"ВКонтакте" — 10 лет. За что мы его любим и ненавидим
Сегодня, 10 октября, соцсеть "ВКонтакте" отмечает юбилей. Ровно 10 лет назад заработала первая версия сайта. Сейчас "ВКонтакте" насчитывает 300 миллионов зарегистрированных страниц пользователей, а его дневная аудитория составляет 80 миллионов пользователей по всему миру. Лайф вспомнил о самых громких событиях, произошедших с соцсетью за её историю, и посмотрел, что из себя представляет сайт сейчас.
Фото: © flickr.com/vazovsky
Музыка
Одна из причин, по которой россияне так любят сайт "ВКонтакте", — это уникальная музыкальная база. Особенно это стало заметно после последнего "падения" соцсети: 15 сентября соцсеть "ВКонтакте" резко лишилась музыки, чем ошарашила многих пользователей. В Сети тут же посыпались жалобы о бесполезности сервиса без любимых треков. Вернуть всё на место техническим специалистам удалось только спустя несколько часов, а об истинных причинах сбоя компания умолчала, заверив, что это никак не связано с легализацией музыкального контента, начавшейся в этом году.
Другой скандал, связанный с незаконными треками, продолжался аж четыре года. Отечественный поп-исполнитель Сергей Лазарев ещё в 2012 году пригрозил компании "ВКонтакте" судом за распространение своих песен, в ответ тогдашний гендиректор Павел Дуров удалил всё творчество певца "по причине отсутствия культурной ценности". Лазарев, в свою очередь, на это отреагировал весьма эмоционально (орфография и пунктуация сохранены): "Это безусловно подъ@бка администрации "Вконтакте". но мне наср@ть!!! главное - удаляют". После того как компания подписала контракты с ведущими мейджорами, Лазарев помирился с администрацией и даже зарегистрировался в соцсети.
Ещё одну веху борьбы компании "ВКонтакте" с пиратством характеризует история с приложением для iOS. Дело в том, что Apple некоторое время из-за проблем с музыкальным пиратством не пускала соцсеть в свой App Store, в связи с чем приложение поставлялось владельцам iPhone и iPad без функции музыки. Полноценный камбэк iOS-приложения произошёл в июле 2016 года, когда администрации соцсети удалось уладить юридические споры с лейблами.
Пропавшие рейтинги и стены
Дизайн "ВКонтакте" кардинально не менялся до августа этого года, однако летом 2010 года сайт претерпел, наверное, самое главное изменение, породившее уже устойчивое выражение: "Дуров, верни стену!". Любимую многими старожилами соцсети функцию записей на "стене" заменили на микроблог. В Интернете начали распространяться флешмобы по бойкотированию соцсети, стали создаваться агитационные сообщества с сотнями тысяч подписавшимися. Победа школьников была близка, так как Дуров действительно оставил возможность сохранить эту функцию: для этого нужно было поставить галочку на опции "Всегда показывать информацию обо мне в раскрытом виде на моей странице". Однако со временем возможность выбора отменили.
Похожая пропажа, хотя и менее резонансная, произошла и с рейтингом. В мае 2011 года администрация соцсети убрала панель рейтинга, которая показывала степень заполненности страницы. После 100% она негласно давала владельцу страницы некий показатель "крутости", функции которого сейчас заменяет, по сути, галочка. Однако рейтинг выполнял и более прозаичную функцию: его показатель зависел от отображения пользователя при поиске аккаунтов, и, например, юзеры, имевшие менее 30% информации о себе, не могли просматривать страницы других людей.
Сбои и нововведения
Помимо удобного прослушивания музыки соцсеть "ВКонтакте" знаменита и своими нередко возникающими сбоями. То из соцсети пропадает музыка, группы и личные сообщения, то обрывается кабель между дата-центрами. Несмотря на то что специалистам компании обычно удаётся справиться со сбоями в течение небольшого количества времени, их частота и сам факт недоступности сайта каждый раз оставляют осадок у многомиллионной аудитории.
Бурную реакцию у юзеров вызывают и нововведения в соцсети. Помимо вышеупомянутого отключения стены и рейтингов в этом году сайт "ВКонтакте" пережил кардинальную смену дизайна. Особенно возмутил новый вид сайта основателя бывшего главу компании Павла Дурова, который заявил, что ресурс стал похож на "Facebook образца 2012 года". Пользователи традиционно пошумели, выпустили кучу мемов на этот счёт, но всё же продолжили пользоваться сайтом.
Блокировки
Громкими блокировками для сайта "ВКонтакте" охарактеризовался 2015 год: сначала заблокировали популярную группу "Дети-404", которая оказывала психологическую помощь ЛГБТ-подросткам, а потом и вовсе главный паблик всей соцсети — MDK. Если в первом случае суд усмотрел "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений", то во втором — оскорбление чувств верующих и порнографию, негативно "влияющую на психику детей".
Особенно сложно работникам компании "ВКонтакте" пришлось во время скандала с шуткой MDK на тему смерти певицы Жанны Фриске. Пользователи и политики грозились закрыть паблик, после чего пришлось вмешаться самой администрации и собственноручно удалить спорную шутку из соцсети.
Мальчик Стёпа
Вирусную популярность в соцсети "ВКонтакте" получила история о мальчике Стёпе, чья мать попросила пользователей поддержать его из-за нападок одноклассников. Юзеры подхватили добрый тренд и всячески выражали слова поддержки в адрес мальчика, дарили ему виртуальные подарки и восхищались его любовью к динозаврам — увлечением, за которое он был высмеян в школе. Компании Mail.ru Group и "ВКонтакте" быстро сообразили, что лишний раз можно пропиариться на истории: первые пригласили Стёпу в свой московский офис, где глава холдинга Дмитрий Гришин лично подарил ему дроида BB-8, а вторые наделили мальчика рейтингом в 146%, только для него воскресив некогда модную опцию.