"Глубоководный горизонт": как США решают репутационные проблемы с помощью кино
Кинообозреватель Лайфа — о примечательном фильме-катастрофе, посвящённом взрыву на нефтяной платформе Deepwater Horizon в 2010 году.
Простой трудяга Майк Уильямс (Марк Уолберг) работает вахтенным методом на нефтяной платформе Deepwater Horizon. На берегу у него остались красавица-жена (Кейт Хадсон) и дочка. Сама платформа хоть и дорогая, инновационная, но на ней уже давно что-то прогнило: не работают телефоны, свет с перебоями. Злобная корпорация BP в лице топ-менеджера Дональда Видрина (Джон Малкович) не хочет тратить лишнего на обслуживание платформы, при этом стремится как можно быстрее приступить к выкачиванию нефти. Поэтому 20 апреля 2010 года они не проверяют бетон, заложенный на дне океана, что влечёт за собой взрыв и прорыв скважины.
В отличие от "Чуда на Гудзоне", другого выдающегося фильма этой осени, основанного на реальных событиях, "Глубоководный горизонт" — это не судебное разбирательство. Фильм снят намного проще. Сначала нам показывают уютный семейный быт работников платформы, потом они летят на вертолёте в океан, а затем всё идёт не так. Всё, что произошло непосредственно после взрыва, оставлено за скобками. Израненные, горько плачущие работники нефтяной промышленности обнимаются, и кадр уходит в затемнение.
Несмотря на то что взрыв на Deepwater Horizon стал самой большой техногенной экологической катастрофой в истории, авторы вовсе не говорят о последствиях разлива нефти для Земли. В центре внимания — не глобальные последствия взрыва для человечества, а люди, которые работали на платформе. Здесь никому не выносят громких приговоров, а скорее высказывают довольно осторожную мысль.
Иначе говоря, героями в этой истории являются выжившие в той катастрофе простые, добрые ребята, настоящие герои социалистического труда, самоотверженно добывающие нефть для корпорации BP. А вот как раз транснациональная компания, дотянувшая свои нефтесосущие щупальца даже до дна Атлантического океана, — это и есть настоящая злодейка, которая в погоне за дедлайнами забыла о технике безопасности. При этом, обратите внимание, BP — это не американская, а британская корпорация. Заминая историю об экологическом уроне, который разлитая нефть нанесла Земле, американский режиссёр-патриот Питер Берг, специалист по эпическим полотнам, попросту снимает ответственность за катастрофу с США.
Впрочем, обвинения эти высказываются достаточно топорно. Джон Малкович с его мефистофельской внешностью всегда идеально подходил на роли злодеев, про которых с первого взгляда понятно, что они злые. Вот он и ходит по нефтяной платформе, в устройстве которой, что подчёркивается, ничего не понимает. Карьериста волнуют только сроки выполнения бурильных работ: коллектив платформы заметно запаздывает. Поэтому герой Малковича и поторапливает нерадивых работников. И даже начальник станции мистер Джимми, с располагающими байкерскими усами, которого играет Курт Рассел, не смеет перечить работодателю.
В халатности и трусости Берг обвиняет только менеджера BP, хотя и так понятно, что в условиях жёсткого корпоративного контроля виноваты будут все сопричастные. Как настоящий социалист, режиссёр делает из реального человека плакатное чудовище, которое даже в условиях эвакуации гадит трудягам и занимает последнее место в спасательной шлюпке. В общем, "Глубоководный горизонт" — это фильм о пролетариате, который притесняет и вышедшая из-под контроля стихия, и забывшие о последней совести буржуи.
При этом, если не обращать внимания на все эти политические наговоры, "Глубоководный горизонт" — выдающееся американское кино. Фильм в единственно правильном ключе показывает катастрофу, которая произошла в тот день. Самое страшное — это всегда те испытания, через которые прошли люди. Когда Марк Уолберг вместе с Куртом Расселом, все израненные, выручают коллег из объятий горящей платформы, их боль ощущается почти что физически. Трагедия простых американцев, запертых посреди океана, показана с шокирующим правдоподобием. Несчастные молодые инженеры, захлёбывающиеся в хлещущем из трубы буровом растворе, — это поразительное зрелище.
Как правильный фильм-катастрофа, "Глубоководный горизонт" заставляет съёживаться в кресле и вызывает почти настоящий посттравматический синдром на выходе из зала. И всё бы хорошо, но просто забавно, как благодаря талантливым кинематографистам Голливуд снимает с Америки всякую ответственность за катастрофу на платформе Deepwater Horizon. С другой стороны, это и правильно: всегда нужно прежде всего думать о людях.