"Синяя книга мэра". В мае 2017 года выйдет руководство по управлению городами РФ
Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская рассказала, какая информация будет содержаться в руководстве по управлению городами для мэров.
МАРИЯ АНДРЕЕВА: А примерно есть расчётное время, когда "Синяя книга" будет уже в готовом виде?
ИРИНА ИРБИТСКАЯ: Первый драфт, черновик, будет приблизительно к концу, наверное, мая 2017 года.
ИЛЬЯ ПАНОВ: Я напомню, что "Синяя книга" — это некий такой гайдлайн.
М.А.: Это руководство.
И.П.: Руководство к устройству городов для мэров и жителей.
М.А.: Инструкция по применению для мэра.
Полную версию программы "Вперёд" с Ириной Ирбитской слушайте в аудиозаписи.
И. ПАНОВ: "Синяя книга мэра" — издание под таким рабочим названием сейчас разрабатывается Центром градостроительных компетенций РАНХиГС. Об этом мы сегодня поговорим с человеком, который об этом знает больше других. Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС. Доброе утро.
М. АНДРЕЕВА: Что это за книга и почему вдруг её начали разрабатывать?
И. ИРБИТСКАЯ: Книга прорабатывается в связи с разработкой Стратегии развития Российской Федерации — 2030.
М.А.: Кто это будет читать?
Мало того, она направлена на людей. Как мы направим, действительно, на 1100 городов, где ещё и люди по-разному живут, как мы обратимся к каждому человеку? Есть очень хороший инструмент. В России сохранилась укладная система жизни людей. Я объясню, что это такое.
И.П.: Традиционная. Привычка.
И.И.: Она разная. Уже появляются современные уклады. Мы не с пустого места начинаем. Исследования, как живут люди в России, проводились давно, начиная с 19, 18 века. Есть современная аналитика. Сейчас мы в стадии определения, сколько у нас этих укладов. Уклад — это социально-пространственный тип жизнедеятельности человека.
На пересечении типа и уклада мы создаём решение, которое называется "проект плюс политика". Под каждый уклад в каждом типе города прорабатывается решение, что делать с этим укладом и, главное, как делать.
М.А.: То есть, получается, это не универсальная книга, а вариативная?
И.П.: Система некая?
И.И.: Да, есть система, которая позволяет нам направить очень точно эти решения на конкретную территорию, на конкретных людей.
И.П.: Но мы вспомним, как приезжают в провинцию, в города, москвичи и пытаются что-то делать. Мы только что разговаривали про губернатора Орла, и депутат говорит: "Он не орловский, он неместный, он приехал и пытается здесь что-то менять". Вам не кажется, что эту систему воспримут на местах как нечто, что москвичи какие-то столичные пытаются здесь насаждать? К чёртовой бабушке это никому не нужно, потому что есть понимание и знание, как жить в Кемерове, в Омске, Новосибирске, Надыме, Нарьян-Маре и так далее. В смысле, вот эти системы им не нужны. Что это будет воспринято как некая стратегия высоколобых умников, которые тут пытаются свои правила насаждать?
И.И.: И да, и нет. Я преподаю в Академии народного хозяйства, это дополнительное образование, в том числе для мэров городов и муниципальных управленцев. Очень нуждаются, особенно малые и средние города, в решениях сверху. Почему? В стране есть дефицит интеллектуальных ресурсов. Они действительно концентрируются в Москве, в Питере, в крупных городах. Второе — есть дефицит бюджетов. Малые и средние города не в состоянии нанять крупный институт, для того чтобы он сопровождал их деятельность. Третье: приходит мэр, хорошо, если человек пришёл из бизнеса, из крупного бизнеса, он понимает, как устроена сложная система.
И.П.: Хорошо, если он пришёл, а не его туда поставили…
Это первое. Второе: есть очень важный момент политики — это как делать. Интеграция местных жителей в принятие решений, то есть в настройку тонких решений, — она обязательна. Эта процедура будет прописана. Сейчас активных жителей мэры и вообще муниципалитеты воспринимают как такое мешающее зло. На самом деле это большая помощь.
М.А.: Это будет такой том увесистый?
И.И.: Очень рано об этом говорить. Мы совершенно точно будем преследовать два принципа: первое — она будет написана на очень простом языке, доступном всем, и второе — в основном это будет инфографика.
Сколько это будет страниц, мы пока не понимаем.
И.П.: Я хочу уточнить, закрывая этот рассказ о книге, какие разделы она будет затрагивать? Мы сейчас говорим общие слова, очень широко: как озеленять, как строить дороги, какие заборчики ставить? Или так мелко не будет это всё разжёвано? Что будет в этой книге? Мне непонятно.
И.И.: То, что вы сейчас перечисляете, это отраслевой подход. Эта книга будет — ещё раз — направлена на уклады, существующие в каждом городском типе. Вот сколько их будет, мы не знаем. Вы говорите: благоустройство или транспортная система. Когда мы говорим просто обеспечить транспортную систему в городе, мы получаем ненужное расширение дорог. Сначала мы должны знать, что эти дороги связывают. И здесь вы не можете не обратиться к людям — куда люди-то в городе ездят, что делают.
И.П.: Это как в Новосибирском Академгородке: прежде чем проложить тропинки, они сначала сделали садик, посмотрели, как люди ходят, чтобы протоптали вначале люди эти самые тропинки, а потом их закатали асфальтом.
И.И.: Да, мы сначала смотрим, что люди делают в городе, куда они в городе ездят, чем они занимаются, как свой досуг проводят, куда деньги вкладывают.
М.А.: А примерно есть расчётное время, когда книга будет уже в готовом виде?
И.П.: Я напомню, что "Синяя книга" — это некий такой гайдлайн.
М.А.: Это руководство?
И.П.: Руководство к устройству городов для мэров и жителей.
М.А.: Инструкция по применению для мэра.
О пользе "Синей книги" на конкретных примерах
М.А.: Давайте возьмём какой-то пример. Любой город. Это, кстати, тоже будет касаться нашего Собянина?
И.И.: Безусловно.
М.А.: Это и для него тоже?
И.И.: Безусловно.
М.А.: Ну возьмём мэра Екатеринбурга Ройзмана. Всё-таки поменьше, но тоже достаточно известный город.
И.П.: Он же вроде какой-то сити-менеджер, нет?
И.И.: Вообще, мэр.
И.П.: То есть наоборот, сити-менеджер управляет. Там как раз, в Екатеринбурге, сложная система управления городом.
И.И.: Она стандартная, достаточно хорошая система управления, да.
М.А.: Можно отнести к какому-то устройству? Какой уклад?
И.И.: Можно. Ройзман делает ценнейшую вещь для страны и конкретно Екатеринбурга: он занимается теми самыми низовыми укладами, которые есть в городе.
И.П.: Поясните, давайте сразу на примере. Что такое дно и что такое низовые уклады? Как ими заниматься?
И.И.: Вы знаете всё, чем занимается Ройзман. Он боролся с наркоманами, он реабилитировал людей. Это тот самый "донный уклад". Это ведь образ жизни определённый или бедность. Это тоже определённый образ жизни, это определённый уклад. Или люди с ограниченными возможностями, люди, которые, не дай бог, болеют раком. Это тоже определённый уклад, они живут определённым образом, простаивают в очередях сутками. Все государства развитые постоянно занимаются поднятием этих стандартов жизни для этой категории граждан. Я приведу пример. Вот Ройзман этим занимается в ежедневном режиме. К нему потоками идут люди со своими проблемами, и он эти проблемы решает. Но он решает это вручную.
И.П.: Не может же руководитель решить проблемы всех жителей…
И.И.: Действительно, это так. Это, конечно, задача служб определённых, в том числе социальных служб. Это задача государственной политики, чтобы она способствовала тому, чтобы поднимать эти стандарты жизни людей, которые не могут их себе поднять. Поскольку в стране этого нет, Ройзман компенсирует таким образом. Но это очень важный показатель. Я приведу пример: вот уклад наркоманов. Это уклад, это образ жизни, из него очень сложно вырваться. Как работает, например, Дания с этим. Они создают места с медиками, куда наркоманы могут приходить, получать дозу наркотика под контролем врачей.
И.П.: Да, а Ройзман просто приковывает их к постели.
И.И.: Это смена уклада.
М.А.: Получается, мы их легализуем таким образом.
И.И.: Когда вы легализуете уклад, вы его раскрываете.
И.П.: Наркоманы не вне закона, потребители наркотиков не вне закона. Наркоторговцы вне закона.
И.П.: То есть правильно я понимаю, что, вставляя шприц в иглу, мы даём человеку возможность его оттуда вытащить, или как?
И.И.: Да.
И.П.: Серьёзно?
И.И.: Это серьёзно. Потому что он это делает под контролем врачей, там есть мягкое воздействие — когда ему мягко создают картинку жизни без этого.
М.А.: Как же он выйдет из этого, если он просто будет получать это…
И.И.: У меня нет статистики сейчас, но это работает. В Дании это сработало.
М.А.: То есть люди отказываются потом от этого, что ли?
И.И.: Какие-то отказываются люди, да.
И.П.: Какие-то умирают.
И.И.: Понизилась смертность, понизилась преступность в городах. Мы знаем, что это ещё категория людей, которые на всё способны.
М.А.: И "Синяя книга" конкретно для мэра Ройзмана, который сейчас в Екатеринбурге, будет советовать продолжать поднимать уровень дна, но с помощью социальных служб уже, а не в ручном режиме?
И.И.: Даже не с помощью социальных служб, а с помощью конкретных решений, то есть мы докручиваем этот уклад, который существует, до цивилизованной модели.
М.А.: То есть вы ему будете показывать, как перенять опыт Дании, как вариант?
И.И.: Например.
И.П.: Вот так подробно вы будете там всё описывать?
И.И.: Да.
И.П.: Мы работаем с наркоманами вот так, с алкоголиками — так, с проститутками — вот так.
О том, что делать с "плохими" районами
И.И.: Мы отвечаем на вопрос: а что делать с кошмарным цыганским посёлком в Екатеринбурге.
М.А.: Да, вот что?
И.И.: Что делать с трущобными и криминальными районами?
И.П.: И вы для каждого из 1120 городов будете это описывать?
И.И.: Их немного. Подобного сорта укладов порядка 20.
И.П.: 20 укладов и 4 принципа управления.
М.А.: А что делать с цыганским посёлком, просто тоже стало интересно.
И.И.: Решение не одно. Их несколько.
К этому прибегают очень многие развитые страны. Когда нужно разорить клубок негатива, либо сносят центр, либо очень сильно начинают работать не только социальные службы, но и локальные проектные офисы, включающие социологов.
И.П.: Но ведь люди такого типа привыкли локализоваться и вместе бомжевать.
И.И.: Оказывается, что уклад — это, на самом деле, кажется, что это какая-то устойчивая вещь. Но она очень связана с территорией. Как только вы разрываете связи, этот уклад начинает распадаться.
И.П.: То есть не будет цыганский табор через весь город друг к другу ездить?
И.И.: Не будет, это правда.
М.А.: Хорошо, а вот трущобы. Места скопления асоциальных людей каких-то, того самого дна. Какой рецепт?
И.И.: Их два. Он одинаков для цыганского посёлка. Первый — это радикальный способ, это снос. Причём политически это делается не слишком жёстко, всё равно должна быть программа какая-то светлая и прекрасная. Это не голые слова, она действительно должна быть.
И.П.: Не просто разбомбить и выгнать, а что-то предложить.
И.И.: Не просто разбомбить и выгнать, а что-то предложить взамен. А вторая история — это уже более долгоиграющая, более сложная, занимающая 10—15 лет, когда включаются не только социальные службы, но локальные проектные офисы, включающие культурологов, социологов, медиков и так далее.
И.П.: Последний вопрос: почему "Синяя книга"? Я когда искал, что такое "синяя книга", я нашёл у американцев проект "Синяя книга", они НЛО изучали под таким названием. Что такое "Синяя книга"?
И.И.: Это рабочее название, не почему. Просто цвет хороший.
И.П.: А вы в курсе про эту программу изучения НЛО американскую? Очень смешно.
И.И.: Нет.
И.П.: Секретная программа, которая изучала НЛО и их воздействие на США. Тоже называлась "Синяя книга".
М.А.: Хорошая ассоциация. Может быть, потом поменяют, будет как-то по-другому назваться.