Иконы, ножи, доски с приколами. Учительские России и Европы
День учителя плавно близится к своему логическому завершению, а значит, преподаватели покидают свои классы и перемещаются в учительские, где их уже ждут банкетные столы. Лайф #Дом решил заглянуть в закулисье преподавательской жизни...
Как известно, учительская — это помещение, в котором педагоги не только заполняют журналы и устраивают педсоветы, но и отдыхают после нелёгкой работы с детьми. Мы познакомились поближе со святая святых школ различных уголков нашей родины и даже с бытом русского учителя за рубежом.
Попса из 90-х, или Диваны для бомжей
Вы помните, с каким трепетом переступали порог этой таинственной части школы — учительской? Как благоговейно проходили на цыпочках за журналом или шёпотом звали своего учителя? Традиционно это место было для всех нас чем-то неприкосновенным, волнующим и даже немного пугающим. Лайф посетил несколько учительских в самых разных школах.
МОУ "Тверской лицей", г. Тверь
Надежда Никитина, учитель немецкого языка, сознаётся, что, откровенно говоря, учительская в её лицее ничем не примечательна. Есть диван, где можно посидеть на перемене, отдохнуть, большой стол, за которым можно заполнять журналы или проверить тетради. Установлен компьютер с общим доступом, если вдруг нет возможности поработать в кабинете. На стенах стенды для всевозможной информации. Два года назад в учительской появились шкафы специально для учителей, у которых нет кабинета. Там они могут оставить свои вещи.
— Самое интересное, наверное, то, что попасть в учительскую могут только учителя по специальной карте-ключу (установлен электронный замок), — делится с нами Надежда.
Дизайнер Наталья Шевченко прокомментировала убранство учительской с профессиональной точки зрения:
— Полный дисбаланс интерьера. Разрозненность в хронологическом статусе предметов мебели и отделке. Можно сказать, всё из разных эпох, нет стилевого решения и гармонии. Такой интерьер не располагает к плодотворной работе, а вносит в разум беспорядок и уныние, вместо того чтобы давать заряд энергии и свежести мысли. Обои: низ — классическая стилистика, верх — распространённая попса из начала 90-х, которую использовали от спален до прихожих. Стулья — дачный вариант начала 2000-х. Диван — нечто похожее на современное, неплохой вариант зоны ожидания. Шкафы — типичный экономкласс для среднестатистических детских комнат уровня ниже среднего. А столы такие используют на полигонах офисных площадей для рядовых менеджеров, курьеров, статистов, логистов, — замечает специалист.
МОУ "Горютинская СОШ", г. Тверь
София Калосинатос, учитель английского языка, рассказывает, что учительская выглядит современно, народу вмещает много, но совещания там не проводятся: учителя лишь пересекаются у расписания и стойки с журналами в будни и отмечают там праздники, юбилеи и прочие знаменательные события школьной жизни. Самое ценное — журналы — хранят рядом с классическими мемами из Интернета.
— Кому совсем тяжко на работе: или молиться Богородице, или зарезаться (впрочем, нож могли там просто забыть), — смеётся над особенностями интерьера педагог.
В то же время дизайнер Наталья Шевченко резко критикует этот самый интерьер.
— Ужасающие условия для педагогов! — говорит она. — Диван как для бомжей, стулья колхозные. Счётчики и электрооборудование говорят о том, что это электрощитовая, а не комната отдыха и совещаний педагогической интеллигенции. Условия не то что не те, а катастрофически ужасающие. Это влияет первым делом на психику людей. А они ведь контактируют с детьми...
МБОУ СОШ № 5, г. Мытищи, Московская область
Евдокию Шабаршину, молодого специалиста по русскому языку и литературе, учительская полностью устраивает. По её словам, это место не для работы, а для того, чтобы скрыться от суеты и шума учеников. Там есть где присесть, диваны стоят, есть холодильник, чайник, микроволновка. Обеденное место отгорожено шкафом.
— Так как я в учительской провожу много времени, мне также очень важно наличие места, где я могу хранить свои вещи, например, ученические тетради, которые я проверяю именно там, — рассказывает Лайфу учительница.
Единственное, что немного смущает: некоторые столы и шкафы используются как склад плакатов, стенгазет, листочков, и лежит это всё там очень подолгу, отмечает Евдокия.
В этом случае дизайнер интерьера Наталья Шевченко уверена, что попытка обустроить интерьер всё-таки была.
— Фисташковый цвет стен — неплохо, но при отсутствии нужного антуража и он не работает положительно. Шторы как тряпки. Омрачают картину также чёрный кожзам-диван будто из бандитского офиса 90-х, самые дешёвые офисные стулья начала нулевых и старые шкафчики. Ни в какие рамки, конечно, не вписывается пищеблок, организованный прямо в учительской, — поясняет дизайнер.
ГБОУ "Школа № 2070", посёлок Мосрентген, ТиНАО, г. Москва
Учитель информатики Александр Гуров замечает, что последний раз ремонт в учительской проводился лет десять назад. Впрочем, в учительской ему всё нравится. Очень уютно, спокойно, ничего лишнего, удобно и просторно.
— Так как в школе очень много учащихся, иногда учительская используется как класс для уроков английского языка, что, впрочем, не мешает, — добавляет учитель.
Мнение Натальи Шевченко снова не вполне совпадает с позицией педагога.
— Немногим отличается от Мытищ и Твери. Мебель новее, но то же отсутствие стиля и сочетания. Напоминание о кабинетах в СССР со стульями из начала 90-х. Грубо говоря, офис экономкласса, — подводит итог дизайнер.
Freie Schule Schwepnitz, Германия, Саксония
Нам также удалось пообщаться с русской учительницей, преподающей в немецкой школе.
— Наша учительская — это кухня в большой комнате. Там стоят два принтера-сканера, факс, компьютер, несколько столов, сдвинутых в один большой, стеллажи с полками учителей и полками для классных журналов, — говорит Екатерина Калина, учитель русского и английского языков.
Дизайнер интерьеров не увидела сильных различий между учебными заведениями России и Германии.
— Интерьера в целом на фотографиях не видно, но по деталям скажу: без стиля, набор ИКЕА, грязно, столовая. Никакого отличия от Твери, Мытищ. По сути уровень один. Москва, возможно, отличается отсутствием пищеблока на территории учительской и более новой мебелью, — говорит Наталья Шевченко.
Смерть учительским
Как оказалось, далеко не во всех школах есть специально выделенные места для отдыха и работы учителей. Например, в ГБОУ "Школа № 2126 "Перово" г. Москвы.
— У нас нет учительской, — говорит молодой специалист Елена Касухина. — У нас есть кабинет, где хранятся журналы и сидит секретарь. Есть что-то вроде раздевалки, но не более. Впрочем, учителя особо по этому поводу не переживают, так как у всех есть свои кабинеты, своё личное пространство. Но на самом деле иногда хочется, чтобы какое-то такое место было. Потому что случается, что в твоём классе кто-то занимается, а тебе деваться некуда. Впрочем, такого почти не бывает. Поэтому я скорее считаю, что учительская — просто лишнее помещение.
Схожая позиция и у учителя МООУ "Санаторно-лесная школа" в Ярославле, пожелавшего остаться анонимным.
— Учительской у нас особо нет, просто комната с компьютером и ящиком для журналов. Впрочем, по учителям это сильно не бьёт, так как на каждых двух-трёх педагогов есть лаборантская. А совещания проходят либо в кабинете завуча, либо в одном из классов после уроков, — говорит педагог.
У дизайнера Амалии Тальфельд иное мнение на этот счёт.
— Я думаю, что учительская нужна обязательно. Во-первых, это место сбора, это перерыв, смена обстановки. Труд учителей нелёгок, и это просто необходимое условие иметь возможность отдохнуть, переключиться, пообщаться с коллегами, — утверждает специалист.
Надо что-то менять
Как подмечает дизайнер и архитектор Амалия Тальфельд, учителя своими силами стараются облагородить свой рабочий быт.
— Что радостно, люди даже в таких условиях минимального бюджета пытаются как-то приукрасить свой скудный интерьер. Мы видим картины, какие-то коллажи, вазы с цветами. В этом как раз чувствуется трепетное отношение к работе, к своему делу, — говорит она.
Вывод дизайнеров однозначен: данная ситуация совершенно недопустима. Амалия Тальфельд даёт рекомендации по облагораживанию учительских:
— В России есть очень положительные СНиП (строительные нормы и правила. — Прим. ред.): все классы просчитываются с точки зрения инсоляции, то есть по освещённости. Учительские также должны быть проветриваемыми, с достаточным количеством света... На них, может быть, где-то экономят, но в нормах проектирования это такие же полноценные помещения.
Специалист отмечает, что улучшать ситуацию нужно во всём, начиная с удобной и правильной мебели и качественной отделки из натуральных материалов и заканчивая поддержанием чистоты в кабинете. Сам дизайн должен быть "воспитывающим". Также большое значение имеет площадь учительской, так как это всё же коллективное помещение.
"Офис — второй дом", — дизайнер положительно выделяет эту нарастающую во многих странах тенденцию, и тут она, безусловно, права. Особенно когда дело касается учителей, ведь в этой профессии оставаться равнодушным и невовлечённым просто невозможно. И важную роль в этом играет интерьер.
Мы не можем не задаться вопросом: почему же учителей по большей части всё устраивает? Скорее всего, они просто об этом не задумываются, потому что голова всё время занята другим: детьми и их проблемами. Конечно, сил просто не остаётся на размышления а-ля "Господи, что за жуткий оттенок у этой стены?". А "оттенок"-то давит, капает, гнетёт, но вот только на подсознательном уровне.