Атомная внутренняя политика
Социолог Роман Романов — о том, как изменится стиль управления внутренней политикой в России с приходом Сергея Кириенко в администрацию президента.
Фото: © РИА Новости/Михаил Климентьев
Это наконец-то случилось. Сергей Кириенко назначен первым заместителем главы Администрации Президента РФ. Определённость наступила.
Несколько последних недель политический класс провёл в томительном ожидании: слухи, что Вячеслав Володин на своём посту не останется, ходили с лета, но ясности не было. И если поначалу политики и эксперты ещё пытались гадать, кто станет новым куратором российской внутренней политики, то в последние дни всё чаще звучали реплики в формате "назначьте хоть кого-то, у нас работа стоит".
Порадуемся за всех, у кого с сегодняшнего дня сдвинутся с места их проекты, и попробуем разобраться, чего теперь можно ждать.
Необычно в назначении Сергея Кириенко уже то, что слухи не обманули. В современной России утечка информации чаще всего оказывается кампанией, призванной не столько сообщить о будущем, сколько повлиять на него. Пока публика обсуждает прозвучавшие в утечках фамилии, в должность тихо входит кто-то другой.
Конечно, сейчас мы увидим множество попыток погадать на кофейной гуще. Эксперты будут вовсю упражняться в предсказаниях на тему "Сергей Кириенко в АП — что это значит для всех нас?". Российскую политику традиционно объясняют как очень личностно ориентированную: меняется персона, меняется и политика.
Что же говорят и ждут от Кириенко?
Сейчас существуют два главных предположения, сопровождающих информацию о новом замглавы кремлёвской администрации.
Первое предположение — о сокращении полномочий самого управления внутренней политики. Утверждают, что Вячеслав Володин, занимавшийся перестройкой российской политсистемы после 2011 года (и успешно её перестроивший), сохранит своё влияние и на новом месте (каким бы оно ни было). А должность первого замглавы АП станет более технической.
Второе предположение объединяет в себе тревожные слухи разного рода. Это и слухи о скором тотальном изменении политической системы РФ ("слухи о Госсовете"), и просто смутные ожидания глобальных и неприятных перемен, реализовать которые якобы должен будет Сергей Кириенко.
Публика мыслит грубыми аналогиями. Если в 1998 году Кириенко поставили, как принято считать, чтобы "прикрыть дефолт", то и сейчас его направляют для выполнения похожей задачи. Отдельные панически настроенные граждане уже говорят о "реванше либерального лагеря", вспоминая членство Кириенко в СПС.
В этом смысле, конечно, интересно будет посмотреть, как сложатся отношения с новым главой УВП у партий, выстраивающих свой политический капитал на ритуальных проклятиях дефолта и "политики девяностых", в первую очередь у КПРФ и "Родины".
Тот факт, что и широким массам, и политическому классу Кириенко запомнился главным образом дефолтом почти двадцатилетней давности, говорит о многом. По сути дела, дефолт 1998 года — единственный крупный скандал, который связывается с Кириенко. Всё остальное время вокруг его фамилии было тихо.
Все знают, но стоит напомнить: последние 10 лет Сергей Кириенко возглавлял Росатом — крупнейшую госкорпорацию. Это стратегически важная должность, напрямую связанная с военной безопасностью и энергобезопасностью России. Тишина вокруг работы такой госкорпорации — хотя и косвенный, но важный показатель эффективности.
Росатом — один из лидеров на мировом рынке ядерных технологий: он занимает первое место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС за рубежом, второе место по запасам урана и пятое — по объёму его добычи, четвёртое место по генерации атомной электроэнергии, обеспечивая 40% мирового рынка услуг по обогащению урана и 17% рынка ядерного топлива.
В связи с этим даже немного обидно, что человека, эффективно руководившего структурой, которая отвечает, по сути, за формирование того самого "ядерного щита", отдельные записные "патриоты" (чаще всего руководившие в своей жизни только женой) готовы записать чуть ли не во "враги России" за дела двадцатилетней давности.
Росатом показал себя и как успешный игрок на коммуникационном поле, особенно это стало заметно после ситуации с "Фукусимой". Под руководством Кириенко корпорация не только занималась успешной пропагандой науки и инноваций, но и справлялась с информационными кризисами, подавляла панические настроения, которые то и дело возникали вокруг атомной отрасли. Вероятно, опыт по снижению общей тревожности очень пригодится Сергею Кириенко и на новом месте.
Очевидно, что сейчас на Кириенко направлено много ожиданий. Тем не менее если опираться не на имидж, а именно на дела, то можно сказать однозначно, что это эффективный руководитель-технократ, способный последовательно и жёстко решать поставленные перед ним задачи. В то же время он известен как хороший переговорщик, способный идти на компромиссы, — поэтому конфликта с другими центрами силы возникнуть не должно.
Но если же всё-таки делать предположения и гадать на кофейной гуще, то сделаю такое: стиль управления внутренней политикой в России станет более технократичным и менее идеологизированным, может, изменится и роль "духовных скреп".
В атомной энергетике ценится научный подход, стабильность, чёткость, спокойствие и безопасность. Вероятно, именно это и понадобится нашей внутренней политике в ближайшие годы: больше прагматизма и меньше эмоций. Можно назвать такую внутреннюю политику "атомной" — потому что она не взрывается.
Вероятно, такая задача перед Кириенко и поставлена.