Катаетесь с низким уровнем топлива? Капремонт мотора не за горами
Любители заправляться на небольшие суммы в погоне за призрачной экономией могут потратить намного больше денег на ремонт автомобиля, мотор которого заклинит из-за закончившегося топлива.
Некоторые автовладельцы не заправляют автомобиль "до полного бака", предпочитая посещать заправку только когда загорается сигнальная лампа низкого уровня топлива. Причины у всех разные: кто-то считает, что экономит деньги за счёт заправок на небольшие суммы, другие привыкли к одной АЗС, а иные просто забывают заехать на заправочную станцию. Подобная экономия выйдет боком, и Лайф расскажет почему.
В первую очередь малое количество горючего в баке вредно для бензонасоса. Эта деталь может выйти из строя, так как поступающее из бака топливо охлаждает и смазывает насос. Если бензина не хватает, насос всасывает воздух, перегревается и выходит из строя. Работа по замене насоса — достаточно дорогостоящее мероприятие (от 2 тыс. руб. в зависимости от модели машины), к этому придётся прибавить ещё и стоимость самого насоса (от 4 тыс. руб.).
Разные насосы по-разному относятся к езде "на лампочке" в зависимости от конструкции, производителя и количества топлива, которое насос может прокачать в течение часа.
— Особой требовательностью к уровню топлива отличаются высокопроизводительные насосы, которые устанавливаются при форсировке двигателя. Например, агрегаты повышенной производительности, выпускаемые компанией Walbro. Поэтому хозяевам мощных автомобилей следует с особой тщательностью следить за указателем уровня топлива, чтобы не попасть на замену дорогостоящего оборудования. Стоит мощный насос дороже стандартного, — рассказывает Тимур из автосервиса Opposite Customs.
Именно в такую ситуацию попал Александр, обладатель спортивного универсала Nissan Avenir. Из-за форсированного двигателя и специфической манеры езды Александра контрольная лампа низкого уровня топлива не раз загоралась на щитке приборов Nissan. Результатом очередной такой поездки, что называется, "на парах" до АЗС стало то, что бензонасос перегрелся и отказал. Александру пришлось оттолкать машину на обочину, после чего в срочном порядке искать новый бензонасос и устанавливать его прямо на улице.
— Для того чтобы загорелась лампочка, достаточно уже того, что насос начал засасывать воздух или в него попала грязь. Это означает, что в баке осталось 10—5 л топлива и при поворотах и торможениях топливо в баке переливается. В этот момент насос может засосать воздух, поэтому агрессивная езда или движение по пересечённой местности "на лампочке" чреваты перегревом компонента, — говорит Дмитрий З., мастер автосервиса "Убасис".
Дизельный двигатель, в отличие от бензинового, меньше страдает от попадания воздуха, однако устранить последствия топливного голодания в случае с дизелем сложнее. Если для бензинового агрегата достаточно поменять топливный насос, то мотор на солярке потребует прокачки всей топливной системы.
— Дизель нужно прокачивать топливом, дабы устранить воздух из топливной системы. Как правило, это помогает и всё остаётся без последствий. Проблема дизельного двигателя: в баке с соляркой образуется конденсат, который оседает на дне по законам физики. Если водяной конденсат попадёт в топливную систему, это приведёт к поломке мотора. Промыть топливом дизельный мотор стоит около 2 тыс. руб., — говорит сотрудник автосервиса "Убасис".
Ещё одна опасность, возникающая при низком уровне топлива в баке, связана с тем, что на дне бака накапливается грязь, песчинки и взвеси, которые могут попасть в топливную систему. Причём для этого даже не требуется осушать бак полностью: если топлива мало, то риск попадания в бензонасос грязи увеличивается в несколько раз.
В качестве защиты от этого в современных автомобилях применяются разные средства, от сеток на бензонасосе до топливных фильтров, которые задерживают грязь. При частой езде с низким уровнем топлива эти элементы нужно регулярно менять, чтобы не допустить засорения топливной магистрали. Основными симптомами того, что система забита мусором, являются повышенный расход топлива и вялая разгонная динамика.
— Многие клиенты на подержанных автомобилях удивляются тому, как поменялся характер машины после замены топливного фильтра и чистки бензонасоса. Эти процедуры стоят не очень дорого, зато эффект от них налицо. Вообще топливный фильтр нужно менять с определённым интервалом согласно рекомендациям производителя автомобиля, однако, учитывая качество нашего горючего, лучше делать это почаще, — советует Захар, механик автосервиса "Авто-М".
После экспериментов с ездой "на парах" полезно будет заменить и топливный насос, особенно учитывая тот факт, что на многих автомобилях этот агрегат неразборный.
— На современных топливных насосах фильтрующую сетку нельзя поменять, приходится менять насос в сборе. К примеру, для автомобилей Ford Focus, выпущенных после 2012 года, топливный насос лучше менять каждые 60 тыс. км пробега, — советует Дмитрий из "Убасиса".
Не меньшую опасность представляет коррозия внутренних стенок бака на автомобилях, где ёмкость для горючего изготовлена из металла. В любом бензине присутствует определённое количество воды, поэтому со временем металлические стенки бензобака начинают ржаветь. Естественно, взвесь попадает в топливо и оседает на полу бака. Именно по этой причине многие старые автомобили с трудом заводятся после долгого простоя с сухим баком: ржавчина забивает защитную сетку бензонасоса.
Однако самая главная опасность для бензинового двигателя, связанная с топливным голоданием, заключается в возможной детонации.
— Топливо из форсунок подаётся под давлением, нет бензина в баке — нет и давления. Состав топливной смеси меняется, машина перестаёт ехать, появляется детонация, которая может привести к повреждению мотора и его заклиниванию из-за того, что прогорят клапаны и поршни, — продолжил Дмитрий.
По мнению сервисмена, запас ресурса детонации двигателя зависит от степени сжатия: при высокой степени мотора хватит ненадолго, при низкой — двигатель проживёт в режиме детонации немногим дольше. Однако итог всё равно один — поломка и дорогостоящий ремонт, к слову, капремонт современного двигателя стоит от 20 тыс. руб.
Кроме очевидного совета не ездить с низким уровнем топлива в баке работники сервисов рекомендуют следить за топливной системой, регулярно меняя расходники (такие как топливный фильтр), а также прочистить форсунки, подающие горючее. При этом, по мнению эксперта, распространённая на рынке чистка ультразвуком не сможет справиться с грязью, попавшей из бака в форсунки.
Из-за отложений грязи форсунки могут неправильно подавать топливо. Поэтому лучше промывать форсунки специальными химическими составами. Эксперты утверждают, что этот способ убирает порядка 90% загрязнения в отличие от ультразвуковой чистки. Поэтому его можно рекомендовать тем, кто хочет устранить последствия езды с низким уровнем топлива.
В случае если засор устранить не удалось, форсунки придётся менять: владельцу автомобиля с бензиновым двигателем это обойдётся от 2 тыс. руб. плюс цена форсунок. Для дизеля эта же процедура обойдётся в кругленькую сумму примерно от 10 тыс. руб.