Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
19 октября 2016, 08:00

Супергерои против Гитлера. Какие комиксы читали во Вторую мировую войну

18 октября 1896 года в газете Уильяма Хёрста New York Journal появился один из первых комиксов. Комиксы быстро стали мощным оружием пропаганды. Как инструмент влияния на умы людей они достигли пика в годы Второй мировой войны. На их ярких страницах супергерои громили фашистов и играючи справлялись с Адольфом Гитлером.

Коллаж L!FE Фото: © РИА Новости

Коллаж L!FE Фото: © РИА Новости

До Пёрл-Харбора

Супермен вскрывает фашистский танк как консервную банку. Капитан Америка вырубает хуком справа Гитлера, а Капитан Марвел хлещет фюрера ремнём. В свою очередь, Человек-кот его душит. Бэтмен строчит из пулемёта по фашистам, а Робин подаёт ему патроны. Всё это реальные обложки комиксов, которые вышли в период Второй мировой войны. Два главных издательства Marvel и DC Comics как будто бы соревновались, кто кого переплюнет в пропагандистском угаре. Самое смешное, что эти обложки зачастую не имели никакого отношения к содержанию комикса. 

Вторая мировая проникла на страницы комиксов ещё до знаменитой высадки американцев в Нормандии. Интерес к войне отчасти связан с еврейским происхождением многих сценаристов. Например, создатели Супермена Джерри Сигел и Джо Шустер были выходцами из семей евреев-иммигрантов. Из таких же семей происходили Джек Кирби (настоящая фамилия Куртцберг) — один из создателей Супермена — и Стэн Ли (настоящая фамилия Либер), который ответственен за Мстителей и Человека-паука.  

Знаменитый выпуск "Капитана Америки", где герой в костюме, повторяющем цвета американского флага, бьёт Гитлера в челюсть, вышел в марте 1941 года, то есть за девять месяцев до атаки на Пёрл-Харбор. После выхода комикса в издательство пришла масса гневных писем: читатели не хотели лезть в политику и по большому счёту война в Европе им была до лампочки. 

Однако факт остаётся фактом: появлением Супермена и Капитана Америки мы обязаны именно войне. Оба супергероя стали американскими национальными символами и олицетворяли собой патриотические идеалы. Супермен, он же Кларк Кент, был иммигрантом, вырос на ферме и работал журналистом в газете Daily Planet. Он представлял собой образец того, как условный приезжий должен был адаптироваться в Америке. Однако он был героем не столько Второй мировой, сколько другого периода американской истории — Великой депрессии.

В свою очередь, Стив Роджерс (также известный как Капитан Америка) тоже вырос в семье иммигрантов, но сразу был подан читателям в военном контексте. Узнав, что Гитлер пришёл к власти, хилый студент-художник (не самая очевидная параллель с фюрером) пытается записаться в армию, но получает отказ, так как не подходит по физическим параметрам. Потом он становится участником эксперимента и превращается в универсального солдата. Получив звёздно-полосатый щит из рук президента Рузвельта, Роджерс тут же отправляется на фронт.

 

Капитан Америка и Супермен становятся двумя ключевыми героями Второй мировой войны. Однако ими пантеон военных супергероев не исчерпывается. Повоевать с фашистами также успели Чудо-женщина, Человек-факел, Капитан Марвел, Подводник, а также такие ныне забытые герои, как Щит и Шпион Сокрушитель.   

Убить Гитлера

После того как Америка вмешалась в глобальный конфликт, комиксы полностью пересели на рельсы пропаганды. Реклама размещалась прямо на обложке и предлагала купить военные облигации, которые помогут "утопить японацистов" и "вмазать япошкам". Врага на обложках изображали максимально мерзко и карикатурно. У японцев торчали зубы (иногда клыки), и они все как один носили круглые очки. Немцам тоже доставалось, но не так сильно. Тем не менее противника старались дегуманизировать, выставить чудовищем и даже больше — недочеловеком.  

Идеологической составляющей комиксов заведовало напрямую Управление военной информацией, которое просуществовало до конца войны. Ведомство отвечало за пропагандистские обложки, военную рекламу и массовые поставки комиксов на фронт. С началом войны ежемесячно выпускалось 15 миллионов комиксов. Спустя полтора года это число достигло отметки в 25 миллионов. Комиксы в развлекательной форме информировали читателей о происходящем на фронте и активно оправдывали американское вмешательство в заокеанскую войну. Фашизм был показан как зло вселенского масштаба. Иногда это принимало гротескные формы: так, в одном из комиксов DC на стороне врага сражались осьминоги-вампиры.

Но в остальных случаях комиксы действовали тоньше. Супермен, который покончил с фашизмом в одиночку, в войне не участвовал. Вместо этого он боролся с диктатурой как таковой и многочисленными "двойниками" Гитлера из вымышленных европейских стран. В ходе своих приключений Супермен старательно игнорировал Германию, Италию и Японию. А вот вторгнуться в несуществующую Дукалию, где правит Карл Вольф, — это запросто. В комиксе Вольф выступает на спортивном фестивале, и его речь во многом повторяет выступление Гитлера на Олимпийских играх.

Но самым ярким эпизодом в военной биографии Супермена стал 38-й номер под названием "Битва атомов". Точнее, не стал. Изначально номер должен был выйти в 1944 году, однако цензура запретила его выпуск, и в итоге он появился в продаже только через два года. В сюжете комикса фигурировала атомная бомба, что, по мнению чиновников, могло выдать врагу Манхэттенский проект (американская программа по разработке ядерного оружия. — Прим. Лайфа). Супермен случайно опередил пропаганду и начал выдавать секреты, что тут же было пресечено цензурой. 

 

Капитан Америка и его соратники, напротив, были напрямую вовлечены в войну. Их главным врагом был Красный череп — преданный ученик Гитлера и по совместительству ещё один его двойник в комиксах. С фюрером Стив Роджерс так и не встретился, однако смерть Гитлера всё же фигурировала в поздних военных комиксах. У DC Comics его убил некий неизвестный солдат, который проник в секретный бункер, а у Marvel с ним расправился Человек-факел. 

После войны

По иронии судьбы, Супермен, который избегал прямого вмешательства в войну, спокойно пережил её конец и до сегодняшнего дня остаётся популярным персонажем. А вот Капитану Америке не повезло: после войны он стал не нужен и продажи комиксов про звёздно-полосатого суперсолдата резко упали.

Дань памяти военным годам супергероя отдали только в 2011 году, когда на экраны вышел фильм "Первый мститель". Картина заново рассказывает историю появления супергероя. В "Первом мстителе" Роджерс всё так же рвётся на фронт, но вместе с тем сокрушается, что стал орудием пропаганды.

В мае этого года в комиксах произошёл ещё один важный поворот: в одном из выпусков внезапно выяснилось, что Капитан Америка всё это время был агентом нацистов. Это породило широкий резонанс в Сети и возмутило фанатов супергероя. Однако уже следующий выпуск показал, что всё не так однозначно. Не будем вдаваться в подробности, но в деле замешан большой заговор и путешествия во времени. Как и всегда. 

 

Как бы там ни было, но военное прошлое героев до сих пор не даёт покоя киностудиям. В следующем году в прокат выйдет "Чудо-женщина", где известная героиня будет показана в антураже Первой мировой войны. И на поле боя она будет работать уж точно не медсестрой, как это было в комиксах. Так что война не окончена — для супергероев она будет продолжаться вечно. 

Читайте также: "Совращение невинных". Цензоры против антигероев

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров