Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 октября 2016, 07:30

Как ЕГЭ порождает в подростках сексизм и неуверенность

Учитель истории Виктория Клепикова — о том, как девочки могут потерять уверенность в себе, глядя на задания госэкзамена.

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Так уж вышло, что до XX века совсем мало женщин сумели оставить след в истории. Трон в России, за исключением короткого периода дворцовых переворотов, передавался по мужской линии, все государственные посты имели право занимать исключительно мужчины, женское образование понималось как умение петь и танцевать. Неудивительно, что в учебниках по истории мы читаем в основном о мужских подвигах, провалах, реформах и решениях. Тем более неудивительно, что подавляющее количество заданий ЕГЭ по истории на знание ключевых для русской государственности личностей содержат преимущественно мужские имена.

Однако XX век подарил права не только рабочему классу, но и женщинам. Ситуация стала стремительно меняться: женщины заявили о себе во всех видах искусства, стали заниматься общественной и политической деятельностью. Конец XIX—XX века знает огромное количество выдающихся женщин, которые наравне с мужчинами вписали свои имена в русскую историю и, соответственно, в учебники по истории тоже. Но что ЕГЭ?

Увы, тесты по истории, кажется, остановились во времени и в них так мало женских имен, как если бы сейчас до сих пор был XV век, а XX века не существовало вовсе. В вопросах ЕГЭ проверяется знание имён писателей, поэтов, архитекторов, режиссёров, артистов, учёных, спортсменов, но соотношение женских и мужских имён в подобных заданиях даже не 30% на 70%, а скорее 3% на 97%.

Вот перед нами сборник тестов, пролистываем первые десять вариантов. В задании ЕГЭ на сопоставление произведений культуры с именами авторов (номер 17) встретилось только одно женское имя (Вера Мухина), а мужских — 28. Листаем оставшиеся двадцать вариантов: 73 мужских имени и только 2 женских. На официальном сайте разработчиков ЕГЭ (fipi.ru) в демоверсии теста 2017 г. нет ни одного женского имени.

Объяснить этот факт причинами, связанными с действительно существующим большим разрывом в количестве между историческими персонажами — мужчинами и историческими персонажами — женщинами никак нельзя. Посудите сами: мы изучили сборник, состоящий из 30 тестовых вариантов, и ни в одном не встретили таких имен, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Анна Павлова или Софья Ковалевская. При этом мы видели имена Александра Твардовского и Константина Симонова, к примеру. Значительнее ли Симонов Цветаевой? Важнее ли Твардовский Ахматовой? Сергей Дягилев, организатор "Русских сезонов" в Париже, превосходит ли звезду своей труппы, балерину Анну Павлову? А еще Н.Г. Басов, Л.В. Канторович, Ф.И. Шубин и многие другие, известные только специалистам, личности. Почему они, а не Светлана Дружинина и Галина Вишневская?

Школьники не встретят в ЕГЭ имен Гиппиус, Кшесинской, Улановой, Плисецкой, Ахмадулиной, Берггольц, Друниной, Лиозновой и Серебряковой. Их там нет. Во всяком случае, в том сборнике, что продаётся в книжных магазинах.

Школьники увидят только привычные (потому что мужские) имена Вознесенского, Михалкова, Палицина, Никитина, Балакирева и Товстоногова.

Вряд ли такой перекос в выборе фамилий был осознанным. Составители тестов такие же члены российского общества, как и все остальные люди, а значит, воспроизводят в своей работе все привычные шаблоны и стереотипы. Вопрос здесь состоит в том, стоит ли менять шаблон. Если ответить на него положительно, то, безусловно, тесты следует совершенствовать и договориться, например, о минимальном числе женских имен, упоминаемых в каждом тесте.

Мы живём в том веке, когда люди уже перестали отрицать существование такой неприятной правды жизни, как дискриминация по половому признаку. Более того, жаркие споры остались далеко позади и достигнут консенсус по вопросу, что считать сексуальными домогательствами. Есть даже официальная статистика о количестве женщин, ежегодно убиваемых собственными мужьями дома. Иными словами, общество уже знает как свои проблемы, так и одну из их главных её причин: женщину часто рисуют как неполноценное, по сравнению с мужчиной, существо. Что ж, школа, обучая молодое поколение по пособиям, в которых почти не нашлось места женщинам, пока что никак не участвует в попытке проблему решить. Но почему бы ей не попробовать?

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров