М.Б.: Ну, это курам на смех! На 20 рублей дороже, чем проезд в электричке. Вот, кстати, о ценах, читаю: "стоимость билета зависит от класса вагона — 500 рублей в вагоне третьего класса, 550 — в вагоне второго, 745 — в вагоне первого". Это вот что касается новых этих поездов?

В.К.: Да, это как раз тульские экспрессы, там билет продаётся с местами, их можно купить за 10 дней.

М.Б.: Это Москва — Тула?

В.К.: Да. У нас динамическое ценообразование. Соответственно, эти цены усреднённые, то есть чем раньше вы берёте билет и чем менее популярное время, тем билет дешевле.

М.Б.: Ну, как и везде, по всем направлениям РЖД. А вот мы уже упоминали о том, что арендуют велосипеды и берут на долгое количество времени, как вы говорите. Есть и рассматриваются вот на такие комфортные поезда абонементы?

В.К.: На поезда продажи с местами абонементов нет, но в этом поезде есть несколько вагонов третьего класса, на них можно купить абонемент.

М.Б.: Чем отличается вагон третьего класса от вагона первого?

В.К.: Разным количеством мест, то есть если в вагоне третьего класса где-то 116 мест, то в вагоне первого класса их всего 22. Соответственно, это другая ширина кресел, более комфортные кресла, они откидываются, мягкие.

М.Б.: А сколько ехать из Москвы в Тулу?

В.К.: Если от Царицыно ехать, то два часа.

М.Б.: Красиво жить не запретишь! То есть это как бизнес-класс в самолёте. И давайте закончим, наверное, мечтами. Беспилотные поезда — как они от нас далеки в перспективе? И нужны ли они нам?

В.К.: Ну, у нас и сейчас поезда оборудованы системой автоматического ведения, то есть он в принципе может ехать, то есть система видит и расстояние до платформы, то есть и сейчас поезд уже может ехать в автоматическом режиме.

Машинист только осуществляет контроль за системой поезда, когда экстренные случаи, торможение и прочее
Владимир Козлов

То есть, теоретически, полностью автоматизированные поезда — это перспектива 10 лет.

М.Б.: Но всё равно человек, контролирующий всё это в кабине, останется?

В.К.: Конечно, потому что ситуации существуют разные, и зачастую необходимо принимать решение, например, применять экстренное торможение или нет. Пока, к сожалению, доверить это автоматике не представляется возможным.

М.Б.: Я вот даже не склоняю вас к этой идее, потому что мне лично спокойнее гораздо, когда там есть человек, хотя часто многие говорят, что "это был человеческий фактор". Ну, я вас поздравляю, потому что мне симпатичны и разноцветные поезда, и климат-контроль, и туалеты. Спасибо. Директор по операционной деятельности ОАО "Центральная ППК" Владимир Козлов был в нашем эфире. Спасибо.

В.К.: Спасибо.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров