Операция "Освобождение"
Лайф выяснил, как посланники МИД и главы Чечни ведут переговоры по возвращению домой членов экипажа "Механик Чеботарёв" и "Теметерон".
Фото: © Ойл Марин Групп
В середине октября начнётся заключительный этап по освобождению российских моряков с танкера "Механик Чеботарёв". На 17 октября назначен суд по гражданам России, обвиняемым в контрабанде нефти. Также вскоре будет назначена дата судебного заседания по экипажу "Теметерона". Судна конфискованы ливийскими властями, а экипажи танкеров "Механик Чеботарёв" и "Теметерон" признали, что нарушили закон.
Ранее суд был назначен на 10 октября, но заседание перенесли на неделю.
Больше года члены экипажа танкера "Механик Чеботарёв" находятся под арестом в Ливии. 17 сентября 2015 года танкер и 11 членов экипажа были задержаны в порту Триполи по обвинению в контрабанде нефти из города Зуара. Совместными усилиями МИД и представителей главы Чечни Рамзана Кадырова 8 членов команды были возвращены в Россию. В настоящее время суда ожидают капитан судна и его двое помощников.
Российская сторона полагает, что членам экипажа танкера зачтётся в приговоре срок (больше года), который они уже отбыли, и они сразу выйдут на свободу.
После того как будет вынесено решение суда, российский МИД в контакте с ливийской стороной будет решать вопросы по возмещению расходов за содержание российских граждан.
Вероятно, уже в октябре члены экипажа "Механика Чеботарёва" будут дома. Вопрос относительно команды "Теметерона" также решается, но сроки освобождения пока назвать трудно.
— Власти Ливии дают понять, что у них правовое государство и они не могут "по звонку" взять и освободить. Всё происходит в рамках их законодательства. Если год назад считалось, что наши моряки попали к террористам, то теперь ситуация показывает: Ливия идёт навстречу России, но в рамках своего права, — отмечают представители российской стороны.
Посланники
Первые переговоры по освобождению моряков велись, как рассказывает спецпредставитель МИД в Ливии и помощник депутата Госдумы Адама Делимханова Лев Деньгов, неофициально. У представителей руководителя Чеченской Республики были личные контакты в руководящих ливийских кругах.
— Это всё строилось на личных контактах, высказали пожелания о дружбе, о том, что необходимо возобновлять отношения между Россией и Ливией. И люди, премьер-министр, не признанный на тот момент международным сообществом, — Халифа аль-Гави, — по доброй воле помогли нам, — говорит Деньгов.
По его словам, Халифа аль-Гави организовал визит делегации из Чечни к председателю Верховного государственного совета, а тот уже обратился в прокуратуру и попросил помочь. В данном случае сыграли два фактора — авторитет Рамзана Кадырова в мусульманском мире и желание новых ливийских властей наладить канал связи и стабилизировать отношения с российской стороной. После этого визита были освобождены двое членов экипажа.
В октябре уже сам Халифа аль-Гави прибыл с визитом в Грозный, где у него состоялся диалог с Рамзаном Кадыровым. Представитель ливийской власти пообещал приложить максимум усилий по освобождению остальных членов экипажа, но при этом попросил организовать встречу с главой МИД России Сергеем Лавровым. Встреча Халифа аль-Гави и Сергея Лаврова проходила вне протокола, после чего были освобождены ещё шесть членов команды "Механика Чеботарёва".
От личного к официальному
После переговоров на высшем уровне с участием главы внешнеполитического ведомства России под арестом остались трое членов экипажа танкера. В это же время начались политические изменения в Ливии. В ООН была принята резолюция, которую подписала и Россия, о признании правительства национального примирения во главе с председателем президентского совета Фаизом Сараджем и председателем Верховного государственного совета Абдурахманом Суэхли. Эти люди были уполномочены международным сообществом вести политическую деятельность в Ливии. Эти изменения притормозили и освобождение оставшихся российских граждан. Пришли новые люди, и нужно было устанавливать новые контакты, связи, поясняет спецпредставитель МИД Лев Деньгов.
Начались длительные переговоры по организации новой встречи на высшем уровне по дальнейшему процессу освобождения моряков. В конце августа этого года ливийская сторона уже заявила о готовности не просто продолжить диалог, а наладить процесс по освобождению российских моряков.
Лев Деньгов был отправлен со спецмиссией от МИД и от главы Чечни в Ливию. Со 2 октября велись переговоры с председателем Президентского совета Ливии Фаизом Сараджем, председателем Верховного госсовета Абдурахманом Суэхли, первым вице-премьером Мусой аль-Кони, руководителем Следственного комитета при генпрокуратуре Ас-Садыком Ас-Суром, членами правительства.
В ходе переговоров решающими факторами опять же стали личный авторитет главы Чечни и желание властей Ливии при помощи России стабилизировать ситуацию в регионе. Абдурахман Суэхли в разговоре с российским представителем пообещал, что сделает всё возможное для скорейшего возвращения российских граждан. Поддержку российской стороне выразил и президент Ливии.
— Верховная власть и простые люди очень приветливы. Ливийцы надеются, что Россия станет балансом сил в регионе. Америка и Европа сильно пытаются влиять. Это то, что прозвучало из уст представителей верховной власти, — рассказывает спецпосланник.
С Ливией у России всегда были исторически добрые и тёплые отношения. В 2007 году Владимир Путин посещал Ливию. И новое правительство заявило, что базис отношений между Россией и Ливией на сегодняшний день — соглашение, подписанное Владимиром Путиным и Муамаром Каддафи в 2007 году.
— Это лично я услышал из уст вице-премьера Ахмеда Маатика, — подтвердил Лев Деньгов.
В течение этой поездки Деньгов встретился и с моряками с танкера "Теметерон", которые были задержаны в конце июня ливийскими властями. Сейчас экипажу назначают адвоката, и после суда над командой "Механика Чеботарёва" пройдёт суд и над ними.
Русские и нефть
И по "Теметерону", и по "Механику Чеботарёву" ожидается вынесение обвинительного приговора.
— Нас обманули. Нам не говорили, что это контрабанда. Нам не говорили, что мы ночью туда поедем, что нас будут сопровождать вооружённые люди, — передают посланники слова экипажа.
Схема по контрабанде нефти, в которую по незнанию были втянуты и российские моряки, классическая: танкер подъезжает ночью к нефтеналивному порту, заливается нефть, происходит расчёт наличными, и танкер уплывает.
Назначенный по контракту на танкер экипаж невольно становится соучастником преступления. Как говорят в МИД, по большому счёту моряки оказались жертвами, но незнание закона не освобождает от ответственности.